Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти» как развитие положений конституционной реформы 2020 г. | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Муниципальное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (36) июнь 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Клюкин, С. Е. Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти» как развитие положений конституционной реформы 2020 г. / С. Е. Клюкин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 3 (36). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/224/7388/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье раскрыты основные положения законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти». Выявлены направления государственной политики в области местного самоуправления. Рассмотрены положения законопроекта, развивающие положения конституционной реформы 2020 г.

Ключевые слова: право, местное самоуправление, единая публичная власть, органы местного самоуправления, законопроект, конституционные поправки.

В данный момент на рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти», который содержит развитие конституционных поправок 2020 года и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Данный законопроект рассматривается Государственной Думой РФ во втором чтении. В первом чтении замечаний концептуального характера не было, однако было указано, что некоторые положения требуют доработки.

Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти» состоит из 11 глав и 89 статей, развивающих положения реформированной 8 главы Конституции РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем заключении от 16.03.2020 № 1–3 указывает, что «под единством системы публичной власти понимается прежде всего функциональное единство, что не исключает организационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении задач на соответствующей территории» [3].

В соответствии с конституционными поправками 2020 г. о единстве публичной власти законопроектом предусматривается обновленная модель организации и деятельности органов местного самоуправления. Законопроект уточняет компетенцию органов местного самоуправления в целях приведения ее в соответствие с правовой природой местного самоуправления. В данный момент в федеральном законодательстве существует путаница между вопросами местного значения и полномочий по их решению. Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти» направлен разрешить дальнейшее непонимание и закрепить непосредственно полномочия органов местного самоуправления.

Законопроектом предусмотрен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению при формировании местного самоуправления. Предполагается, что новый подход улучшит финансовую и управленческую роль органов местного самоуправления.

Конституционная реформа 2020 г. закрепила возможность участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления. Так, законопроектом развивается данная норма при выборах главы муниципального образования.

Также усиливается контроль за деятельностью муниципальных органов. В соответствии с нормами законопроекта высшее должностное лицо субъекта может удалить в отставку главу муниципального органа за «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления» [2]. В связи с новыми положениями законопроекта ответственность главы муниципального образования станет намного строже. Так, высшее должностное лицо субъекта РФ «вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации.»

Важной новизной законопроекта является синхронизация сроков полномочий главы муниципального образования и представительного органа муниципального образования. Это означает, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно.

В заключение, важно отметить, что законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти» является важнейшим для отрасли муниципального права, так как развивает положения конституционной реформы 2020 г. После принятия и последующего вступления в силу данного законопроекта местное самоуправление будет полностью интегрировано в единую систему публичной власти, которая закреплена в Конституции Российской Федерации. Местное самоуправления будет взаимодействовать с федеральными органами государственной власти и с органами государственной власти субъектов РФ, что усилит эффективность и качественность органов местного самоуправления.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  2. Законопроект № 40361–8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти» // Сайт Государственной Думы https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361–8
  3. Заключение Конституционного Суда от 16.03.2020 № 1–3 // СПС Консультант
Задать вопрос