Совершенствование мер по противодействию политической преступности в контексте цифровизации СМИ | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Уголовное право и криминология

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (42) июнь 2023 г.

Дата публикации: 30.05.2023

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Володин, В. А. Совершенствование мер по противодействию политической преступности в контексте цифровизации СМИ / В. А. Володин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 3 (42). — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/252/8414/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор предлагает ряд специальных мер по противодействию политической преступности в сфере СМИ.

Ключевые слова: уголовное право, криминология, противодействие преступности, политическая преступность, детерминанты политической преступности, информационная война.

В начале сороковых годов XX века передовые страны вели ожесточённую борьбу за господство над миром. Уже тогда их лидеры понимали, что будущее стоит за информационными технологиями, и вкладывали материальные средства в научные разработки данного направления. Так появились первые ЭВМ, начался процесс цифровизации, который постепенно стал затрагивать всё большие области жизни человека.

К началу XXI века процесс цифровизации продолжал набирать обороты, не обошёл он и Россию. Наиболее ярко данный процесс можно отследить на примере интернет-пользователей. Так, в 2000 году доля россиян, использующих глобальную сеть Интернет, составляла 3,6 % (по данным опросов, проведённых фондом «Общественное мнение»), в то время как на начало 2022 года этот показатель составлял уже 89 %.

Цифровизация затронула и такой мощный инструмент управления людьми как средства массовой информации (далее — СМИ). Если ещё 20 лет назад телевидение считалось основным инструментом информирования населения о ситуации в мире и формирования определённого общественного мнения, то сегодня в качестве такового всё чаще называют глобальную сеть Интернет. Научная литература обозначает СМИ, связанные с переходом к цифровизации, как интернет-СМИ, онлайн-СМИ и т. д. [1, с. 594]. К ним относятся различные информационные интернет-платформы, сайты, ютуб-каналы и т. д.

Переходя непосредственно к теме статьи, отметим, что и политическая преступность в России за последние двадцать лет претерпела глобальные изменения. Не последнее место в системе факторов и условий политической преступности занимают СМИ, а также отдельные частные лица.

В этой связи следует признать несколько устаревшим высказанный в 2008 году профессором Кабановым П. А. тезис о роли отдельных граждан в предупреждении политической преступности: «Мало что можно сказать о предупреждении политической преступности отдельными частными лицами, поскольку их воздействие на это явление минимально и выражается в основном в поддержке деятельности общества, государства и их органов в борьбе с политической преступностью» [2, с. 404].

Представляется, что в нынешних реалиях нельзя при разработке мер по предупреждению политической преступности игнорировать вопрос влияния блогеров на свою аудиторию, которая порой может достигать несколько миллионов человек. Официальное определение понятия «блогер» в российском законодательстве отсутствует, однако таковое ранее содержалось в части 1 статьи 10 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее также — ФЗ «Об информации»). Согласно указанной норме блогером являлся «владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет»». Проблематично оценивать данное определение с точки зрения установления количества пользователей, которые получают за сутки доступ к информации, однако в остальном приведённое определение, полагаем, является лаконичным и в то же время ёмким. Таким образом, к блогерам можно было отнести огромное количество лиц, от должностных лиц и журналистов до артистов и спортсменов.

С принятием Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» (далее — ФЗ № 97), который в СМИ был назван «законом о блогерах», в ФЗ «Об информации» была введена упомянутая ранее статья 10 2 , которая обязывала обладателей интернет-ресурсов с аудиторией свыше трёх тысяч пользователей пользователей в сутки зарегистрироваться в реестре сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет», а также выполнять ряд требований российского законодательства, в частности, проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию; соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах; соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации и др. Иначе говоря, блогеры были приравнены к СМИ с возложением на них соответствующих ограничений. Подобное регулирование просуществовало чуть более трёх лет: 30 июля 2017 года вступил в силу пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 29.07.2017 N 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ № 276), в соответствии с которым статья 10 2 ФЗ «Об информации» утратила силу. Интересно то, что в пояснительной записке к проекту ФЗ № 276 причина упразднения данной статьи описана в одном абзаце как «обнаружившие свою неэффективность положения, регулирующие распространение блогерами общедоступной информации в сети «Интернет»». То есть, никакого развёрнутого объяснения неэффективности данных положений представлено не было.

В то же время видится, что в нынешних условиях упразднённая статья 10 2 ФЗ «Об информации» приобрела особую актуальность. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 29.12.2022) «О средствах массовой информации» (далее — Закон РФ «О СМИ») не содержит принципиальных препятствий для признания блогеров СМИ, поскольку в соответствии с положениями статьи 2 настоящего закона под ними понимаются, в том числе, иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Под массовой информацией в свою очередь понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Фактически блогеры являются СМИ, а, следовательно, необходима регламентация их деятельности. Особенность блогеров по сравнению с «классическими» СМИ заключается в том, что они обладают авторитетом среди своей аудитории, то есть способны влиять на неё только лишь за счёт этого качества.

В последнее время многие блогеры, не обладая ни юридическим, ни политологическим высшим образованием, стремятся высказать свою позицию в сети Интернет относительно политической ситуации в стране, действий властей и т. д. При этом подобные суждения, зачастую лишённые логического объяснения и основанные на отражении конкретных ситуаций в нужном им ключе в силу какой-либо личной заинтересованности, невольно перенимаются аудиторией, тем самым общество дестабилизируется.

Следует учитывать, что ведущаяся активно по всему миру так называемая информационная война гипертрофирует рассматриваемые негативные последствия. Усугубляет ситуацию и действия российских СМИ, которые по утверждению криминолога Данилова А. П. «способствуют лишь неполному информационно-идеологическому взрослению населения, в то время как нам необходимо понимание истинной сущности глобальных процессов, противодействие глобальной информационно-идеологической преступной деятельности» [3, с. 61], что делает население уязвимым к вражеской пропаганде. Уместно упомянуть и слова профессора Смирнова Л. Б. о ведущейся в России информационной войне и её последствиях: «Против России идет информационная война, главным оружием которой является СМИ. Информационная война по эффективности превосходит ядерную, так как оставляет после себя целую территорию, невредимую инфраструктуру и зомбированное население» [4, с. 221].

Недобросовестные блогеры, спонсируемые иностранными организациями, могут в нужном им ключе отражать видение определённых ситуаций с целью дальнейшей дестабилизации общества. В результате имеет место политическое преступление, порождающее волну бунтовских политических преступлений (революции, вооружённые мятежи и т. д.).

Российский законодатель уже начал поэтапно предпринимать шаги для нейтрализации последствий активно ведущейся на территории РФ информационной войны. Так, например, 4 марта был принят Федеральный закон от 04.03.2022 N 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которым Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) дополнен статьями 207 3 , 280 3 и 284 2 . Позднее, в июле 2022 года Федеральным законом от 14.07.2022 N 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» были приняты важные поправки в ряд уголовных статей, предусматривающих наказание за совершение преступления против государственной власти (ст. 275, 276 УК РФ и др.), а также введены новые статьи, отвечающие требованиям последних событий (ст. 275 1 , 280 4 УК РФ и др.). Представляется, что в рамках такой уголовной политики весьма логичным и последовательным шагом было бы реформирование законодательства о СМИ с учётом высказанных в статье идей о блогерской деятельности. Подобные меры способны оказать превентивное воздействие на политическую преступность в России.

Как же должны выглядеть предлагаемые нами меры? За основу следует взять рассмотренную выше статью 10 2 ФЗ «Об информации», однако сместить акцент с возложения на блогеров ряда обязанностей в сторону детализации надзорных функций Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор) в отношении деятельности блогеров. Предлагается создать реестр блогеров, которые когда-либо высказывались о политических событиях в мире (о внутренней или внешней политике России, иностранных государств или международных организаций). Блогер, решивший на своей странице и/или сайте, высказать своё мнение или воспроизвести чьё-либо мнение относительно политических событий, обязан предварительно уведомить Роскомнадзор об этом. В свою очередь последний заносит данного блогера и его интернет материалы в специальный реестр с целью оперативного надзора за соблюдением блогером законодательства РФ при распространении информации. Таким образом, возможно максимально быстрое блокирование распространяемой блогером информации в случае нарушения законодательства РФ.

Подобный подход не носит карательный характер и не противоречит ч. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации (далее — КРФ), запрещающей цензуру массовой информации, поскольку само по себе занесение блогера в реестр не несёт для него никаких негативных последствий, а лишь обеспечивает оперативное отслеживание распространяемой информации с целью недопущения совершения кем-либо преступлений, в частности, политического характера.

Что касается ответственности блогеров за распространение заведомо ложной информации (например, об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий) или публичные действия (в интернет-пространстве), направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, она должна быть дифференцирована в зависимости от того, отмечен ли блогер в реестре или нет.

Рассмотрим на конкретном примере причины и смысл такой дифференциации. Предположим, два блогера одновременно разместили на собственных страницах в социальных сетях посты, содержащие заведомо ложные данные об использовании Вооружённых Сил РФ, то есть совершили преступления, предусмотренные ст. 207 3 УК РФ. Однако первый блогер ранее высказывался о политических событиях (без нарушения законодательства РФ), подав в первый раз уведомление в Роскомнадзор, благодаря чему был обеспечен надлежащий надзор за материалами блогера и пост был заблокирован в кратчайшее время, тем самым достигнут превентивный эффект по предупреждению политической преступности (поскольку представленная блогером информация могла повлиять на пользователей, например, заставив их выйти на несанкционированный митинг и т. д.). Второй же блогер не подавал подобных уведомлений, но ранее также высказывался о политических событиях (без нарушения законодательства РФ). Указанный факт сам по себе не является нарушением, тем не менее размещённый им последний пост, за что предусмотрена уголовная ответственность по ст. 207 3 УК РФ, могло видеть до момента его блокирования гораздо большее количество людей, поскольку в этом случае Роскомнадзор не сможет сработать также оперативно. Таким образом, логика известного уголовному праву состава опасности, как мы полагаем, объясняет дифференцированную ответственность блогеров, состоящих и не состоящих в реестре, в пользу её ужесточения для последних.

Также в свете обозначенной ранее информационной войны представляется эффективной мерой по предотвращению политической преступности поощрение независимых журналистских расследований для детального разбора и опровержения различных «фейковых новостей» (фото-, видеоматериалы, описание событий, содержащие заведомо ложные сведения и распространяемые «информационными врагами» для достижения своих целей, таких как дезинформация и дезорганизация населения). Очевидно, что из-за низкого уровня доверия населения к государству и его органам, подобные меры, реализуемые самим государством, не достигнут в полной мере своей цели. В то же время известные независимые журналисты, грамотно проведя подобные расследования, могут быть восприняты и услышаны в большей степени, что в последующем снизит влияние «фейков» на общественность.

Подводя итоги, обобщим предлагаемые в контексте процесса цифровизации меры для предотвращения политической преступности в России. Прежде всего необходимо реформировать законодательство о СМИ, адаптировав его с учётом современных реалий информационной войны и влияния отдельных лиц на общественность, а именно — определить статус, права и обязанности блогеров, ввести положения о реестре блогеров и др. меры. Также следует внести поправки в статьи Особенной части УК РФ, относящиеся к распространению заведомо ложной информации и призывам к действиям, с целью дифференциации ответственности блогеров, состоящих и не состоящих в реестре. Что касается мер по борьбе с информационными противниками, то тут решение видится в стимулировании разборов «фейков» независимыми журналистами и общем повышении уровня доверия граждан к властям.

Литература:

  1. Бахадиванд Чегини Захра, Растегари Сайедэбрахим Трансформация средств массовой информации в контексте перехода на цифровые технологии // МНКО. 2020. № 6 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sredstv-massovoy-informatsii-v-kontekste-perehoda-na-tsifrovye-tehnologii (дата обращения: 28.05.2023).
  2. Кабанов, П. А. Политическая преступность: понятие, сущность, виды, причины, личность политического преступника, меры противодействия (криминологическое исследование): специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / П. А. Кабанов. — Екатеринбург, 2008. — 494 с.
  3. Данилов, А. П. Вмешательство в государственный суверенитет как звено глобальной политической преступной деятельности / А. П. Данилов // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2017. — № 4(47). — С. 59–62.
  4. Смирнов, Л. Б. Уголовно-правовые аспекты противодействия криминогенным угрозам национальной безопасности России / Л. Б. Смирнов // Уголовное законодательство: вчера, сегодня, завтра: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 18–19 мая 2021 года / Санкт-Петербургский университет МВД России. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. — С. 218–222.

Ключевые слова

противодействие преступности, уголовное право, информационная война, криминология, политическая преступность, детерминанты политической преступности
Задать вопрос