Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения обучающихся

Педагогика
23.02.2022
1550
Поделиться
Библиографическое описание
Колпачева, Е. В. Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения обучающихся / Е. В. Колпачева, Е. А. Шуравина, А. Е. Колпачев, Е. А. Бабкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89045/.


В статье подчеркивается значимость физической культуры и спорта для воспитания здорового образа жизни обучающихся и профилактики отклоняющегося поведения. Показана интеграция образовательных областей для достижения цели.

Ключевые слова: физическая культура; спорт; профилактика; асоциальное поведение.

Профилактика различных видов девиантного поведения у обучающихся на протяжении многого времени остается одним из важных направлений в образовательных организациях. Проблему профилактики наркомании средствами физической культуры поднимал М. В. Еремин еще двадцать лет назад [2].

Д. Ф. Петрусевич разработал программы коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта и доказал их эффективность [4].

М. М. Миннегалиев рекомендует специально подобранные физические упражнения в профилактической работе с девиантными подростками, что влияет на мотивационную структуру физкультурно-спортивной деятельности и является эффективным для социальной адаптации [3].

Бахарева Е. В., Иванова Л. В., Коваленко Е. А. доказали, что состояние благополучия в области физической, психической и социальной жизнедеятельности может возникать не только при формах поведения, сохраняющих жизнь. Стимулом для здоровьесбережения служит физическая культура и спорт [1].

Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) направлен на совершенствование государственной политики в области физической культуры и спорта, создание системы физического воспитания, направленного на укрепление здоровья населения. Физическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья психического, в том числе способствует личностному позитивному развитию.

Планируя темы самообразования, наш педагогический коллектив акцентирует внимание на важности сохранения физического и психического здоровья обучающихся. В связи с чем целью исследования стало создание специальных условий в лицее для профилактики асоциального поведения обучающихся в коллаборации социального педагога с педагогами физической культуры.

Предмет исследования — процесс профилактики асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта

Объект исследования социально-педагогическая деятельностьсобучающимися.

Для достижения цели, в соответствии с объектом и предметом исследования, решались задачи:

  1. Провести социологический и научно-педагогический анализ теоретических основ проблемы профилактики асоциального поведения обучающихся.
  2. Обосновать физическую культуру и спорт как эффективное педагогическое воздействие на личность обучающихся.
  3. Разработать Модель профилактики асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта в едином социально-педагогическом направлении.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие учителя физической культуры, спортивный тренер, социальный педагог и обучающиеся МБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области. Участвовали обучающиеся различных возрастов. Исследование длятся три года, прерывалось по независящим от педагогов причинам (пандемия covid — 19), результаты, описанные в статье, являются промежуточным мониторинговым срезом.

Методы исследования: спортивные квест — игры; спортивные соревнования с индивидуальной направленностью на ребенка; спортивные праздники; социально-педагогические акции совместно с социальным педагогом на темы спортивно-оздоровительных мероприятий.

Результаты и их обсуждения

Педагогами была разработана Модель профилактики асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта, которая предусматривает предоставление каждому обучающемуся возможности самореализации на уроках физической культуры и спорта и в процессе социального взаимодействия. Учитывался тот факт, что активность обучающихся непосредственным образом зависит от мотивации, в связи с чем, мы опирались на потребности и интересы детей. Предоставленная социальным педагогом информация о детях группы социального риска помогла скоординировать спортивно-физкультурную деятельность таким образом, что все обучающиеся были охвачены вниманием и вовлечены в исследовательский процесс.

На основе разработанной Модели в учебный план (в его вариативную часть) были внесены спортивные игры и физкультурные задания, которые отвечали интересам обучающихся, отличались необычностью проведения, требованием смекалки и сообразительности. Это явилось прекрасным стимулом для обучающихся, что поведение не всегда отвечало общепринятым нормам. При подведении итогов результативности Модели использовался метод среднеарифметического значения.

Модель профилактики асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта

Рис. 1. Модель профилактики асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта

Для объективной оценки эффективности Модели профилактики асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта изучено нравственное, психологическое и физическое состояние участников исследования. Среди участников были обучающиеся, состоявшие на учете как группа риска и эти дети были на заметке у социального педагога.

При проведении эксперимента за ними велось научное наблюдение.

После окончания первой части эксперимента были сделаны следующие выводы : у обучающихся наблюдаются разные ведущие факторы проявления интереса к занятиям физической культурой и спортом: от желания улучшить физическую форму, до желания оздоровления. Примерно, 38 % испытуемых кроме школы посещают тренировочные залы и секции, в том числе плавание. У этих обучающихся не отмечались возможные проблемы с поведением. Они целеустремленные, и с их слов «устают после тренировок» и «нет времени вредные привычки». Около 4 % испытуемых признались, что курят сигареты, но их родители об этом не догадываются. По их мнению, некоторые физические упражнения давались им с трудом, не хватало дыхания. Решили задуматься об отказе от сигарет. В целом, можно сделать вывод, что интересные спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия являются хорошим стимулом для правильного и здорового образа жизни.

Литература:

  1. Бахарева Е. В., Иванова Л. В., Коваленко Е. А. Формирование мотивации к занятиям по физической культуре школьников. //Евразийский научный журнал.2015. № 7, с. 305–309.
  2. Еремин М. В. Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта детей и подростков. Автореф. к. пед. наук. Самара, 2003, — 26 с.
  3. Миннегалиев, М. М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: автореф. дис.... канд. пед. наук / Миннегалиев М. М. — Уфа, 2004. — 20 с.
  4. Петрусевич Д. Ф. Коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта. Дисс… к. пед. наук Алтайская государственная педагогическая академия.- Барнаул, 2014.- 177 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный