Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Изучение законов геральдики. Создание герба семьи

Научный руководитель
Спецвыпуск
26.03.2017
1316
Поделиться
Библиографическое описание
Силуянов, Е. Д. Изучение законов геральдики. Создание герба семьи / Е. Д. Силуянов, Ю. В. Фильчакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/836/.


Данная работа показывает актуальность знаний основ геральдики как элемента возрождения интереса к семейным традициям.

Ключевые слова: геральдика, фамильный герб, исследование, создание герба, урок-игра.

Во 2-ом классе у нас была интересная встреча с четвероклассниками на тему «Моя родословная». Ребята рассказывали о своей семье, предках, происхождении фамилий и каждый представил герб своей семьи. Я также решил узнать историю своей семьи. Много интересного рассказал мой дедушка. Но самого главного, что так заинтересовало меня на том уроке – фамильного герба – у нас не было. И я решил его придумать. Создать наш семейный герб, отражающий историю жизни нескольких ее поколений, ценности, интересы. Герб будет передаваться потомкам из поколения в поколение как символ нашей семьи.

И я задумался: как должен выглядеть герб? Вероятно, он должен что-то означать, например, быть связан с фамилией, традициями семьи. Изучая гербы различных государств, знатных родов, я обнаружил, что данным вопросом люди задавались задолго до наших дней.

Еще в средние века появился интерес к созданию семейного символа. И составлялся он не просто так. Существует целая наука, изучающая историю и правила составления гербов – геральдика.

Перед началом исследования я выдвинул следующие гипотезы:

1. Создание герба – занятие увлекательное, но и очень ответственное.

2. Составление семейного герба сближает разные поколения.

3. Знание основ геральдики помогает не только создать правильный герб, но и лучше понять историю, искусство, литературу.

4. Тема семейных традиций, изучения родословной, а также создания семейного герба довольно актуальна в наше время.

Я изучил историю развития геральдики как науки о гербах, затем приступил к практической части работы.

Одноклассникам было предложено задание – нарисовать герб своей семьи. Все подошли к работе ответственно. Гербы получились очень красочные, яркие, со смыслом – кто-то рисовал, исходя из звучания своей фамилии, кто-то из интересов каждого члена семьи, многие гербы с девизами.

C:\Windows.old\Users\asus\Desktop\фото с телефона\20151007_131854.jpg C:\Windows.old\Users\asus\Desktop\фото с телефона\20151007_132418.jpg

К рисункам ребята приложили подготовленные мной заранее анкеты с ответами на 10 вопросов.

Результаты были получены следующие.

Из 30 опрошенных семей 18 (62%) составляли герб интуитивно (рис. 1). При этом 15 (83%) из них было бы интереснее составлять семейный герб по правилам геральдики. Но самое интересное, что 12 семей (38%) создавали свой герб по правилам геральдики – настолько, насколько они ими владеют – 2 семьи даже приложили значения используемых символов и цветов на щите семейного герба.

Рис. 1

27 семей (86%) из 30 опрошенных хотели бы воспользоваться правилами геральдики, чтобы составить максимально правильный герб своей семьи (рис. 2). При этом они же хотят положить начало семейной традиции и передавать герб из поколения в поколение. В то же время больше половины не воспользовались бы услугами профессионалов, будь у них такая возможность.

Рис. 2

Результаты данного этапа исследования показали, что тема семейных традиций, изучения родословной, а также создания семейного герба довольно актуальна в наше время. Мои одноклассники вместе со своими семьями проявили интерес к данной работе. Увлекательное и ответственное занятие – создание семейного герба сблизило разные поколения – от далеких предков до моих ровесников.

А самым главным и очень приятным итогом моего исследования явилось то, что теперь 30 семей точно имеют свой собственный герб и очень им дорожат. Они не хотят его переделывать, заказывать профессионалам, добавлять что-то новое. Это подтвердил второй этап исследования – «Знакомимся с правилами геральдики».

Создав свой семейный герб, предварительно изучив правила геральдики, историю герба, рассмотрев множество красивых, ярких, красочных гербов различных знатных фамилий, государств, я решил полученными знаниями поделиться с одноклассниками. Вместе с классным руководителем и моими родителями мы провели в двух классах урок-игру. После 10 минутной презентации о правилах геральдики с примерами великолепных гербов, ребята получили задание – Создай свой герб. Из заранее подготовленных мной макетов и шаблонов команды составляли гербы кабинетов нашей школы и самой школы. Уроки прошли дружно, интересно, в результате появилось 12 уникальных гербов.

D:\Users\имя\Desktop\Фото с тел.старое\20151009_115911.jpg D:\Users\имя\Desktop\Фото с тел.старое\20151009_120000.jpg

D:\Users\имя\Desktop\Фото с тел.старое\20151009_125309.jpg

Для того чтобы ребятам было легче ориентироваться в новых знаниях, каждый ученик получил подготовленную мной брошюру. В ней кратко изложены основные правила геральдики и значения цветов и символов.

Результатом всей работы было конечно создание герба моей семьи – Силуяновых.

Гипотезы, выдвинутые мною в начале исследования, подтвердились.

На сегодняшний день герб не утратил своей актуальности, он протягивает своеобразную нить между прошлым и будущим. С его помощью можно рассказать детям и потомкам об истории рода, подчеркивая тем самым заслуги и достижения предков, нынешние занятия членов семьи, её состав, значение фамилии и многое другое.

Семейные работы моих одноклассников показали, что обращение к прошлому пробуждает интерес к истории и ценностям семьи, а родовой герб символизирует единство и связывает все поколения.

Герб семьи — мощное объединяющее средство. Появление родового герба способствует осознанию целостности семьи, ощущению постоянной поддержки семейного «фундамента». Изучение своей родословной, поиск или создание фамильного герба позволяют проявить должное уважение к своим предкам и оставить достойное наследие для потомков.

Литература:

  1. «Азбука Геральдики». Г. Э. Введенский, ОАО «Издательство «Аврора», 2003.
  2. «Рыцари» /В. О. Никишин. – М.: РОСМЭН, 2015. – («Детская энциклопедия РОСМЭН»).
  3. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: «Высшая школа», 1974.
  4. Экскурс в геральдику. http://www.excurs.ru/
  5. Геральдика. ру. http://www.geraldika.ru/
  6. http://flag.kremlin.ru/
  7. История российской геральдики. А. Б. Лакиер. Издательство «Эксмо», 2006.
  8. Геральдика. Мишель Пастуро. Издательство «Астрель», 2003.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
геральдика
фамильный герб
исследование
создание герба
урок-игра

Молодой учёный