Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности личности студентов, занимающихся физкультурой и профессиональным спортом

Научный руководитель
Психология
08.06.2025
7
Поделиться
Библиографическое описание
Сенокоп, Н. С. Особенности личности студентов, занимающихся физкультурой и профессиональным спортом / Н. С. Сенокоп. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 547-548. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126480/.


В статье автор исследует влияние занятий физкультурой и спортом на развитие личности.

Ключевые слова: спорт, физкультура, личность.

Исследования влияния занятий физкультурой и спортом на развитие личности актуальны в силу особенностей демографической ситуации в современной России и необходимости формирования здорового образа жизни, а также в связи со значимостью воспитания здорового подрастающего поколения [1]. В условиях современного общества отмечается рост тревожности среди молодежи, что повышает актуальность психологической поддержки и формирования у молодежи жизнестойкости, оптимизма и уверенности в себе. Данные многочисленных исследований подчеркивают необходимость разработки адаптивных программ физического воспитания, нацеленных на укрепление стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности и общей адаптивности студентов к изменениям среды. Исследователи подчеркивают также, что физкультурно-оздоровительная деятельность и занятия профессиональным спортом — два разных вида деятельности: один направлен на поддержание себя в оптимальной физической форме и укрепление здоровья, второй — на высокие достижения и общественное признание.

Цель нашего исследования — выявление влияния физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на развитие личности студентов.

На основе теоретического анализа нами были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. Имеются различия в мотивации к физической активности у студентов, занимающихся спортом и физкультурой.
  2. Спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность, побуждаемые различными видами мотивов, оказывают различное влияние на развитие личностных качеств студентов: жизнестойкости, оптимизма, интернальности и толерантности к неопределенности.

В нашем исследовании приняли участие 99 респондентов, среди которых спортсмены ( n = 39), физкультурники ( n = 55) и те, ĸто не занимается физической активностью ( n = 5). Средний возраст опрошенных составил 20 лет.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (кафедра физической культуры и ОБЖ), а также в Олимпийском центре имени братьев Знаменских, легкоатлетическом футбольном комплексе ЦСКА и в дворце спорта «Динамо».

Для выполнения поставленных задач эмпирического исследования использовались следующие методики:

1. Шкала спортивной мотивации SMS (Sport Motivation Scale) — опросник спортивной мотивации Р. Дж. Валлеранда (1995) в модификации В. Н. Касаткина и соавторов [3].

2. Методика диагностики жизнестойкости — краткая версия опросника жизнестойкости С. Мадди (Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова, 2013) [6].

3. Интернальный локус контроля диагностировался при помощи методики диагностики уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд, 1993; А. А. Реан, 2001) [5].

4. Для диагностики оптимизма применен опросник диспозиционного оптимизма (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин, 2010) [2].

5. Толерантность к неопределенности исследовалась с помощью опросника толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой (2010) [4].

По итогам проведенного исследования были получены следующие выводы.

1. Подтвердилась первая гипотеза о том, что имеются различия в мотивации к физической активности между студентами, занимающимися спортом и физкультурой. Спортсмены демонстрируют более высокий уровень внешней мотивации по шкале «Социальное одобрение», что может быть связано с профессиональной ориентацией, стремлением ĸ признанию, достижению высокого социального статуса и укреплению авторитета.

Также отмечена тенденция ĸ различиям по шкале «Смещение цели»: спортсмены чаще, чем физкультурники, связывают занятия спортом с достижением конкретных целей вне самой деятельности (например, продвижение по карьерной лестнице или приобретение социальных связей).

При этом спортсмены и физкультурники демонстрируют более высокую степень вовлеченности в деятельность, наличие внутренних стимулов и устойчивый интерес ĸ занятиям. Мотивация к занятиям физкультурой и спортом по шкале «Эмоциональное стимулирование» у респондентов, не занимающихся ни спортом, ни физкультурой, показывает низкие значения, что объясняется отсутствием интереса к занятиям физкультурой или спортом.

2. Была подтверждена и вторая гипотеза о том, что спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность, побуждаемые различными видами мотивов, оказывают различное влияние на развитие личностных качеств студентов: жизнестойкости, оптимизма, интернальности и толерантности к неопределенности.

Результаты исследования толерантности к неопределенности показали, что межличностная интолерантность существенно ниже у студентов, которые занимаются спортом, чем у тех, кто занимается физкультурой. Так, спортивная практика развивает навыки межличностного взаимодействия и снижает уровень интолерантности ĸ неопределенности, что особенно важно в современных условиях, требующих гибкости и адаптивности. Показано, что физическая активность оказывает благоприятное влияние на развитие оптимистического мировоззрения. И спортсмены, и физкультурники показали высокий уровень оптимизма, в отличие от тех, кто не занимается физкультурой и спортом.

Данные показывают также, что регулярные занятия спортом способствуют развитию интернального локуса контроля, то есть большей уверенности и самостоятельности, ответственности, независимости. Спортсмены показали более высокие результаты по данному критерию, чем физкультурники. Особенно значимые различия прослеживаются по шкале интернальности в отношении здоровья и болезни. Студенты, которые регулярно занимаются физкультурой и спортом, показывают высокий уровень жизнестойкости и психологической устойчивости, в отличие от студентов, ведущих пассивный образ жизни.

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что занятия спортом и физкультурой играют важную роль в становлении личности студента. Любая физическая активность — и физкультура, и спорт — способствует поднятию оптимизма, жизнестойкости и психологической устойчивости. При этом регулярные занятия спортом способствуют развитию интернального локуса контроля, то есть большей уверенности и самостоятельности , ответственности , независимости , а также межличностной интолерантности , навыков межличностного взаимодействия. Общая тенденция подтверждает исходную гипотезу исследования о различиях в личностных характеристиках у студентов, занимающихся спортом, физкультурой и не имеющих регулярной физической активности. Спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность могут рассматриваться как один из важных инструментов профилактики личностных дисгармоний, развития социально-психологических качеств и формирования устойчивой, зрелой личности студента. Полученные результаты могут служить основой для разработки комплексных программ физического воспитания, направленных на гармоничное развитие личности в образовательной среде.

Литература:

  1. Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 01.04.2025).
  2. Гордеева, Т. О. Разработка русскоязычной версии Теста диспозиционного оптимизма / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Психологическая диагностика. — 2010. — № 2. — С. 36–64.
  3. К вопросу о диагностике спортивной мотивации: адаптация опросника «Sport Motivation Scale» / В. Н. Касаткин, И. Т. Выходец, К. А. Бочавер, А. В. Квитчастый // Спортивный психолог. — 2012. — № 1 (25). — С. 38–43.
  4. Корнилова, Т. В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31, № 1. — С. 74–86.
  5. Бажин, Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. — М. : Смысл, 1993. — 16 с. — (Психодиагностическая серия ; вып. 6).
  6. Осин, Е. Н. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте / Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2013. — № 2. — С. 147–165.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
спорт
физкультура
личность
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 547-548):
Часть 8 (стр. 515-583)
Расположение в файле:
стр. 515стр. 547-548стр. 583

Молодой учёный