Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога

Психология и социология
100
Поделиться
Библиографическое описание
Сысоева, С. А. Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога / С. А. Сысоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1660/.

Психологическое здоровье педагога общеобразовательной школы мы понимаем как степень его ценностной, компетентностной, личностной, творче­ской и социальной самореализации в профессии. Это позволило нам разработать эффективную психолого-акмеологическую модель развития психологического здоровья педагога общеобразовательной школы, включающую:

- методологические подходы к изучению и развитию психологического здоровья педагога (системный, личностный, деятельностный, гуманистический, акмеологический);

- структурно-содержательные компоненты (ценностная, компетентностная, личностная, творческая и социальная сферы самореализации);

- критерии (стремление к самоактуализации, гармоничность; готовность к достижению психологического здоровья, прогностичность; стрессоустойчивость, адекватная Я-концепция, креативность, субъектность; социабельность, интернальность);

- уровни (низкий, средний, высокий) психологического здоровья педагога;

- психолого-акмеологические детерминанты:

факторы – конгруэнтность, коммуникативность, стрессоустойчивость, своевременность, ответственность;

условия – наличие здоровьесберегающих знаний, компетенций, стратегий, акмеологической здоровьесберегающей среды, ситуаций личностной самореализации;

содержательно-технологическое обеспечение процесса развития психологического здоровья педагога в виде психологического тренинга; прогнозируемый результат – достижение педагогом более высокого уровня психологического здоровья.

Повышение уровня психологического здоровья педагога достигалась посредством психологического тренинга «Акмеологиче­ская теория и практика развития психологического здоровья педагога» (60 часов).

Целью тренинга являлось развитие психологического здоровья педагога общеобразовательной школы на основе совершенствования ценностной, компетентностной, личностной, творческой, социальной сфер самореализации личности педагога. В ходе тренинга решались следующие задачи:

- подведение педагогов к осознанию ценности, значимости психологического здоровья и повышение мотивации достижения его высшего уровня;

- стимулирование у педагогов стремления к самореализации в ценностях, профессиональных знаниях и умениях, качествах и отношениях, творчестве;

- формирование совокупности психолого-акмеологических знаний, необходимых для достижения высокого уровня психологического здоровья его проявления;

- создание условий для овладения и отработки педагогами целесообразных умений достижения, сохранения и развития здоровья;

- совершенствование способов и приемов саморегуляции и самокоррекции;

- создание условий для формирования адекватной Я-концепции педагога;

- стимулирование проявления гармоничности педагогов в ориентации на себя и окружающих;

- развитие коммуникативных способностей;

- стимулирование активности, инициативности и ответственности педагогов;

- стимулирование творчества, новаторства в профессиональной деятельности;

- совершенствование педагогами личностных качеств – целеустремленности, прогностичности, проницательности, ответственности, толерантности.

Психологический тренинг включал три этапа:

- диагностический – был направлен на констатацию состояния сформированности психологического здоровья, определение личностно-значимых характеристик педагога, его смысложизненных ориентаций, потребности быть психологически здоровым;

- реализующий, цель которого заключалась в совершенствовании выявленных компонентов, критериев и уровней психологического здо­ровья с учетом эмпирически выделенных факторов;

- аналитический был направлен на обсуждение и анализ результатов в области преобразования основных составляющих и уровней психоло­гического здоровья педагога, совершенствования профессионально-важ­ных и личностно-значимых качеств. Его структура, содержание и средства проведения непосредственно повлияли на достижение педагогами прогнозируемого результата,  реализацию не только приоритетов личностной, субъектной, компетентностной и др. ее составляющих, но и проявились в прогрессивной, неманипулятивной направленности, интенсивности, открытости новому уровню развития и достижений, где акмеологическая технология, как «небольшая помощь взрослому», в виде универсальности для всех или индивидуальности для каждого (Л.С. Выготский), составляет сложную, интересную и перспективную акмеологическую составляющую процесса, в том числе, и постдипломного образования педагога общеобразовательной школы.

На успешность процесса развития психологического здоровья педагога, а именно его направленность, динамику, результативность и др. оказали влияние использованные групповые психологические процедуры и упражнения (ролевые и деловые игры, упражнения, моделирование жизненных и профессиональных ситуаций и др.)

Каждое занятие тренинга включало: информирование, тренинговую работу, процедуру подведения итогов занятия, практическую работу, направленную на диагностику, осмысление, анализ, коррекцию и развитие личностных характеристик педагога, самостоятельную работу.

 Так, например, педагоги обсуждали роль общечеловеческих и профессиональных ценностей для развития психологического здоровья; диагностировали ценностные ориентации, стремление к актуализации, уровень субъективного контроля, личностные характеристики; обсуждали и анализировали результаты диагностики.

По результатам дискуссии стало ясно, что большинство педагогов (57%) ориентированы сознательно или бессознательно на самоосуществление в профессии, жизнедеятельности.

В ходе тренинга педагоги стремились к более глубокому осознанию уровня сформированности собственных смысложизненных установок, ценностей психологического здоровья – самоактуализации в профессии, гуманизма, гармонии, профессиональной перспективности; тренировались в выборе стратегий достижения высшего уровня собственного психологического здоровья. Для этого педагоги активно участвовали в дискуссиях, выполняли разнообразные психологические процедуры и упражнения, рефлексировали и др.

 В процессе психологического тренинга у педагогов произошли статистически значимые прогрессивные изменения в ценностной, компетентностной, личностной, творческой и социальной сферах самореализации. Принципиальное значение представляют воз­росшие результаты показателей самоактуализации личности педагога, что подтверждает увеличение степени его социальной самореализации во взаимодействии с учащимися и коллегами.

Произошли измене­ния средних значений (баллы) по таким шкалам как: «ценности» (с 9 до 10), «потребность в позна­нии» (с 8 до 9), «спонтанность» (с 6 до 7). Рост показателей по шкале «гибкость в общении» (с 7 до 8), свидетельствует о повышении способ­ности педагога к самораскрытию, установлению более прочных и добро­желательных отношений, что следует рассматривать как рост его социа­бельности. По изменениям значений в сторону увеличения по шкале «ау­тосимпатия» (с 7 до 8), можно говорить о значительной тенденции ут­верждения большинством педагогов позитивной «Я-концепции» в актах самооценивания, самоотношения, взаимодействия с окружающими, что нашло позитивное отражение в ценностной, компетентностной и соци­альной сферах самореализации личности педагога (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Динамика изменения показателей самоактуализации личности пе­дагога

 

Важные результаты в содержании социальной самореализации пе­дагога показали исследования локуса контроля педагогов, которые отра­зились у большинства из них возросшими показателями интернально­сти в межличностном общении (с 8,9 до 9,6), в здоровье (с 3,4 до 3,8), в достижениях (с 7,6 до 8). Результаты свидетельствуют о том, что у педа­гогов повысилась компетентность в межличностном общении, перспек­тивность, а также наблюдается рост активности, повышающий веру пе­дагогов и возможность собственного влияния на достижение высших уровней  психологического здоровья и свидетельствует о готовности пе­дагога к более активной самореализации во всех проявлениях психоло­гического здоровья (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика изменения локус-контроля пе­дагога

 

Прогрессивными оказались качественные изменения, произошедшие в структуре личности педагога в виде роста фиксируемых показателей эмоциональной устойчивости, самоконтроля, адекватности самооценки, как проявление личностной самореализации (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Динамика изменения личностных характеристик пе­дагога

      

Анализ полученных данных после тренинга подвергался сравнению ранговым критерием U Манна-Уитни при p<0,05 и выявил зависимость высокого уровня психологического здоровья от сформированности смысложизненных ценностей (7,585), потребности в познании (7,533), автономности (6,307), гибкости в общении (7,406), эмоциональной устойчивости (7,207), самоконтроля (7,147), что эмпирически подтверждает выявленные в исследовании критерии психологического здоровья педагога.

Результаты статистически подтвержденного ис­следования свидетельствуют о продуктивном росте и качественном пре­образовании уровней психологического здоровья, динамика развития ко­торых, определялась по совокупности преобразованных структурных компонентов и критериев психологического здоровья педагога.

Это дало основание педагогам по-новому оценить уровень собственного психоло­гического здоровья (рис.4).

 

 

Рис. 4. Уровни психологического здоровья педагога (самооценка педаго­гов)

 

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный