Сравнительно-правовой анализ лицензионного договора и договора франшизы в условиях современной правоприменительной практики | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (36) июнь 2022 г.

Дата публикации: 26.05.2022

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Плотников, Е. А. Сравнительно-правовой анализ лицензионного договора и договора франшизы в условиях современной правоприменительной практики / Е. А. Плотников. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 3 (36). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/224/7385/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор проводит сравнительно-правой анализ лицензионного договора и договора франшизы с учетом актуальных изменений в отечественном законодательстве, а также современной практике применения таких договоров лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова : договор франшизы, договор коммерческой концессии, лицензионный договор, гражданское право, роялти, франчайзи, франчайзер, лицензиар, лицензиат.

Начать рассматривать два этих смежных договора следует, прежде всего, с нормативно-правовой характеристики каждого из них, а именно, с понятия.

Так, согласно пункту 1 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ ) лицензионный договор — это договор, согласно которому, одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах [2].

Если лицензионный договор — это четко прописанная в законодательстве правовая конструкция, то понятие договора франшизы в отечественном праве отсутствует. В настоящий момент представлен договор коммерческой концессии.

Так, исходя из пункта 1 статьи 1027 ГК РФ договор коммерческой концессии — это договор, согласно которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [1].

Такое отличие в понятийной конструкции вызвано тем, что договор франшизы — зарубежный институт, который пришел в Россию в конце XX века. Несмотря на то, что еще в дореволюционной России были попытки создания института франшизы, в начале XX века, а также в советский период, его развитие было невозможно по ряду объективных причин.

В постсоветский период ситуация кардинально изменилась. В страну пришли новые компании, ряд которых использовал модель масштабирования бизнеса через франшизу. Например, «McDonalds».

Между тем, период конца 90-х годов XX века, начала 00-х XXI охарактеризовался и созданием отечественных франшиз, действующих на территории нашей страны, а также постсоветском пространстве. Например, «Спортмастер»

Если говорить о прямом сравнении этих договоров, то они имеют как ряд общих черт, так и отличий.

Во-первых, оба договора являются рамочными. Их условия определяются непосредственно в момент заключения такого договора, а затем могут быть дополнены отдельными (дополнительными) соглашениями.

Во-вторых, оба договора являются реальными. Для их вступления в силу недостаточно простого волеизъявления сторон. Собственник права обязан передать его другой стороне договора. Также, при определенных условиях, договор должен быть зарегистрирован в соответствующем органе, Роспатенте.

В-третьих, и договор коммерческой концессии, и лицензионный договор являются двусторонними. Это обусловлено особым характером доверительных отношений, возникающих между участниками такого договора. Несмотря на законодательно-закрепленные принципы защиты права интеллектуальной собственности, договор о ее передаче всегда является риском для владельца такой собственности.

Самая главная черта, присутствующая в обоих договорах, это предмет такого договора, а именно исключительное право на результат интеллектуальной деятельности.

Между тем, существенное и ключевое отличие договоров — стороны. Если получателем права на интеллектуальную собственность в договоре лицензии может стать как физическое, так и юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, то для договора коммерческой концессии это может быть исключительно юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель.

Это условие следует из понятия договора коммерческой концессии. В частности, исходит из целей использования результата интеллектуальной деятельности. Его можно использовать только в предпринимательской деятельности.

Это существенное отличие оказывает серьезное влияние на использование этих договоров на практике.

Согласно отечественному законодательству, для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица необходимо предпринять ряд действий. По этой причине, регистрация может затянуться во времени. Здесь и вступает фактор того, что для заключения договора коммерческой концессии, а значит и передачи права на интеллектуальную собственность, одна из сторон должна являться либо индивидуальным предпринимателем, либо юридическим лицом.

Процесс регистрации всегда ответственный момент, который требует значительной подготовки. Необходимо взвесить все «за» и «против», определиться с формой налогообложения, подготовить необходимые документы, запустить процедуру регистрации и многое другое. Между тем, условия рынка требуют от его участников действий здесь и сейчас.

По этой причине, на практике, владельцы франшиз могут до заключения договора коммерческой концессии заключить с партнером лицензионный договор и передать ему право интеллектуальной собственности.

Это позволит получить необходимый алгоритм действий для открытия собственного бизнеса. Например, можно начать искать помещение для своего предприятия, найти поставщиков, запустить рекламную компанию в социальных сетях, а также начать искать сотрудников.

После того, как организация или индивидуальный предприниматель будут зарегистрированы, стороны заключают новый договор. В этот раз, коммерческой концессии. Это позволит полноправно использовать результаты интеллектуальной деятельности для предпринимательской деятельности с последующим извлечением прибыли обеими сторонами.

Также, существенным отличием является и то, что для договора коммерческой концессии характерен возмездный порядок предоставления права интеллектуальной собственности. Несмотря на то, что в законодательстве нет четких указаний такому понятию как «роялти», на практике, предприниматели часто используют его.

Оно пришло к нам из зарубежной практики договора франшизы и означает размер выплат, которые обязан осуществлять франчайзи (т. е. получатель права собственности) в пользу франчайзера (т. е. владельца права собственности) за право использований результата интеллектуальной деятельности.

Стоит отметить, что роялти не приравнивается к понятию паушального взноса. Он платится непосредственно в момент передачи права пользования результатом интеллектуальной деятельности. А роялти, это регулярное отчисления за использование такого права во времени.

При чем, размер и порядок формирования роялти, также, как и паушального взноса, не закреплены в законодательстве и всегда отличаются на практике. Например, роялти может быть фиксированной суммой, 10 000 рублей в месяц, либо установленным в договоре процентом. На практике, такой процент может исчисляться от общего оборота франчайзи, либо, непосредственно от размера прибыли.

Договор лицензии не обязательно должен содержать условие об оплате, при передаче результатов интеллектуальной деятельности. Владелец такого права может передать его и на безвозмездной основе.

Таким образом можно увидеть, что несмотря на общие черты, эти два договора могут существенно отличаться друг от друга. Это значительно расширяет возможности их применения на практике участниками предпринимательской деятельности и позволяет найти гибкие решения для поставленных задач.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (редакция, действующая с 1 января 2022 года): [принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г.] // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 31.05.2020).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (редакция, действующая с 1 января 2022 года): [принят Государственной Думой 24 ноября 2006 г.] // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 31.05.2020).
Задать вопрос