Современное законодательство в области противодействия жестокому обращению с животными и охраны их прав | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экологическое право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (36) июнь 2022 г.

Дата публикации: 25.05.2022

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Смирных, Ю. М. Современное законодательство в области противодействия жестокому обращению с животными и охраны их прав / Ю. М. Смирных. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 3 (36). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/224/7386/ (дата обращения: 25.04.2024).



Животные — одна из важнейших составляющих окружающего нас мира. Забывая об этом, люди бесчеловечно и потребительски относятся к животному миру. Жестокое обращение с животными является проблемой современности, требующей применения жестких и немедленных мер. Во многих странах уже принимаются законы, улучшающие положения животных и признающие их права. Российское законодательство требует аналогичной модификации.

Ключевые слова: права животных, ответственность за жестокое обращение с животными, жестокое обращение, животный мир, законодательство.

Животный мир представляет собой один из важнейших компонентов окружающей природной среды. Животные населяют все уголки нашей планеты, они являются необходимым звеном во всей экосистеме, «важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы». [1, с.163]

К сожалению, отношение человека к природе и представителям животного мира далеко от совершенства. На протяжении всей истории человек воспринимает животный мир как ресурс, приносящий много пользы и ничего не просящий взамен. Жестокость человека проявляется в убийстве животных ради получения собственной выгоды — каждый год люди уничтожают более 50 тысяч слонов, чтобы поставить на рынок 700 тонн слоновой кости, десятки миллионов акул убивают ради плавников, обрабатывается до 2 миллионов крокодиловых шкур. [2, с.69] Подвергаются жестокому обращению не только дикие животные. В настоящее время люди убивают и издеваются даже над домашними питомцами ради удовольствия и потехи.

Жестокое обращение к животным является серьезной социальной проблемой. Выявлено, что агрессия к животным имеет прямую связь с проявлениями насилия по отношению к людям. [3, с.344] Распространены случаи, когда «самые закоренелые преступники, еще, будучи подростками, истязали животных» [4, с.73], а потом уже нарушали интересы людей и государства.

Долгое время в России отсутствовали нормы законодательства, регулирующие ответственность за жестокое обращение с животными. В 1999 г. в Государственной Думе РФ был принят законопроект «О защите животных от жестокого обращения» [5], но Президентом данный законопроект был отклонен в связи с отсутствием «собственного предмета правового регулирования». [6]

В настоящее время основой для законодательства РФ об охране животного мира служит Конституция РФ, статья 58 которой закрепляет, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». [7]

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере охраны и использования животного мира и среды его обитания, он направлен на укрепление «правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности». [8] Схожие положения содержат Федеральные законы «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов».

В статье 1 ФЗ «О животном мире», понятие «животный мир» определяется как «совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ». [9] Из этого следует, что статья 56, предусматривающая возмещение ущерба, причиненного гражданами и юридическими лицами, распространяет свое действие только на диких животных.

Статья 4 вышеуказанного закона, в свою очередь, закрепляет право государственной собственности на объекты животного мира. Следует обратить внимание также на то, что вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Кроме того, Российской Федерацией были ратифицированы некоторые международные договоры, что предполагает возложение ряда обязательств. В частности, в 1995 году РФ ратифицировала Конвенцию по биологическому разнообразию, тем самым обязавшись разработать национальную стратегию по сохранению биоразнообразия.

Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» обозначает цели «укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными». [10] Его положения распространяются на домашних животных и диких животных, находящихся в неволе. Статья 3 закона определяет, что жестоким обращение будет являться в том случае, когда оно приводит к «гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного». В качестве активных действий статья указывает побои. Примером бездейственной формы противоправного деяния субъекта могут быть истязания голодом или жаждой, а также к этой категории, вероятно, можно отнести оставление животного в неблагоприятных погодных условиях или иных условиях, создающих опасность для его жизни или здоровья. [11, с.422] Владелец животного также не должен нарушать требования к содержанию животного, отказываться от содержания или оказания помощи, иначе он будет нести административную, уголовную и иную ответственность. При этом, содержащиеся в неволе дикие животные конфискуются и возвращаются в благоприятную среду обитания.

Животные определяются по гражданскому законодательству как объекты имущественных прав. Ст. 137 ГК РФ содержит требования защиты животных от жестокого обращения, согласно которым «к животным применяются общие правила об имуществе», а «при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности». [12] Статья 230 ГК регулирует порядок обращения с безнадзорными животными. Им в равной мере полагается надлежащее содержание, а при наличии вины лица «отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости». [12] Важным также является положение о том, что прежний собственник может вернуть себе животное, если предоставит доказательства наличия привязанности со стороны бывшего питомца или жестокого обращения с ним нового собственника. (ст.231 ГК)

По ст. 241 ГК если собственник негуманно обращается со своими животными, то они «могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд». [12] Стоимость в таком случае устанавливают либо стороны, либо суд.

Уголовная ответственность установлена за жестокое обращение как с дикими, так и с домашними животными статьей 245 УК РФ. Согласно уголовному законодательству, жестокое обращение заключается в причинении животному боли или страданий, при этом учитывается характер побуждения — хулиганский или корыстный, а также результат — «гибель или увечье». [13] За совершенное преступление максимальное наказание установлено лишением свободы на срок до трех лет. Уголовным Кодексом также предусмотрены отягчающие обстоятельства в виде совершения преступления группой лиц, в присутствии малолетнего, применение садистских методов, размещение преступления в СМИ или истязание нескольких животных, при которых наказание увеличивается до пяти лет лишения свободы.

К сожалению, многие деяния, которые нарушают ФЗ № 498, не являются уголовно-наказуемыми. Например, под действие Уголовного кодекса не попадает истязание животных голодом и жаждой, которые упоминаются в ФЗ № 498. «Жестокое обращение» продолжает узко толковаться судами, понятия, указанные в ФЗ «Об ответственном обращении с животными», не используются. [14, с.78] Примером может послужить постановление Верховного Суда РФ от 24 декабря 2019г. № 53-АД19–9. [15] Соколов В. А. вступил в словесный конфликт с хозяйкой собаки по кличке «Муромец» по поводу ее выгула. В результате мужчина нанес собаке 13 ударов ножом, от чего она скончалась. Хозяйка пыталась доказать в суде, что действия злоумышленника можно квалифицировать по ч.2 ст. 167 и пункту «в«ч. 2 ст. 245 УК РФ, однако, суд решил, что убийство собаки не было совершено из хулиганских или корыстных побуждений и с целью причинения ей страданий, а также не определен значительный ущерб. И Соколов В. А. был привлечен к административной ответственности по ст. 7.17 КоАП.

Тем не менее, судебная практика показывает, что суды начали назначать и реальные сроки в делах о жестоком обращении с животными. В 2019 году по п. «д» ч. 2 ст. 245 УК РФ был привлечен к ответственности Александр Филинов, который в состоянии алкогольного опьянения выбросил с балкона двух собак породы папильон, вследствие чего собаки скончались. Мужчина был признан виновным в жестоком обращении с животными в целях причинения им боли и страданий, повлекшим их гибель, и получил наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

В УК РФ также содержится статья 258 «Незаконная охота». Совсем недавно СМИ освещалось громкое дело в отношении депутата ГД РФ Рашкина, который был задержан за рулем автомобиля, в багажнике которого находилась разделанная туша лося. Разрешения на отстрел животного у правонарушителя не оказалось. 22 апреля 2022г. он был осужден на 3 года условно по данной статье.

Необходимость внесения изменений в законодательство не остается без внимания. В 2021г. в Государственную Думу был внесен законопроект № 1216032–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который предполагает установление ответственности за нарушение законодательства в сфере жестокого обращения с животным, в частности, внести в КоАП статьи 8.50–8.52 «Несоблюдение требований к содержанию животных», где предусматривался бы штраф за жестокое обращение с животными при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния — «на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей». [16] Законопроект в настоящее время находится на рассмотрении ГД РФ.

В зарубежных странах люди также постепенно приходят к мысли о том, что интересы животных должны учитываться при взаимодействии с ними, они должны оберегаться, а не просто использоваться как ресурс, способствующий удовлетворению потребностей.

В 2012 году группой ученых была подписана Кембриджская декларация о сознании животных, в котором указывается, что животные так же, как и люди обладают интеллектом и чувствами, и поэтому должны иметь права. Приверженцы концепции прав животных считают, что должны прекратиться убийства животных ради меха, экспериментов, развлечения. Однако, «несмотря на то, что в последние годы удалось достичь гуманизации общественного отношения к животным, по сей день широко распространены их страдания от деятельности человека». [3, с. 345]

В 2008 году Испания признала права больших человекообразных обезьян на жизнь и свободу. Парламент постановил законодательно запретить опыты на обезьянах и улучшить их содержание в неволе. Совсем недавно в Испании вступил в силу закон, согласно которому домашние животные живые и разумные, они не могут рассматриваться просто как вещь, которой владеет человек. Животное согласно испанскому законодательству — субъект права. Теперь при бракоразводном процессе судья должен будет учитывать интересы питомцев и определять, с кем из хозяев ему будет лучше. [17] Практика вынесения подобных решений уже имеется — в октябре 2021 года суд Мадрида определил, что в соответствии с интересами домашнего питомца, уход за ним будет осуществляться обоими владельцами по очереди в течении месяца.

Несмотря на то, что такое жестокое зрелище, как коррида является частью национальной испанской культуры с давних времен, в настоящее время количество ее сторонников значительно уменьшилось — проходят многочисленные акции протеста, запрещаются трансляции боев по телевидению, города объявляют себя «свободными от корриды». [18]

В Германии с 1972 года действует закон о защите животных, согласно которому они должны оберегаться от причинения боли, мучений и физического вреда. Постепенно в него вошли положения, запрещающие опыты над животными и забой скота. «Такие формы издевательства над животными, как их уничтожение и выбрасывание на улицу по причине ненадобности, караются штрафом до 25000 евро». [19] К тому же, ГК Германии устанавливает, что животные не вещи, и должны охраняться специальными законами. [20]

Нидерланды стали первой страной, в парламенте которой была представлена партия для животных (Patij voor de Dieren), которая борется не только за интересы людей, а за всю планету и всех ее жителей. [21]

Япония — одна из лучших стран для защиты животных. В 1973 году был принят закон, устанавливающий уголовную ответственность за жестокое обращение с млекопитающими, птицами и рептилиями. Убийство или нанесение увечий без объективной причины влечет за собой лишение свободы на срок до одного года, общественные работы или штраф в размере до млн. иен. [22, с.42]

Более 45 стран мира ввели запреты на выступления животных в цирках как на общенациональном уровне, так и локально, поскольку уже широко известны жестокие методы дрессировки, тяжелые условия перевозки и содержания «артистов». Австрия ввела запрет на использование диких животных в цирках с 2002 года, в Венгрии с 2007 года запрещены цирковая дрессировка, продажа и показ в цирках слонов и обезьян, 89 городов Германии по своей инициативе выступают за полный запрет цирка с животными. «В Новой Зеландии в свою очередь законодательство не сужает круг животных, используемых в цирках, а лишь регулирует отношение и обращение с ними». [23, с.33] Многие страны используют голограммы животных и световые шоу для того, чтобы не использовать животных в качестве объекта для развлечения. К сожалению, в России пока еще не одобрен законопроект, запрещающий использование животных в цирках.

Таким образом, в настоящее время отсутствует единый подход к понятию жестокого обращения, что приводит к декриминализации ряда деяний [14, с.78]. Следовательно, следует «расширить» применение статьи 245 УК РФ, что позволило бы квалифицировать большее количество случаев жестокого обращения с животными как преступление. Необходимо внести изменения в КОАП, которые бы ужесточили наказание за неподобающее содержание и обращение.

Предоставляется нужным введение закона, запрещающего использование животных в цирковых представлениях, жестоких методов дрессировки, содержания и транспортировки.

Для судов должны быть разработаны четкие критерии для определения степени тяжести вреда здоровью животного и понесенных им страданий.

В целом, должны быть внесены изменения в законодательство, направленные в сторону гуманизации и улучшения положения животных, предусматривающие ужесточение ответственности за жестокое обращение, признание прав и интересов животных, а также разработаны критерии определения понесенного ими страдания.

Литература:

  1. Хлуденева Н. И. Экологическое право: учебник для прикладного бакалавриата / Н. И. Хлуденева, М. В. Пономарев, Н. В. Кичигин. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. — 229 с.
  2. Тюльпанов Ф. М. К вопросу о понятии правовой охраны животного мира // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 2 (5). С.68–73.
  3. Ходыкин, А. В. Развитие современной философии прав животных: анализ зарубежных исследований // Онтологические и социокультурные основания альтернативного проекта глобализации: Сборник материалов I международной научной онлайн-конференции, Екатеринбург, 24–25 сентября 2021 года. — Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2021. — С. 342–346.
  4. Яременко Н. Е., Майоров А. В. Перспективы российского законодательства в области противодействия жестокому обращению с животными // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 3 (10). С.72–77.
  5. Проект Федерального закона № 97802164–2 «О защите животных от жестокого обращения», окончательная редакция принята ГД ФС РФ 01.12.1999 URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/97802163–2 (дата обращения: 10.05.2022).
  6. Письмо Президента РФ от 03.01.2000 № Пр-6 «Об отклонении Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=4972#ld0MS5TYhIv3kcno (дата обращения: 10.05.2022).
  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/379e932fd16ecf5c80eaf500c61ab3cbf0e0eb20/ (дата обращения: 10.05.2022).
  8. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 10.05.2022).
  9. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 N 52-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6542/ (дата обращения: 10.05.2022).
  10. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 N 498-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314646/ (дата обращения: 10.05.2022).
  11. Семенов К. П. Жестокое обращение с животными в контексте Федерального Закона об ответственном обращении с животными // Право и современная экономика: новые вызовы и перспективы: Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием юридического факультета СПбГЭУ / Под научной редакцией Н. А. Крайновой. — 2019. — С. 420–425.
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/ (дата обращения 10.05.2022).
  13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/6e2829afe7edbdbbe54047b79b4784ca6cc45d53/ (дата обращения 10.05.2022).
  14. Шабалина, М. А. Проблемы квалификации жестокого обращения с животными (ст. 245 УК РФ) / М. А. Шабалина // Уголовное право. — 2020. — № 6(124). — С. 77–82.
  15. Постановление Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N 53-АД19–9 URL: https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-24122019-n-53-ad19–9/ (дата обращения: 10.05.2022).
  16. Законопроект № 1216032–7 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1216032–7 (дата обращения: 10.05.2022).
  17. Pets' welfare will be considered in divorce battles in Spain 06.01.2022. URL:https://edition.cnn.com/2022/01/06/europe/pets-divorce-welfare-spain-scli-intl-wellness/index.html (дата обращения 10.05.2022).
  18. Будет ли запрещена коррида: споры между сторонниками и защитниками разгораются URL: https://kulturologia.ru/blogs/170819/43921/ (дата обращения 10.05.2022).
  19. Зверская любовь: животные в Германии получили больше прав URL: https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/gesellschaft/Tiere/tiere-rechte/1918826 (дата обращения: 10.05.2022).
  20. GERMAN CIVIL CODE (BGB) URL: https://www.globalanimallaw.org/database/national/germany/ (дата обращения: 10.05.2022).
  21. Patij voor de Dieren URL: https://www.partijvoordedieren.nl/organisatie (дата обращения: 10.05.2022).
  22. Zholzhaksynov, Zh. B. Criminal legal measures for preventing cruel treatment of animals / Zh. B. Zholzhaksynov // Вестник Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. — 2020. — No 4. — P. 41–44.
  23. Хорошавина А. С., Мухлынина Л. А. Освенцим для животных. Научный журнал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики № 1.- 2020.- С. 33.

Ключевые слова

законодательство, животный мир, жестокое обращение, права животных, ответственность за жестокое обращение с животными
Задать вопрос