Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Дети «группы риска» как особая социальная группа

Психология
26.01.2016
2687
Поделиться
Библиографическое описание
Карушева, А. В. Дети «группы риска» как особая социальная группа / А. В. Карушева, Е. В. Тремаскина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1002-1004. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25581/.


 

В данной статье рассматривается проблема детей, попавших в «группу риска», проанализированы основные причины и факторы попадания в данную группу, выявлена роль школы в процессе выявления детей, относящихся к группе риска.

Ключевые слова: «группа риска», суицид, неблагополучная семья, поведенческая реакция.

 

Понятие «дети группы риска» еще со времен Светского Союза прочно вошло в лексикон ученых и рядовых педагогов, которые регулярно сталкиваются с такими подростками.

Понятие «риск» подразумевает некое отрицательное или опасное явление, но которое можно предотвратить, приняв те или иные меры. Когда разговор заходит о социальных сиротах мы понимаем, что эти дети находятся под влиянием тех или иных негативных внешних или внутренних факторов, которые могут повлиять отрицательно на психологическое развитие ребенка [1, c.110].

Рассматривая реальные прецеденты, связанные с подростками, можно сказать, что они создают риск для всего общества. Данный факт дает нам возможность называть сами семьи, в которых воспитываются такие подростки, находящиеся в группе риска. В современных исследованиях ученые педагоги чаще всего заостряют внимание не на общественной опасности данных детей, а опасности, которой дети группы риска подвергают себя сами, к примеру, на их поведения и действиях, зачастую влекущих за собой отставание в развитии и учебе потерю здоровья, а иногда и жизни.

Рассмотрим более подробно исследования, посвященные детям, относящимся к группе риска. Классической концепцией в педагогической науке является позиция Л. В. Мардахаева. Автор определяет детей группы риска как членов общества, попавших в сложную жизненную ситуацию. Эти подростки сильнее всех подвержены негативным внешним влияниям со стороны социума. К ним он относит детей, воспитывающихся в неполных семьях, в многодетных, детей в семьях в которых есть пьющие родители, а также инвалиды. Также автор особый акцент делает на выявлении в рамках школы детей, попавших в «группу риска» к ним относятся подростки, которые регулярно приходят в школу не выспавшиеся или психически отличающимся от других школьников. Данный факт влияет на их дальнейшую адаптацию подростков среди членов своей группы- в данном случае класса [1, c.132–133].

Л. Я. Олиференков в своем исследовании определяет данных подростков как детей, наиболее всего подверженных с общественной стороны негативным и криминальным влияниям [2, c.146–154].

Изученная нами литература позволяет выявить основные причины попадания подростков в данную группу.

К таковым причинам относятся:

          алкоголизм одного или нескольких родителей;

          антисоциальное поведение родителей (отсутствие работы криминальный образ жизни, проституция и т. д.);

          неблагоприятная домашняя обстановка, отсутствие условий для проживания ребенка;

          психическое заболевание родителя, также наркомания или алкоголизм;

          недолжное внимание за естественными потребностями ребенка в пищи и одежде;

          бродяжничество родителей совместно с детьми, отсутствие постоянного места жительства;

          чрезмерное внимание к личности ребенка, полный контроль за действиями ребенка [3].

Для того чтобы понять почему эти факторы влияют на формирование антисоциального поведения ребенка, следует обратиться к Л С. Выготскому и очертить основные интересы ребенка подросткового возраста.

К интересам подростка относится:

          интерес к собственной личности;

          упрямство, проявление интереса к психологическому напряжению, попытка оспаривания учительского и родительского авторитета, также может проявляться в хулиганстве;

          склонность к романтизму, необдуманным поступкам [3].

В процессе взросления ребенка интересы его постепенно начинают меняться. Он сталкивается с новыми трудностями, этот процесс рассмотрел в своем исследовании Д. Б. Эльконин. Автор отмечает, что в подростковом возрасте дети все больше сталкиваются, с не понимаем взрослых, подростки начинают вести дневники, попустительски относиться к учебе считая, что жизнь, протекающая вне школы, будет для них более полезной. Подростки начинают примыкать к различным группам, как к компаниям сверстников, так и другим неформальным сообществам.

А. Л. Лихтарникова рассмотрела представление детей о счастливой жизни человека среди подростов, которые не подвержены риску и детей, относящихся к группе риска. Автор проводила исследование в результате, которого она выявил, что для детей из группы риска атрибутами счастья являются такие вещи как одежа, еда, сладости и другие вещи, которые для многих являются вещами и продуктами повседневного потребления. Автор отмечает, что данные вещные характеристики в опросах детей показывает то что игрушка для детей группы риска являются неотъемлемым предметом для счастливой жизни [1, c.112].

Вещи и предметы для детей группы риска являются как таковым замещением внимания и заботы со стороны родителей. А. Л. Лихтарникова выявила, что среди детей, относящихся к группе риска, 67 % процентов не относят себя к счастливым людям, только 17 % подростков соотносят себя с понятием счастье. Большинству из этих подростков свойственно ощущать себя одинокими. Из исследования видно, что болеет 70 % подростков, сталкиваются с этим ощущением. Для того чтобы преодолеть чувство одиночества подростки из группы риска принимают алкоголь и наркотики.

Большинство подростков находящиеся в группе риска в процессе своего взросления сталкиваются с ощущением «беспомощности». Данное состояние связанно у детей с тем, что они в процессе своего взаимодействия со взрослыми не способны найти компромисс, а также самостоятельно справится с трудностями.

Как показывают исследования психологов и педагогов большинство детей именно в подростковом возрасте попадают в группу риска. На это влияет не только рассмотренные нами выше условия внутри семьи, но также физическое развитие ребенка, слишком быстрое половое созревание, недовольство изменившейся внешностью.

Рассматривая поведенческие реакции, подростков, попавших в группу риска, психологи пришли к выводу, что реакции могут быть как однократные, так и многократные. Психологи считают, что отклонение в поведение у подростков могут быть как временные, так и постоянные все зависит от общей ситуации, в которой находится подросток, а также факторами, которые валяют на жизнедеятельность человека в данном случае подростка.

Принято выделять три группы отклонений по временному периоду:

          ситуативные отклонения;

          — устойчивые формы отклонения.

Большинство детей в подростковом возрасте ощущают себя взрослыми, однако справится со взрослыми проблема они не могут. Данный факт приводит к агрессивному поведению подростков, подросток еще не осознает всей ответственности, которую он несет и зачастую он сталкивается с ограничением законом его деятельности. Состояние одиночества у ребенка зачастую приводит его к мысли о суициде и нарушении его представлений о счастливом будущем.

Для того что бы избежать данных проблем ребенок должен быть достаточно информирован обо всех соблазнах, встречающихся на его пути о наркотиках, сексе, правонарушениях. Если в благополучных семьях информированием ребенка занимаются родители, то о детях, находящихся в «группе риска», должны позаботиться социальные педагоги и психолог, работающий в образовательном учреждении. Главной особенностью детей, которые находятся в группе риска, является то, что эти дети, так же как и благополучные, имеют родителей, посещают школу и зачастую их поведение не является отклоняющимся. Нигде не сказано, что с данными детьми должна проводиться особая работа, однако эти дети не способны полноценно реализовать себя в современном социуме и в процессе обучения. Сами подростки без помощи неспособны справится со своими проблемами и помощи от семьи им ожидать не приходится.

Подростки, попавшие в группу риска просто не видят выхода из ситуаций с которыми они сталкиваются зачастую этим детям не только не помогаю, но и угнетают. Со стороны окружающих они сталкиваются с отчуждением и порицанием как со стороны сверстником, так и со стороны педагогов.

По данным статистики в 2015 г. более 1500 подростков покончили жизнь самоубийством и более 200 детей. Все дети относились к «группе риска» и воспитывались в семьях, где родители были либо алкоголики, либо тунеядцы. Однако причины самоубийства были разные, так, к примеру, в Рязани девушка ушла из жизни из-за плохой оценки в школе. Данные факты свидетельствуют, что дети, относящиеся к группе риска не способны справляться даже с мелкими трудностями, встречающимся на их жизненном пути.

Оказанная в нужный момент помощь помогает ребенку переосмыслить свой взгляд на будущее ведь многие просто не уверенны в дальнейшем успехе и счастье в жизни. Задача педагогов в работе с данными детьми состоит не в том, чтобы критиковать и осуждать, а чтобы проявить сочувствие помочь изменить ценностные ориентиры и мировоззрение подростка, оказавшегося в такой ситуации. Главное, что эти дети не являются асоциальными, они находятся в «группе риска», а значит избежать негативных последствий можно.

 

Литература:

 

  1.    Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2010. — 26.
  2.    Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М., Издат. Центр «Академия», 2012.
  3.    Шпицына Л. М., Казакова Е. И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы. Спб. 2008–108 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
«группа риска»
суицид
неблагополучная семья
поведенческая реакция.
Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 1002-1004):
Часть 10 (cтр. 957 - 1059)
Расположение в файле:
стр. 957стр. 1002-1004стр. 1059

Молодой учёный