В данной статье анализируется образ Счастливого Принца как символ истинной доброты в сказке Оскара Уайльда «Счастливый Принц». Приводится основная информация о биографии писателя, раскрываются мотивы, вдохновившие его на создание данного произведения, а также дается толкование ключевых терминов. Определяются основная тема и проблема сказки, подробно описываются главные герои — Принц и Ласточка, которые жертвовали собой ради благополучия других. Особое внимание уделяется анализу художественных образов главных персонажей, выявлению их символического значения: Принц и Ласточка предстают как воплощение искренней и бескорыстной доброты. В статье подчёркивается значение данных образов для понимания нравственного посыла произведения.
Ключевые слова: образ Счастливого Принца, символ, сказка, эстетизм, внутренняя красота.
Оскар Уайльд — замечательный поэт и писатель, творчество которого привлекает внимание многих исследователей. Его произведения остаются актуальными во все времена, поскольку автор затрагивает такие вечные темы, как доброта, любовь, искренность, борьба со злом и несправедливостью. В своих сказках он поднимает сложные и серьезные проблемы, заставляя задуматься о настоящих ценностях. «Оскар Уайльд (родился 16 октября 1854 года, Дублин, Ирландия — умер 30 ноября 1900 года, Париж, Франция) был ирландским остроумцем, поэтом и драматургом» [6]. Оскар Уайльд писал свои произведения на английском языке.
В возрасте одиннадцати лет Оскар поступил в Королевскую школу Портора, которая считалась престижным учебным заведением. Здесь он знакомился с античным миром и с увлечением читал древнегреческих авторов. Именно здесь Оскар приобщился к принципам «нового эллинизма», суть которого заключалась в гармонии личности и преобладании творческого духа над материальным миром. Позже подобное видение мира послужило основой для создания «Счастливого Принца». После окончания школы Оскар стипендиатом поступил в Тринити-колледж в Дублине, затем, выиграв конкурс на лучшее сочинение о греческих комедиографах, получил возможность поступить в Оксфордский университет. В Оксфорде он слушал лекции по европейской живописи, зодчеству, философии и поэзии. Вдохновившись воззрениями своих преподавателей, Оскар выступал против пошлости и безнравственности. Эти взгляды писатель проявил в форме эстети́зма — литературного направления, основателем которого является сам Оскар Уайльд [4, с. 5–9]. Современник Оскара Уайльда, Уильям Батлер Йейтс, ирландский поэт, высоко оценивал его творчество и восхищался им, отмечая: «Моё первое знакомство с Оскаром Уайльдом поразило меня: я никогда не слышал, чтобы кто-то говорил такими совершенными предложениями, будто они за ночь были написаны с напряжением — и в то же время исходили спонтанно…» [7].
В своих сказках Оскар Уайльд раскрывал не только внешнюю красоту, но и красоту души — сердечность, великодушие, искренность. Этими качествами он наделял персонажей произведений «Счастливый Принц», «Соловей и Роза», «Эгоистичный великан», «Преданный друг». Интересен выбор писателем жанра произведения — литературной сказки, определяемой как «эпический жанр, ориентированный на вымысел» [2], что связано с его стремлением объяснить детям морально-эстетические ценности. Тем не менее, его сказки адресованы не только детям, но и взрослым.
«Сказка «Счастливый Принц» была впервые опубликована в мае 1888 года в сборнике The Happy Prince and Other Tales в лондонском издательстве David Nutt» [6]. Сказка написана в направлении эстетизма. Согласно словарю Мировой художественной культуры, эстетизм — это «литературное течение, возникшее в Англии в конце XIX в. Его возглавил писатель О. Уайльд, выдвинувший культ красоты в противовес пошлости буржуазного быта» [5].
Уайльд написал эту сказку во времена викторианской Англии, когда в Лондоне царили бедность и голод. Дети были вынуждены тяжело трудиться, чтобы выжить. Эти реалии нашли отражение в сказке, где статуя Принца, ранее не знавшего страданий, осознает боль народа и стремится помочь бедным. Главными героями являются Счастливый Принц и Ласточка. Второстепенные персонажи — городские советники, горемыка, приютские девочки, тростник, мэр и др.
Счастливый Принц — центральный герой, изображенный в виде статуи. Когда-то в городе жил прекрасный Принц, которого все называли Счастливым, потому что он жил в роскоши и ничего не знал о страданиях людей. После его смерти ему поставили статую, покрытую золотом и украшенную драгоценными камнями. Она стояла в центре города, и все любовались ею. Однажды к статуе прилетела Ласточка, которая задержалась на пути в Египет. Принц попросил её помочь людям в беде — отдать его рубин, сапфиры и золотые листочки тем, кто нуждается. Ласточка слушалась и каждый день раздавала его драгоценности бедным. Принц становился всё менее красивым, а Ласточка должна была улететь из-за того, что наступала зима, но птичка не покидала его. В конце концов, Ласточка умерла от холода у ног Принца. Жители решили, что статуя больше некрасивая, и убрали её. Но Бог послал ангела, чтобы он принёс самые ценные вещи в городе, и ангел выбрал оловянное сердце Счастливого Принца и мёртвую Ласточку [1, с. 181–189].
Счастливый Принц и Ласточка выполняют важную роль художественных образов, символизирующих высокие нравственные качества. Художественный образ — «форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщённая картина человеческой жизни, <…> созданная при помощи творческой фантазии. Художественный образ — одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций художника» [3, с. 241]. Следует отметить, что в рамках художественного образа значимую роль играет символ. Автор вкладывает в художественные образы Счастливого Принца и Ласточки особые символы, наполняя их глубоким нравственным и философским смыслом. Символ — «(от греческого sýmbolon — условный знак) — предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа. <…> В основе своей символ имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении — это троп. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и тому подобное <…>» [3, с. 348–349]. Следовательно, символ помогает раскрыть глубину художественного образа и является ключом к пониманию авторской идеи. В анализируемой сказке Счастливый Принц символизирует доброту и заботу о бедных. Счастливый Принц — это статуя, которая не может двигаться, но искренне стремится помогать нуждающимся. Несмотря на физическую неподвижность, он находит способ делать добро с помощью Ласточки. Данный образ подчёркивает, что сильное желание помочь другим способно преодолеть любые ограничения. Ласточка — символ преданности. Она помогает Принцу делать добро и жертвует собой ради благих дел и любви к Счастливому Принцу. Сказка показывает, как важна жертвенность и любовь к другим.
Главная тема сказки — это самопожертвование во имя добра. Сказка показывает, что настоящая ценность жизни заключается не в богатстве и внешнем виде, а в готовности помогать другим, даже если ради этого нужно пожертвовать собой. Принц отдает всё, что у него есть — золото, рубины, сапфиры — ради бедных и несчастных. Ласточка помогает ему, жертвуя собственной жизнью. Их поступки учат состраданию, любви и тому, что добро — это высшее качество человеческой души.
Оскар Уайльд написал сказку «Счастливый Принц», чтобы показать несправедливость и равнодушие общества. В то время в Англии была сильная бедность, особенно среди рабочих и детей, а богатые жили в роскоши. Уайльд хотел напомнить людям о важности добра, милосердия и самопожертвования, критикуя общество, которое ценит материальное богатство, но забывает о сострадании.
Счастливый Принц отдал рубин с рукоятки меча швее, у которой был больной ребенок, один сапфир — молодому писателю, второй сапфир — девочке, продававшей спички, отдал всё золото с себя, чтобы помочь остальным бедным. Несмотря на это, общество в целом не оценило его жертвенность, хотя те, кто получил драгоценности, были благодарны, пусть и не зная, от кого именно поступила помощь.
Нижеследующая таблица показывает, как изменилось мнение людей о Счастливом Принце до и после того, как он начал помогать бедным. В начале сказки люди восхищались его внешностью и называли его прекрасным, ангелом и счастливцем. Но когда он пожертвовал свою красоту ради других, люди начали презирать его, называли «оборвышем» и «бесполезным», потому что он больше не был красивым. Высказывания в таблице показывают, что общество судит не по доброте, а по внешнему виду.
До утраты внешней красоты |
После утраты внешней красоты |
—Он прекрасен, как флюгер-петух! |
—Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! |
—Постарайся быть похожим на Счастливого Принца! |
—Именно, именно оборвыш! |
—Я рад, что на свете нашелся хоть единый счастливец! |
—Он хуже любого нищего! |
—Ах, он совсем как ангел! |
—В нем уже нет красоты, а стало быть, и пользы нет! |
Эти высказывания свидетельствуют о том, что общественная оценка основывается преимущественно на внешнем облике и материальном статусе, игнорируя нравственные качества и духовные ценности.
В своей сказке «Счастливый Принц» Оскар Уайльд хотел показать, как важна доброта в жизни человека и как часто люди меняют свое мнение в зависимости от внешности человека. Писатель хотел объяснить читателям, что внешность — не самое главное, а важна внутренняя красота, важны те поступки, которые человек совершил.
Таким образом, анализируя художественный образ Счастливого Принца сквозь призму доброты и милосердия, мы понимаем, что, несмотря на несчастливый финал сказки, добрые и чистые души Счастливого Принца и Ласточки обрели покой и умиротворение.
Литература:
- Литература: учебник для 6 класса / С. Э. Камилова, А. Н. Ротанов. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. С. 180–189.
- Литературная сказка // Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. — М., 2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://gramma.ru/ (дата обращения 30.05.2025).
- Словарь литературоведческих терминов. Ред.- сост.: Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974.
- Уайльд О. Избранное. — М.: Правда, 1989.
- Эстетизм // Мировая художественная культура. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://1438.slovaronline.com/868- %D1 %8D %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %BC (дата обращения 30.05.2025).
- https://www.britannica.com/biography/Oscar-Wilde (дата обращения 30.05.2025).
- https://www.irishphilosophy.com/2013/06/12/wilde-about-yeats/ (дата обращения 30.05.2025).