Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Образ Счастливого принца как символ искренней доброты в сказке Оскара Уайльда «Счастливый принц»

Научный руководитель
Литература
02.06.2025
24
Поделиться
Библиографическое описание
Эркинова, Ф. О. Образ Счастливого принца как символ искренней доброты в сказке Оскара Уайльда «Счастливый принц» / Ф. О. Эркинова, А. О. Алтынбаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 6 (91). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/91/5079/.


В данной статье анализируется образ Счастливого Принца как символ истинной доброты в сказке Оскара Уайльда «Счастливый Принц». Приводится основная информация о биографии писателя, раскрываются мотивы, вдохновившие его на создание данного произведения, а также дается толкование ключевых терминов. Определяются основная тема и проблема сказки, подробно описываются главные герои — Принц и Ласточка, которые жертвовали собой ради благополучия других. Особое внимание уделяется анализу художественных образов главных персонажей, выявлению их символического значения: Принц и Ласточка предстают как воплощение искренней и бескорыстной доброты. В статье подчёркивается значение данных образов для понимания нравственного посыла произведения.

Ключевые слова: образ Счастливого Принца, символ, сказка, эстетизм, внутренняя красота.

Оскар Уайльд — замечательный поэт и писатель, творчество которого привлекает внимание многих исследователей. Его произведения остаются актуальными во все времена, поскольку автор затрагивает такие вечные темы, как доброта, любовь, искренность, борьба со злом и несправедливостью. В своих сказках он поднимает сложные и серьезные проблемы, заставляя задуматься о настоящих ценностях. «Оскар Уайльд (родился 16 октября 1854 года, Дублин, Ирландия — умер 30 ноября 1900 года, Париж, Франция) был ирландским остроумцем, поэтом и драматургом» [6]. Оскар Уайльд писал свои произведения на английском языке.

В возрасте одиннадцати лет Оскар поступил в Королевскую школу Портора, которая считалась престижным учебным заведением. Здесь он знакомился с античным миром и с увлечением читал древнегреческих авторов. Именно здесь Оскар приобщился к принципам «нового эллинизма», суть которого заключалась в гармонии личности и преобладании творческого духа над материальным миром. Позже подобное видение мира послужило основой для создания «Счастливого Принца». После окончания школы Оскар стипендиатом поступил в Тринити-колледж в Дублине, затем, выиграв конкурс на лучшее сочинение о греческих комедиографах, получил возможность поступить в Оксфордский университет. В Оксфорде он слушал лекции по европейской живописи, зодчеству, философии и поэзии. Вдохновившись воззрениями своих преподавателей, Оскар выступал против пошлости и безнравственности. Эти взгляды писатель проявил в форме эстети́зма — литературного направления, основателем которого является сам Оскар Уайльд [4, с. 5–9]. Современник Оскара Уайльда, Уильям Батлер Йейтс, ирландский поэт, высоко оценивал его творчество и восхищался им, отмечая: «Моё первое знакомство с Оскаром Уайльдом поразило меня: я никогда не слышал, чтобы кто-то говорил такими совершенными предложениями, будто они за ночь были написаны с напряжением — и в то же время исходили спонтанно…» [7].

В своих сказках Оскар Уайльд раскрывал не только внешнюю красоту, но и красоту души — сердечность, великодушие, искренность. Этими качествами он наделял персонажей произведений «Счастливый Принц», «Соловей и Роза», «Эгоистичный великан», «Преданный друг». Интересен выбор писателем жанра произведения — литературной сказки, определяемой как «эпический жанр, ориентированный на вымысел» [2], что связано с его стремлением объяснить детям морально-эстетические ценности. Тем не менее, его сказки адресованы не только детям, но и взрослым.

«Сказка «Счастливый Принц» была впервые опубликована в мае 1888 года в сборнике The Happy Prince and Other Tales в лондонском издательстве David Nutt» [6]. Сказка написана в направлении эстетизма. Согласно словарю Мировой художественной культуры, эстетизм — это «литературное течение, возникшее в Англии в конце XIX в. Его возглавил писатель О. Уайльд, выдвинувший культ красоты в противовес пошлости буржуазного быта» [5].

Уайльд написал эту сказку во времена викторианской Англии, когда в Лондоне царили бедность и голод. Дети были вынуждены тяжело трудиться, чтобы выжить. Эти реалии нашли отражение в сказке, где статуя Принца, ранее не знавшего страданий, осознает боль народа и стремится помочь бедным. Главными героями являются Счастливый Принц и Ласточка. Второстепенные персонажи — городские советники, горемыка, приютские девочки, тростник, мэр и др.

Счастливый Принц — центральный герой, изображенный в виде статуи. Когда-то в городе жил прекрасный Принц, которого все называли Счастливым, потому что он жил в роскоши и ничего не знал о страданиях людей. После его смерти ему поставили статую, покрытую золотом и украшенную драгоценными камнями. Она стояла в центре города, и все любовались ею. Однажды к статуе прилетела Ласточка, которая задержалась на пути в Египет. Принц попросил её помочь людям в беде — отдать его рубин, сапфиры и золотые листочки тем, кто нуждается. Ласточка слушалась и каждый день раздавала его драгоценности бедным. Принц становился всё менее красивым, а Ласточка должна была улететь из-за того, что наступала зима, но птичка не покидала его. В конце концов, Ласточка умерла от холода у ног Принца. Жители решили, что статуя больше некрасивая, и убрали её. Но Бог послал ангела, чтобы он принёс самые ценные вещи в городе, и ангел выбрал оловянное сердце Счастливого Принца и мёртвую Ласточку [1, с. 181–189].

Счастливый Принц и Ласточка выполняют важную роль художественных образов, символизирующих высокие нравственные качества. Художественный образ — «форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщённая картина человеческой жизни, <…> созданная при помощи творческой фантазии. Художественный образ — одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций художника» [3, с. 241]. Следует отметить, что в рамках художественного образа значимую роль играет символ. Автор вкладывает в художественные образы Счастливого Принца и Ласточки особые символы, наполняя их глубоким нравственным и философским смыслом. Символ — «(от греческого sýmbolon — условный знак) — предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа. <…> В основе своей символ имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении — это троп. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и тому подобное <…>» [3, с. 348–349]. Следовательно, символ помогает раскрыть глубину художественного образа и является ключом к пониманию авторской идеи. В анализируемой сказке Счастливый Принц символизирует доброту и заботу о бедных. Счастливый Принц — это статуя, которая не может двигаться, но искренне стремится помогать нуждающимся. Несмотря на физическую неподвижность, он находит способ делать добро с помощью Ласточки. Данный образ подчёркивает, что сильное желание помочь другим способно преодолеть любые ограничения. Ласточка — символ преданности. Она помогает Принцу делать добро и жертвует собой ради благих дел и любви к Счастливому Принцу. Сказка показывает, как важна жертвенность и любовь к другим.

Главная тема сказки — это самопожертвование во имя добра. Сказка показывает, что настоящая ценность жизни заключается не в богатстве и внешнем виде, а в готовности помогать другим, даже если ради этого нужно пожертвовать собой. Принц отдает всё, что у него есть — золото, рубины, сапфиры — ради бедных и несчастных. Ласточка помогает ему, жертвуя собственной жизнью. Их поступки учат состраданию, любви и тому, что добро — это высшее качество человеческой души.

Оскар Уайльд написал сказку «Счастливый Принц», чтобы показать несправедливость и равнодушие общества. В то время в Англии была сильная бедность, особенно среди рабочих и детей, а богатые жили в роскоши. Уайльд хотел напомнить людям о важности добра, милосердия и самопожертвования, критикуя общество, которое ценит материальное богатство, но забывает о сострадании.

Счастливый Принц отдал рубин с рукоятки меча швее, у которой был больной ребенок, один сапфир — молодому писателю, второй сапфир — девочке, продававшей спички, отдал всё золото с себя, чтобы помочь остальным бедным. Несмотря на это, общество в целом не оценило его жертвенность, хотя те, кто получил драгоценности, были благодарны, пусть и не зная, от кого именно поступила помощь.

Нижеследующая таблица показывает, как изменилось мнение людей о Счастливом Принце до и после того, как он начал помогать бедным. В начале сказки люди восхищались его внешностью и называли его прекрасным, ангелом и счастливцем. Но когда он пожертвовал свою красоту ради других, люди начали презирать его, называли «оборвышем» и «бесполезным», потому что он больше не был красивым. Высказывания в таблице показывают, что общество судит не по доброте, а по внешнему виду.

До утраты внешней красоты

После утраты внешней красоты

—Он прекрасен, как флюгер-петух!

—Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц!

—Постарайся быть похожим на Счастливого Принца!

—Именно, именно оборвыш!

—Я рад, что на свете нашелся хоть единый счастливец!

—Он хуже любого нищего!

—Ах, он совсем как ангел!

—В нем уже нет красоты, а стало быть, и пользы нет!

Эти высказывания свидетельствуют о том, что общественная оценка основывается преимущественно на внешнем облике и материальном статусе, игнорируя нравственные качества и духовные ценности.

В своей сказке «Счастливый Принц» Оскар Уайльд хотел показать, как важна доброта в жизни человека и как часто люди меняют свое мнение в зависимости от внешности человека. Писатель хотел объяснить читателям, что внешность — не самое главное, а важна внутренняя красота, важны те поступки, которые человек совершил.

Таким образом, анализируя художественный образ Счастливого Принца сквозь призму доброты и милосердия, мы понимаем, что, несмотря на несчастливый финал сказки, добрые и чистые души Счастливого Принца и Ласточки обрели покой и умиротворение.

Литература:

  1. Литература: учебник для 6 класса / С. Э. Камилова, А. Н. Ротанов. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. С. 180–189.
  2. Литературная сказка // Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. — М., 2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://gramma.ru/ (дата обращения 30.05.2025).
  3. Словарь литературоведческих терминов. Ред.- сост.: Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974.
  4. Уайльд О. Избранное. — М.: Правда, 1989.
  5. Эстетизм // Мировая художественная культура. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://1438.slovaronline.com/868- %D1 %8D %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %BC (дата обращения 30.05.2025).
  6. https://www.britannica.com/biography/Oscar-Wilde (дата обращения 30.05.2025).
  7. https://www.irishphilosophy.com/2013/06/12/wilde-about-yeats/ (дата обращения 30.05.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
образ Счастливого Принца
символ
сказка
эстетизм
внутренняя красота

Молодой учёный