К вопросу о понятии административных правонарушений в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (36) июнь 2022 г.

Дата публикации: 14.05.2022

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Редькина, Е. А. К вопросу о понятии административных правонарушений в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) / Е. А. Редькина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 3 (36). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/224/7357/ (дата обращения: 28.03.2024).



Статья посвящена анализу дефиниции административного правонарушения таможенных правил. В частности, отмечается, что интенсификация надгосударственного взаимодействия в качестве своего положительного последствия приводит к увеличению объема внешнеэкономической деятельности, но также влечет за собой и совершение отдельными лицами правонарушающих действий, ответственность за которые установлена на внутригосударственном уровне. Эффективность превентивной деятельности специализированных субъектов и привлечения к ответственности за данные правонарушения связана, в том числе как с конструированием деликтных составов, так и с понимание самой дефиниции данного вида правонарушений. Автор проводит когнитивный анализ норм законодательства стран-участниц ЕАЭС, исследует содержание понятия административных нарушений таможенных правил и выявляет их типологические признаки.

Ключевые слова : административная ответственность, ЕАЭС, таможенные правила, правонарушение, административное правонарушение, законодательство, таможенные органы.

Административная ответственность представляет собой часть правового механизма обеспечения законности во всех сферах государственного управления, включая и спектр общественных отношений, связанный с таможенным регулированием. При этом вопрос эффективности правоохранительной деятельности на таможенной территории стран ЕАЭС приобретает в последнее время огромную значимость.

Интеграция хозяйственной деятельности в мировую экономическую систему, функционирование ЕАЭС влечет увеличение внешнеэкономических связей государства. Эффективность административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в наднациональной интеграционной системе напрямую связана с обеспечением безопасности государства. Как отмечает С. А. Мустафина [1, c. 3], современное законодательство расширило рамки административно-юрисдикционной защиты экономических отношений России, предусмотрев в КоАП РФ ответственность за их нарушения в различных сферах общественной деятельности.

Наряду с увеличением количества привлекаемых к ответственности лиц ухудшаются и качественные показатели — так, порядка 20 % подвергаются административному наказанию повторно в течение года. Вышеизложенное свидетельствует о низкой эффективности превентивной функции административных наказаний, что в том числе связано и с законодательной конструкцией данных норм.

В частности, как отмечают исследователи, проблема конструирования данных норм заключается в их дефинитивном несоответствии действующему Таможенному кодексу ЕАЭС [2] и приведенному в соответствии с ним национальному законодательству.

Евразийский экономически союз, в рамках которого принят и действует Таможенный кодекс ЕАЭС, предполагает унификацию и гармонизацию действующего таможенного и смежного с ним национального законодательства, так как именно этот механизм позволяет осуществлять надгосударственную регламентацию деятельности союза. Вышеизложенное относится в первую очередь к таможенному законодательству, а также к тому массиву нормативно-правовых актов, которые так или иначе с ним связаны.

Таким образом, вопросы унификации и гармонизации касаются в том числе и административного законодательства, так как именно в рамках КоАП устанавливается ответственность за нарушения в сфере таможенного дела, совершенные на таможенной территории ЕАЭС.

Между тем, сам ТК ЕАЭС в формулировке дефиниции «административное правонарушение» делается отсылку к законодательству стран-участниц, т. е. оставляется вопрос административной деликтности на усмотрение нормотворца отдельной страны-участницы.

В ТК ЕАЭС (п. 2 ч. 1 ст. 2) указывается, что к административным правонарушениям относятся те деликты, которые влекут в соответствии с законодательством участника соответствующую административно-юрисдикционную деятельность.

Вышеуказанная дефиниция в ее преломлении к таможенной сфере опирается на понимание административного деликта, закрепленного во внутреннем законодательстве участник Союза. Так как ТК ЕАЭС имеет наднациональный характер, то такая дефинитивная структура достаточно логична, так как нормотворец делает отсылку к внутреннему праву конкретной страны. Соответственно, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и РФ в собственных нормативно-правовых актах определяют понятие правонарушения и устанавливают какие деяния ими признаются, закрепляют составы деликтов и предусматривают санкции за их совершение. При этом, хотелось бы отметить, что законодательное понятие «административное правонарушение» присутствует в законодательстве всех участниц ЕАЭС (см. таблицу 1).

Таблица 1

Понятие административного правонарушения в административном законодательстве стран-участниц ЕАЭС

Если проанализировать данные, представленные в таблице 1, то можно отметить, что при наличии административного нарушения как понятия, в его формулировки присутствуют определенные различия (например, в части конкретизации субъекта).

Несмотря на то, что в теории данные деликты получили наименование «таможенные правонарушения», правовая регламентация содержания самого нарушения и ответственность за него отнесена к административно-юрисдикцонной сфере.

Можно резюмировать, что правонарушения в сфере таможенного дела, а также установленные национальным законодательством меры ответственности носят в целом типичный характер для всех стран-участниц ЕАЭС. При этом, специфические особенности внутригосударственного установления составов и санкций обусловлены национальными правовыми традициями, однако в целом не противоречат наднациональному регулированию в рамках ЕАЭС.

Основные отличия заключаются в конструировании составов деликтов (в национальном законодательстве отдельных стран типичные составы расположены в разных частях статей или представляют собой отдельную норму). Примеры таких отличий приведены в таблице 2 [3; 4; 5; 6].

Таблица 2

Отличия законодательной формулировки норм о нарушениях таможенного законодательства в странах-участницах ЕАЭС

Несколько по-разному сформулированы виды наказаний, и их размер, а также субъектных состав и процессуальный порядок привлечения к административной ответственности.

Несмотря на указанную специфику формулирования отдельных составов нарушений таможенных правил, следует отметить, что включение их в кодифицированные акты государств-участниц, применение единообразного понятийно-категорийного аппарата в рамках таможенного законодательства ЕАЭС является базисом для повышения эффективности и результативности в части применения указанных норм.

Типизация административно-деликтного законодательства на наднациональном уровне, установление однородных мер ответственности за совершение НТП позволит странам участницам ЕАЭС действовать в едином правовом поле и будет содействовать интеграционной векторизации развития ЕАЭС.

Административно наказуемое нарушение таможенных правил представляют собой структурную часть административных правонарушений в целом и имеют достаточно широкую распространенность как посягательства на нормальное функционирование в области таможенно-правовой деятельности.

Литература:

  1. Мустафина С. А. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний: автореф.дисс…канд.юрид.наук. — М., 2011.
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 года (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Кодекс Кыргызской республики об административной ответственности от 04.08.1998 № 114 [Электронный ресурс] //Режим доступа: URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/6
  4. Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения от 06.12.1985 [Электронный ресурс]// Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=77148
  5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://kodeksy.by/koap
  6. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 № 235-v [Электронный ресурс]// URL: http://pravila.kz/koap-rk-2015/.
Задать вопрос