Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Семейное воспитание, как основа формирования личности учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ

Педагогика
2735
Поделиться
Библиографическое описание
Олейникова, Л. Т. Семейное воспитание, как основа формирования личности учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ / Л. Т. Олейникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2739/.

За всю историю своего развития человечество не смогло создать тако­го общественного института, который заменил бы семью, взял бы на себя всю сложность и все многообразие выполняемых ею функций. В семье, в неповторимом мире человеческих индивидуальностей, закладываются основы трудовых навыков человека, нравственных принципов, норм по­ведения.

Ориентация современного общества на гуманизацию человеческих от­ношений, реализацию в них внимания друг к другу, уважительного отно­шения к окружающим выдвигают в число актуальных проблемы диффе­ренциации и индивидуализации обучения и воспитания, создания макси­мальных условий для формирования и развития личности каждого ребен­ка, оказания своевременной и психологически обоснованной помощи де­тям, отстающим в развитии.

Во все предыдущие годы в общественном сознании главенствовала мысль, что именно школа несет ответственность за воспитание детей, а родители призваны ей помогать. Долгие годы семья выступала как вспо­могательный институт, участвующий в решении общей задачи воспита­ния, причем семье отводилась скорее пассивная роль - не мешать другим государственно-общественным институтам, берущим на себя основную работу по воспитанию личности. Поэтому сегодня мы имеем семью ис­ключительно как понятие, а не как мощный традиционный институт вос­питания.

Недавно психологи и социологи предложили родителям анкеты, в ко­торых выразилось их видение условий счастья, тех средств, использова­ние которых дало бы детям надежду на счастье. Кратчайший путь к сча­стью, по мнению большинства родителей, пролегает через образование и труд (более 60%), а семье отведено всего 1,1%. Корни всех этих рассуж­дений в изменении роли семьи как социального института. Труд имеет свою значимость не только как средство заработка, и, следовательно, как средство выживания в конечном счете, но и как пропагандируемое благо, традиционная ценность. А все остальные жизненные ценности, с помо­щью которых человек может быть счастлив, а также может реализовать себя (дружба, любовь, семья), находятся на последних местах. Тогда как именно любовь ребенка к матери и отцу является простейшим элементом нравственного воспитания, именно в семье закладываются основы нрав­ственного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка осуществляется в школе, его социальные связи все более расши­ряются, он осознает себя частью общества и распространяет свою любовь на все человечество, но основы этого закладываются только в семье. Можно выделить три группы факторов, влияющих на нравственное вос­питание ребенка в семье и на формирование его личности.

1. Социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приоб­щение детей к социальным ценностям и ролям.

2. Внесемейная деятельность (совместный труд – большое значение имеет в сельской местности).

3. Собственно семейное воспитание как некий комплекс целена­правленных педагогических воздействий.

Первые две группы факторов представлены педагогикой семейных от­ношений, о которой писал А.С. Макаренко: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, – отмечал он, – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда разговариваете с ним, поучаете его. Вы вос­питываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мыс­ли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы и хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорб­ляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»

Но совершенно особое место занимает семья в процессе воспитания и формирования личности ребенка с отклонениями в развитии. В силу оп­ределенных особенностей у детей с отклонениями в развитии замедлены темпы формирования системы социальных ориентировок, отношений, представлений и знаний о них. Если рассматривать общение детей с ок­ружающими как фактор развития и коррекции их недостатков, то первич­ные нарушения создают почву для возникновения препятствий в форми­ровании и развитии общения детей и отношений с окружающими, в уста­новлении широких социальных связей. Все это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на формирование основных психических процес­сов, которые при нормальном ходе развития возникают и преобразуются непосредственно в общении ребенка с окружающими. Более глубокое изучение детей с нарушением интеллекта, необходимое для оказания им адекватной помощи, требует исследования ближайшего круга общения ребенка, т.е. его семьи. Основная задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы принимать активное участие вместе с семьей ребенка в его воспитании и обучении, а также научить родителей общаться с собствен­ным ребенком. Достаточно часто родители ребенка с отклонениями в раз­витии сами нуждаются в психологической помощи и в соответствующем воспитании, которое пробудило бы у них веру в то, что ребенок с откло­нениями в развитии еще не потерян окончательно для общества. В настоящее время представители различных направлений науки (психиатры, педиатры, генетики, биохимики, физиологи, педагоги, психологи), а также лица, занятые организацией жизни и трудоустройством умственно непол­ноценных людей, наряду с глубоким рассмотрением различных клинико-генетических проблем олигофрении, много внимания уделяют особенно­стям личной, семейной, школьной и социальной адаптации детей с откло­нениями в развитии, а также проблемам отношения к ним в семье и рабо­те с родителями. Особое внимание уделяется педагогическому просвеще­нию родителей, организации для них семинаров, выпуску различных по­собий по воспитанию детей. Во всех странах социальная реабилитация выдвигается в качестве конечной цели специального обучения, причем при успешном решении данной проблемы определенное место отводится семье. Только семья может решить те проблемы, и сыграть ту огромную роль в формировании личности ребенка с отклонениями в развитии, кото­рая не под силу ни одному педагогу. От того, какие отношения возникнут между ребенком и семьей, будет в дальнейшем зависеть, в какие отноше­ния с обществом вступит ребенок. Для успешного решения этой пробле­мы необходимо учить родителей относиться к детям с отклонениями в развитии, т.к. основная трудность - это неправильное отношение родите­лей к своим детям, придание огромного значения их недостаткам и акцен­тирование внимания на них, что создаст еще большие трудности в про­цессе адаптации ребенка в обществе и его готовности к собственной се­мейной жизни.

Возможно, у кого-то возникнет мысль о том, что подготовка к семей­ной жизни ребенка является сугубо задачей школы, и о какой подготовке к семейной жизни в семьях может идти речь, когда до 80% детей с откло­нениями в развитии воспитываются в неблагополучных семьях? Да, дей­ствительно, родители учащихся вспомогательных школ имеют более низкий уровень образования, менее высокую профессиональную квалифика­цию, часто живут в менее благоприятных жилищных и санитарно-гигиенических условиях, но даже такая семья может оказать свое положи­тельное влияние на ребенка. Ведь, к сожалению, в программе обучения в специальной (коррекционной) школе отводится слишком мало времени (около 5% всего материала, посвященного социальной реабилитации ре­бенка) вопросам семьи, взаимоотношений в семье и проблемам подготов­ки детей с отклонениями в развитии к собственной семейной жизни. Сле­довательно, основное место получения всех необходимых знаний и навы­ков - это семья. Для выявления положения учеников специальной (кор­рекционной) школы в семьях и определения влияния различных факторов в семье на процессы обучения и формирования личности детей с отклоне­ниями в развитии были обследованы учащиеся двух девятых классов и их семьи. В ходе исследования получены следующие результаты:

- Успеваемость учащихся из неполных семей ниже, чем из полных (подобное влияние отмечено и среди учащихся массовых школ).

- Увеличение числа детей в семье сказывается на недостатке време­ни, уделяемом родителями ребенку с отклонениями в развитии, и приво­дит к его отчужденности.

- Образовательный уровень родителей - важный фактор, обеспечи­вающий правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии.

- Особое влияние оказывают жилищно-бытовые условия семьи. Осо­бенно это сказывается на успеваемости ребенка.

Но это не все. Особую роль в процессе формирования личности ребен­ка с отклонениями в развитии играет место ребенка в семье, созданный в семье микроклимат. Среди факторов влияющих на психологический кли­мат в семье стоит отметить отношение родителей к способностям своего ребенка и адекватную их оценку, поведение родителей в семье, согласо­ванность их действий, степень участия отца и матери в воспитании, сте­пень участия ребенка в хозяйственных и культурных мероприятиях внут­ри семьи, а также вовлечение ребенка в сферу семейной жизни. Анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что в большинст­ве случаев жизнь в семьях не благоприятствует интеллектуальному и со­циальному развитию ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае все усилия специальной (коррекционной) школы должны быть направле­ны на нормализацию положения своего воспитанника в семье.

Семейное воспитание накладывает отпечаток не только на формирова­ние социальных навыков ребенка, но и определяет степень готовности и отношение к созданию собственной семьи, а также отношения внутри этой семьи. Микросоциальные условия оказывают влияние на формиро­вание личности и служит эталоном на начальном этапе осмысления деть­ми с отклонениями в развитии своего собственного семейного опыта. Все стереотипы семейного поведения формируются через подражание, а если пример для подражания отсутствует, то это приводит к несформированности стереотипов, несформированности собственного «Я». Существую­щий в программе специальной (коррекционной) предмет социально-бытовой ориентировки недостаточно отражает этот комплекс знаний, ко­торый так необходим будущим семьянинам. Тогда как в тесном контакте с родителями, повышая их общую педагогическую культуру, можно добиться положительных результатов в подготовке к самостоятельной жизни учащихся с отклонениями в развитии.

Решению проблем воспитания, обучения и подготовки к жизни детей с отклонениями в развитии необходимо отводить больше места в системе социальных мероприятий, осуществляемых нашим государством. Дети с отклонениями в развитии нуждаются в особом отношении со стороны школы и семьи. Поэтому столь важна специфическая система взаимодей­ствия этих двух воспитательных институтов. Особый подход к аномаль­ным детям требует понимания родителями особенностей психофизиче­ского состояния и развития этих детей, их возможностей, методов их вос­питания и обучения. Без этих знаний со стороны семьи могут быть такие ошибки и промахи, которые еще больше усугубят недостатки развития этих детей, затруднят формирование социальных качеств личности. Именно семье отведена огромная роль в формировании этих качеств, но это забота не только семьи – школа будет ей помогать.


Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный