Обзор лучших статей «Молодого ученого» №48 (338)

Продолжаем анализировать лучшие работы наших начинающих исследований. Нам особо приятно отмечать, что растет число элементов мета-данных, попадающих в обзоры и не требующих абсолютно никакой доработки. В этот раз редакцию порадовали этим сразу 4 автора.

Из минусов в очередной раз проявилось нежелание авторов называть цель целью. Дорогие молодые ученые, запомните, пожалуйста: в любой работе – от курсовой до докторской диссертации – цель нужно формулировать обязательно.

Примечательные аннотации к научным статьям

1. ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕВОДА ТЭЦ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ТОРФ

Целью статьи является анализ перспектив перевода ТЭЦ-2 г. Владимира на торф. В работе проведён анализ целесообразности перехода ТЭЦ-2 г. Владимир, на вид топлива торф, месторождение которого во Владимирской области обеспечивают работу ТЭЦ на четыреста девяносто два года, рассмотрены варианты уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу. Показано, что перевод ТЭЦ на торф будет целесообразен, если ТЭЦ будет работать в режиме постоянной нагрузки с компенсации пиков за счёт внешних источников электроэнергии. ТЭЦ-2, размещённая в городе Владимир, имеет возможность использования торфа в качестве основного топлива. Доступность месторождении полезных ископаемых и развитой транспортной сети позволит перевести Владимирскую ТЭЦ-2 на торф. Промышленная добыча снизит риски возникновения сезонных пожаров примерно на 3–6 млрд рублей в год.

Ключевые слова : торф, ТЭЦ, коэффициент использования топлива, пиковые нагрузки

Автор начал аннотацию с формулировки цели. В качестве метода исследования указан анализ, хотя стоило бы уточнить, какой именно. Основная часть текста посвящена изложению результатов и выводов. Они демонстрируют ракурс, избранный автором, и ценность полученных результатов для рассматриваемой области.

Рекомендация автору : уточнить, на основе каких материалов проводился анализ.

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Научная статья посвящена анализу особенностей и проблем текущего этапа развития рынка интеллектуального капитала в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена периодом цифровой трансформации российской экономики, повышенной ролью интеллектуальной продукции, как инструмента управления конкурентоспособностью бизнеса и увеличением доли наукоемкого и инновационно-ориентированного производства предприятий. В рамках статьи рассмотрена роль интеллектуального капитала в рамках развития инновационного предпринимательства. Проанализирован уровень текущего состояния отечественного рынка интеллектуальной продукции. Выделены актуальные проблемы развития отечественного рынка интеллектуальной продукции.

Ключевые слова : интеллектуальная продукция, интеллектуальный капитал, инновационное предпринимательство, инновационный бизнес, инновационная деятельность

В начале аннотации автор завуалировано приводит цель, не называя ее таковой. Далее он обосновывает актуальность, что необязательно (можно вынести во введение), но похвально. Основные результаты изложены сжато. Констатируется факт наличия выводов и их характер, однако какие именно это выводы – автор умолчал.

Рекомендации автору: добавить фразу «Цель работы – …»; добавить сведений о материалах и методах; детализировать выводы.

3. ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В СИЛУ ПРИОБРЕТАТЕЛЬНОЙ ДАВНОСТИ

В настоящей статье автором были определены особенности приобретения права собственности по приобретательной давности на земельный участок. Определены основания возникновения права собственности по приобретательной давности на земельные участки. На основании примеров судебной практики, выявлены наиболее распространенные в правоприменительной практике случаи, когда право собственности на земельный участок приобретается на основании приобретательной давности.

Ключевые слова : приобретательная давность, недвижимое имущество, государственная регистрация недвижимости, земельный участок, давностное владение

Цель снова присутствует в смысловом измерении, но не названа своим именем. В качестве материалов исследования указана судебная практика. Результаты сформулированы сжато, но достаточно, а вот выводы стоило бы расширить.

Рекомендации автору : добавить фразу «Цель работы – …»; уточнить, какими методами пользовался автор; перечислить основные выводы.

ТОП-3 наборов ключевых фраз номера

1. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационное развитие экономики, активное развитие проектного управления обуславливают появление новых требований со стороны руководства компаний к наличию определенного уровня не только теоретических знаний, но и фактического уровня квалификации проектных сотрудников, их профессиональной компетентности. Для выявления данного уровня экспертами предлагается разрабатывать собственную оценку компетенции проектного персонала.

Ключевые слова : проект, управления проектом, компетенции, личностные компетенции, проектные компетенции, грейды, индикаторы

Набор ключевых слов позволяет идентифицировать научно-прикладную сферу, которой интересуется автор. Исследуемая им проблема тоже усматривается. Предмет показан наглядно, а вот объект – слегка расплывчато. Специфическая терминология употреблена.

Рекомендация автору : добавить ключ «система обеспечения компетентности»

2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются результаты теоретического и эмпирического исследования формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности, представлены критерии формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности — личностный, целереализующий, функционально-креативный — через систему показателей, описаны с их помощью уровни сформированности самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.

Ключевые слова : самостоятельность, младшие школьники, учебная деятельность, критерии, показатели и уровни самостоятельности.

Ключевые слова этой статьи полноценно передают ее тематическое содержание. Хотя проблема, выбранная автором для изучения, – достаточно широкая, выявить ее по ключевым словам не представляет труда. Объект и предмет в них отражены.

Рекомендация автору : разделить последнюю ключевую фразу на две – «показатели самостоятельности» и «уровни самостоятельности».

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья посвящена анализу наметившейся тенденции развития цифровых технологий и IT-продуктов в экономике, в частности в России. Описывается влияние цифровых технологий на российский сегмент бизнес, появление новых профессий и устаревание ряда действующих, причина этого — начавшийся процесс цифровизации экономики.

Ключевые слова : цифровая экономика, цифровые технологии, развитие IT, кибербезопасность, искусственный интеллект, бизнес

Ключевые слова к этой статье наглядно демонстрируют ее междисциплинарность. Благодаря этому работа окажется сразу в нескольких тематических подборках и станет широко известна. Объект через ключевые слова передан, а вот предмет стоит уточнить. Профессиональная терминология присутствует.

Рекомендация автору : добавить ключи «развитие цифровой экономики» и «тенденции развития»

Самые продуманные названия к статьям

1. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

В статье приводится обзор современных исследований автоматизированного составления расписания учебных занятий в образовательных организациях. Проведенное исследование направлено на формирование функциональных требований к автоматизированной информационной системе, обеспечивающей многокритериальную оптимизацию расписания учебных занятий в профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова : расписание учебных занятий, многокритериальная оптимизация, требования, ограничения

Прекрасный пример того, как достаточно длинное название с минимумом предлогов читается и воспринимается легко и без разночтений. Оно отражает, насколько узкий вопрос выбрал для исследования автор, что может указывать на элемент научной новизны. Поскольку упомянута реализация конкретной задачи, личный вклад автора не оставляет сомнений. Объект и предмет из названия вполне понятны. Ключевые слова частично использованы. Указание на эмпирическую базу утяжелило бы заголовок, да и его отсутствие компенсируется в аннотации.

Рекомендации автору : отсутствуют.

2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОСЛОЖНЕНИЙ ПРИ БУРЕНИИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СКВАЖИН С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПОНОВКИ С ЗАБОЙНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Большинство наклонно-направленных и горизонтальных скважин бурят с применением винтовых забойных двигателей (ВЗД) комбинированным способом. Применяемой технологии сопутствуют ряд сложностей, которые могут привести к возникновению осложнения при бурении. Рассматриваются практические мероприятия по их предупреждению.

Ключевые слова : осложнение, направленное бурение, компоновка, забойный двигатель, прихват, шлам, нагрузка

Заголовок средней длины показывает, что послужило объектом и предметом исследования. Тематическая область определяется по нему безошибочно, подход автора – тоже. Поскольку речь идет о предупреждении осложнений, можно допустить признаки научной новизны и уверенно констатировать наличие практической значимости работы, а вместе с тем – и вклада автора.

Рекомендация автору : уточнить, что послужило эмпирической базой.

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ СТАЖЕМ БРАКА

В статье приводятся результаты сравнительного анализа удовлетворенности браком и эмоционального интеллекта у мужчин и женщин со стажем брака до 3 лет и от 4 лет и более.

Ключевые слова : удовлетворенность браком, эмоциональный интеллект, стаж брака, мужчина, женщина, эмоции, брак

Объект и предмет исследования описаны в названии довольно подробно. Однако это не сделало его слишком длинным: суть передана вполне четко. Факт сравнительного анализа демонстрирует личный вклад автора и позволяет допустить научную новизну результатов.

Рекомендация автору : уточнить, на какой базе основывалось исследование.

Лучшие введения этого номера

1. В имеющихся источниках по проблематике интернет-зависимости выделены ее критерии, в основном общие с другими известными видами зависимости, рассматриваются связанные с ней личностные особенности, специфика проявления в разных возрастах [1, с 3–18; 2 с. 5–23; 5, с. 7–15; 10, с. 4–17]. Тем не менее, вопрос о последствиях использования человеком современных технологий, остается открытым и вызывает массу споров. Правомерным представляется построение модели технологических зависимостей на основе модели «нормативного» использования технологий, в которой вместо симптомов интернет-зависимости в первую очередь рассматривается изменение психологических границ [3, с. 3–21].

Э. Фромм соотносил феномен отчуждения с техническим прогрессом и экономикой. Он писал «При капитализме... все человеческие усилия должны быть направлены на увеличение темпов роста экономической системы, умножения капитала, причем не ради собственного благополучия, а ради самого капитала...» [9, с. 34]. Информационные технологии предполагают, что отношения между людьми осуществляются с помощью технических средств. Означает ли это что они уподобятся отношениям вещей? Связь интернет-зависимости с отчуждением очевидна, возникает вопрос, имеют ли последствия нормативного использования информационных технологий с отчуждением? В своей диссертации, Е.Осин адаптировал оригинальную версию теста отчуждения с. Мадди, который определяет отчуждение как экзистенциальный недуг, и его соавторов с. Кобэйса и М. Хувера для учащихся.

В нашей работе изучается связь последствий нормативного использования информационных технологий интернет-зависимости с отчуждением на особой выборке — кадетах. Психологических исследований, посвященных им, крайне мало. В основном они касаются развития личности подростка [6, с. 3], психологических особенностей воспитания юношей, проблем и перспектив военно-патриотического воспитания [7, с. 4].

Цель работы: изучение взаимосвязи нормативного использования информационных технологий, интернет — зависимости с отчуждением в различных сферах жизни и формах.

Гипотеза: В факторной структуре интернет-зависимости, психологических последствий нормативного использования интернета и отчуждения в различных сферах жизни и формах будут выявлены смешанные факторы, отражающие специфику выборки (образ жизни, приближенный к казарменному, запрет на использование технических средств связи на территории образовательного учреждения).

В исследовании приняли участие кадеты 10–11 классов ФГКОУ «Пермское президентское кадетское училище им. Героя России Ф. Кузьмина войск национальной гвардии». Опрошены 85 человек, 76 юношей и 9 девушек.

Для обработки эмпирических данных был использован факторный анализ по методу главных компонент Г. Хотеллинга с последующим Varimax-вращением интегральных показателей:

– Методики оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами, форма для Интернета («МИГ-ТС-2») В. А. Емелина, Е. И. Рассказовой, А. Ш. Тхостова, 2015;

– Тест шкалы интернет — зависимости Чена (Chen Internet addiction Scale — CIAS (S. H. Chen, 2003 г., Китай) — адаптация К. А. Феклисова, В. Л. Малыгина, 2011 г.;

– Частные показатели Опросника субъективного отчуждения с. Мадди (ОСотч). Адаптация для юношеского возраста Е. Н. Осина.

Начало введения можно одновременно трактовать и как обоснование актуальности, и как описание научной новизны. Автор обращает внимание на отсутствие исследований последствий использования человеком современных технологий. Обзор предшествующих работ по смежной проблематике дается в расширенном виде. Далее автор формулирует цель своего исследования, гипотезу и детально описывает эмпирическую базу.

Рекомендации автору : указать объект и предмет; увеличить основной текст, чтобы введение не занимало половину всей статьи.

2. Актуальность. Импрессивная речь является одним из главных условий речевого развития и одной из основ формирования коммуникативных навыков. На данный момент особенности речевого развития детей с умственной отсталостью хорошо изучены. Однако проблема изучения особенностей логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи у школьников с нарушением интеллекта остается без должного научного внимания. Очень мало специализированной логопедической литературы об особенностях и коррекции импрессивной речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Это и вызывает необходимость проведения исследования младших школьников с умственной отсталостью с целью определения нарушений в импрессивной речи и выявления особенностей и направлений логопедической работы по преодолению данных нарушений.

Главные задачи исследования:

1. Выявить уровень развития импрессивной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

2. Сравнить состояние импрессивной речи младших школьников с умственной отсталостью, обучающихся с первого класса в коррекционной школе, и младших школьников с умственной отсталостью, которые два года обучались в общеобразовательной школе без адаптированной программы обучения.

3. Определить основные направления коррекционной работы с младшими школьниками с умственной отсталостью по преодолению нарушений состояния импрессивной речи.

Объект исследования: импрессивная сторона речи школьников с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: особенности импрессивной стороны речи у младших школьников с нарушением интеллекта легкой и умеренной степени.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены особенности развития импрессивной речи младших школьников с умственной отсталостью и разработаны рекомендации обучающего процесса по преодолению нарушений импрессивной стороны речи.

Нарушением речи умственно отсталых школьников занимались исследователи: Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, Г. А. Каше, Е. Ф. Соботович, Д. И. Орлова, Р. И. Лалаева и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты наблюдаются у 40–60 % детей [5].

Введение начинается с обоснования актуальности, которое плавно переходит в постановку цели. Далее автор детализирует путь ее достижения через постановку трех задач. Четко выделены объект и предмет. Научная новизна раскрыта двумя аргументами. В завершении автор дает краткий обзор исследований предшественников и их основных достижений.

Рекомендации автору : отсутствуют.

3. Исследование публицистического дискурса как социокультурного феномена позволяет определить аксиологические доминанты социума и способы их моделирования в текстах СМИ. Последовательный анализ языковой репрезентации ценностных смыслов в публицистическом дискурсе является актуальным направлением лингвистики, так как направлен на описание социокультурного контекста процессов познания и общения.

Целью данной статьи является сопоставительный анализ аксиологических доминант дискурса о воспитании в русских и английских текстах. В качестве практического материала были использованы тексты, размещенные на сайтах https://www.parents.com, https://www.daniel-wong.com, https://www.parents.com, https://time.com, https://www.parents.com, https://www.freemake.com, https://www.parents.com, https://azbyka.ru, объединенные общей тематикой «Как воспитать счастливого ребенка». Всего было проанализировано 45 статей, из них 26 на английском языке, 19 на русском языке. В работе были использованы метод дискурс-анализа, позволяющий выявить социокогнитивный контекст текста и функцию отдельной единицы в его создании, а также метод компонентного анализа для определения семантического состава ключевых единиц текста, что позволило обнаружить социокультурную специфику анализируемых текстов и сделать выводы об особенностях дискурса.

Автор начинает введение с краткого обоснования актуальности выбранной темы. Далее он ставит цель своей работы. Подробное описание эмпирической базы исследования и примененных методов – дополнительный плюс этого текста, ведь для введений оно не является обязательным. Научная новизна таковой не заявлена, но ее описание в последнем предложении усматривается.

Рекомендация автору : указать объект и предмет.

Самые качественные заключения к статьям

1. В работе было описано моделирование строительных процессов надземной части высотного монолитного здания, произведенное с помощью системоквантов. В результате данного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Система квантования позволяет смоделировать непрерывную работу башенного крана и оценить ее по таким параметрам как продолжительность, стоимость, трудоемкость и другим показателям.

2. Решение задачи по повышению эффективности непрерывной работы ведущего механизма на строительных процессах показало, что в условиях монолитного многоэтажного строительства можно добиться непрерывной работы ведущего механизма.

Также, рассматривая другие высотные монолитные здания, можно сказать, что система квантования применима и к комплексу таких объектов. Также с помощью этой системы строительные работы можно будет увязывать не только на этапе возведения каркаса, но и при сантехнических, электротехнических, общестроительных работах и т. д.

В заключении автор структурированно приводит основные выводы. Целью данной статьи являлась разработка компонентов инжиниринговой системы с помощью квантования этапа надземной части для повышения эффективности организации строительства многоэтажного монолитного здания. Исходя из содержания выводов, можно понять, что цель достигнута. Также автор предполагает, что систему можно применять и на других этапах строительно-монтажных работ, – а это направления для новых исследований.

Рекомендации автору : отсутствуют.

2. Выводы

1. В постановке диагноза патологического вывиха бедра у детей раннего возраста важная роль отводится клинической симптоматике: гипотрофия мягких тканей бедра, хромота, укорочение нижней конечности, ограничение отведения в тазобедренном суставе, отрицательный симптом «низведения бедра».

2. Ультразвуковой метод являясь неинвазивным, дает возможность оценки всех структур тазобедренных суставов в раннем периоде патологического процесса.

3. У всех больных в общем анализе крови выявлена анемия по снижению уровня гемоглобина и количества эритроцитов легкой и средней степени тяжести.

4. Биохимический анализ крови выявил снижение в сыворотке крови неорганических фосфатов с резким повышением активности щелочной фосфатазы.

5. Бактериологическое исследование выявило активность золотистого стафилококка в 38,8% случаев.

Таким образом, при лечении необходим комплексный подход к изучению жизнедеятельности костной ткани современными методами диагностики, позволяющий охарактеризовать основные гомеостатические показатели, в том числе обмен макро- и микроэлементов с их коррекцией.

Автор четко и структурированно приводит выводы, к которым пришел по итогам исследования. Очевидно, они имеют практическую ценность для комплексной диагностики. Цель работы указана не была, поэтому без специальных медицинских знаний трудно оценить ее достижения по контексту.

Рекомендации автору : сформулировать цель и охарактеризовать степень ее достижения; показать, какие направления открываются этой статьей для дальнейших исследований.

3. Таким образом, психолого-педагогические проблемы формирования рефлексивных способностей подростков являются частым явлением на практике. Возможными причинами таких обстоятельств могут выступать: нерациональное выстраивание структуры занятия, ограниченность во времени урока, отсутствие возможностей индивидуального подхода к обучающимся, незаинтересованность подростка к поиску новых знаний для решения нестандартных задач.

На формирование рефлексивных способностей ребенка влияет организация учебной деятельности, формирование компонентов личности посредством самосознания, самосовершенствования, личностно-интеллектуальные ресурсы, а также благополучная окружающая обстановка и осведомленность подростка о конструктивных способах поведения в проблемно-конфликтных ситуациях. Структурные элементы развития рефлексивных способностей могут быть эффективно усвоены благодаря обучению при условии включения подростка в образовательный процесс, посредством учета уровней самостоятельной деятельности и активных групповых методов обучения, предоставляемых педагогом.

Целью данной работы было проведение теоретического анализа проблем развития рефлексивных способностей подростков и способов их разрешения. Очевидно, что автор ее достиг: не только выявил проблемы, но и определил возможные причины их возникновения, а в завершении предложил пути их преодоления. Такие результаты имеют практическую ценность для психологии и педагогики и показывают личный вклад автора. Данные автором рекомендации можно положить в основу будущих исследований.

Рекомендации автору : отсутствуют.