Стадии законодательного процесса в субъектах Российской Федерации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (36) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 664 раза

Библиографическое описание:

Шульга, Б. Ю. Стадии законодательного процесса в субъектах Российской Федерации / Б. Ю. Шульга. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 3 (36). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/224/7405/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье кратко рассматриваются основные взгляды ученых на понятие стадий законодательного процесса в субъектах Российской Федерации и их количество, исследуются новеллы российского законодательства в области законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: законодательный процесс, субъект Российской Федерации, стадия, Российская Федерация.

Законодательный процесс в Российской Федерации и, в частности, в ее субъектах, состоит из нескольких последовательно сменяющих друг друга стадий. А. И. Абрамова пишет, что стадию законодательного процесса в самом общем виде можно определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правового результата [1, с.14]. Е. А. Пискунова считает, что под стадиями законодательного процесса понимаются стадии осуществления права законодательной инициативы, подготовки к рассмотрению законодательным органом, обсуждения и принятия закона субъекта Российской Федерации, подписание, опубликование и вступление закона в силу [14, с. 72]. А. Н. Артамонов определяет стадии законодательного процесса как нормативно определенные этапы деятельности, осуществляемой ее субъектами (участниками) по созданию законов и обретению ими юридической силы, характеризующиеся наличием собственной цели (задачи), определенностью вариантов действий (принимаемых решений), сроками и последствиями их принятия (непринятия) [3, с. 16–17]. Традиционно ученые выделяют четыре основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение проекта закона, принятие законопроекта, опубликование [10, с. 55]. К примеру, А. В. Хамуков предлагает такие стадии, как: внесение законопроекта в законодательный орган, рассмотрение законопроекта и принятие закона, промульгация (подписание и обнародование) закона, вступление в силу закона [16, с. 49]. Некоторые авторы объединяют или, наоборот, разделяют некоторые стадии и таким образом выделяют иное количество стадий законодательного процесса. Так, С. С. Алексеев называет две стадии: 1) подготовка законопроекта; 2) официальное возведение в закон воли народа [2, с. 16]. В. М. Горшенев указывает на существование следующих трех стадий: предварительной (подготовка проекта нормативного акта), основной (обсуждение и принятие нормативного акта) и решающей (введение в действие нормативного акта) [5, с. 156–157]. Д. А. Керимов говорит о существовании следующих шести стадий: инициатива по созданию правового акта; создание проекта правового акта; обсуждение проекта правового акта; дополнение, изменение или уточнение проекта правового акта; принятие правового акта; издание правового акта [8, с. 157]. Ю. А. Тихомиров определяет стадии законодательного процесса следующим образом: 1) прогнозирование и планирование законодательства; 2) внесение предложений об изменении закона; 3) разработка концепций закона и подготовка законопроекта; 4) специальное и общественное обсуждение проекта закона; 5) рассмотрение и принятие закона; 6) опубликование закона и вступление его в силу [15, с. 182]. Некоторые авторы выделяют следующие стадии: 1) инициирование проекта закона; 2) разработка проекта закона; 3) внесение проекта закона; 4) рассмотрение проекта закона; 5) подписание либо повторное рассмотрение закона; 6) опубликование закона; 7) внесение изменений в закон [6, с. 77].

Применительно к законодательному процессу в субъектах Российской Федерации количество стадий также варьируется в работах различных авторов. Так, А. В. Безруков выделяет пять стадий законодательного процесса в субъектах Российской Федерации: реализация законодательной инициативы, предварительное рассмотрение законопроектов в парламенте субъекта федерации, рассмотрение и принятие закона законодательным органом, подписание и опубликование принятых законов главой региона, вступление в силу законов [4, с. 128]. По мнению Л. В. Дорофеевой, система законодательного процесса в субъектах Российской Федерации включает в себя стадии подготовки проекта закона, принятия закона и обнародования закона [7, с. 21].

Стоит упомянуть также о существовании в ряде случаев факультативных стадий законодательного процесса, которые должны быть пройдены лишь при определенных условиях. Так, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее –Закон «Об общих принципах») [11], в случае отклонения принятого закона высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации данный закон возвращается в законодательный орган и может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.. Некоторые субъекты федерации включают в законодательный процесс процедуру подготовки законопроекта как этап, предшествующий стадии законодательной инициативы [4, с. 128]. Е. А. Пискунова указывает также на существование стадий общественного обсуждения и общественной экспертизы законопроекта, отклонения принятых законов высшим должностным лицом субъекта федерации и создания в связи с этим согласительных комиссий [13, с. 20]. Кроме того, факультативной стадией является проверка конституционности закона субъекта Конституционным Судом Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации. Данная процедура — новелла российского законодательства, закрепленная в в статье 13 Закона «Об общих принципах»).

При этом, по смыслу указанной статьи, Президент Российской Федерации может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона субъекта до того, как он будет обнародован, то есть официально опубликован. Вместе с тем в статье 125 Конституции Российской Федерации [9] и в статье 84 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [12] закреплено, что ряд органов и должностных лиц, в том числе Президент Российской Федерации и органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Представляется, что под «изданными» актами в указанных нормах понимаются обнародованные (официально опубликованные) акты. Таким образом, Президент Российской Федерации является специфическим лицом, обладающим уникальным правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке неизданного закона. Вместе с тем, по смыслу приведенных выше статей, Президент Российской Федерации не может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности неизданных конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, поскольку положения статьи 13 Закона «Об общих принципах» предусматривают такую возможность только в отношении законов субъектов Российской Федерации.

Литература:

  1. Абрамова, А. И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования / А. И. Абрамова. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2007. — № 2. — С. 14–23.
  2. Алексеев, С. С. Проблемы теории права. Т. 2 / С. С. Алексеев. — Свердловск, 1973. — 400 c. — Текст: непосредственный.
  3. Артамонов, А. Н. Проблемы теории права / А. Н. Артамонов. — Законодательный процесс в Российской Федерации (теоретические аспекты). Монография. — Ростов-н/Д, 2014. — 97 c. — Текст: непосредственный.
  4. Безруков, А. В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. / А. В. Безруков. — М., 2015. — 164 c. — Текст: непосредственный.
  5. Горшенев, В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе / В. М. Горшенев. — М., 1972. — 258 c. — Текст: непосредственный.
  6. Гузнов, А. Г. Современный законодательный процесс: основные институты / А. Г. Гузнов, А. А. Кененов, Т. Э. Рождественская. — Смоленск, 1995. — 93 c. — Текст: непосредственный.
  7. Дорофеева, Л. В. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации (на примере Новгородской области) / Л. В. Дорофеева. — Текст: непосредственный // Государственная власть и местное самоуправление. — 2007. — № 1. — С. 19–23.
  8. Керимов, Д. А. Свобода, право и законность / Д. А. Керимов. — М., 1960. — 223 c. — Текст: непосредственный.
  9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ) / Российская газета. 2020. № 144. 4 июля.
  10. Москалькова, Т. Н. Нормотворчество: научно-практическое пособие / Т. Н. Москалькова, В. В. Черников. — М., 2011. — 384 c. — Текст: непосредственный.
  11. «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»: Федеральный закон от 21 декабря 2021 № 414-ФЗ / Российская газета. 27 декабря 2021. № 294.
  12. «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ / Российская газета. 23 июля 1994. № 138–139.
  13. Пискунова, Е. А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: специальность 12.00.02 ««Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право»»: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / Пискунова Екатерина Александровна; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. — М., 2015. — 24 c. — Текст: непосредственный.
  14. Пискунова, Е. А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: специальность 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право»: дисс. … канд. юрид. наук / Пискунова Екатерина Александровна; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. — М., 2015. — 24 c. — Текст: непосредственный.
  15. Тихомиров, Ю. А. Теория закона / Ю. А. Тихомиров. — М., 1982. — 256 c. — Текст: непосредственный.
  16. Хамуков, А. В. Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение / А. В. Хамуков. — Текст: непосредственный // Российская юстиция. — 2010. — № 6. — С. 49–52.
Задать вопрос