Проблемы использования «сиротских произведений» в сети Интернет | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (36) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.05.2022

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Кудинов, М. А. Проблемы использования «сиротских произведений» в сети Интернет / М. А. Кудинов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 3 (36). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/224/7327/ (дата обращения: 29.03.2024).



Исследуются возможности развития в российском праве механизмов использования в сети Интернет так называемых «сиротских произведений». На основании проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что в российском праве фактически отсутствуют механизмы использования в сети Интернет так называемых «сиротских произведений». Данная проблема, по мнению автора, должна решаться путем создания в России реестра сиротских произведений (по примеру уже действующего в ЕС реестра сиротских произведений, который публикуется на сайте Офиса интеллектуальной собственности ЕС).

Ключевые слова: интеллектуальные права, интернет, правовое регулирование, сиротские произведения.

В современном российском праве фактически отсутствуют механизмы использования в сети Интернет так называемых «сиротских произведений», то есть «произведений, обладатель (обладатели) прав на которые не установлен(ы) и/или не установлено местонахождение правообладателя» [3, с. 18].

Особенно остро проблема сиротских произведений стоит в части текстов, которые были созданы и выпущены в СССР в условиях, когда действующее законодательство не стимулировало отслеживание авторства. Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский так охарактеризовал суть этой проблемы — «три четверти всех произведений, выпущенных в России в ХХ веке — сиротские. У них нет правообладателя, но использовать их без соответствующего разрешения от владельца нельзя» [9].

Другие, более конкретные цифры приводят в коллективной монографии «Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы» ее авторы — И. Ю. Левова, Д. В. Винник и А. Ю. Моисеева. Для подсчета они использовали методику подсчета сиротских произведений, разработанную «HuthiTrust» (крупным репозиторием цифрового контента объединившим ресурсы в США, Канаде и Европе). По их подсчетам (применимым только к советской книгоиздательской продукции) как минимум 10 % всех книг выпущенных в СССР (это около 400000 наименований, а в реальности этот процент гораздо выше) являются сиротскими, то есть читающая аудитория не может получить к ним легального доступа [5, с. 46].

В ряде случаев «сиротские произведения» становятся проблемой и для коммерческой деятельности. К примеру, российский бизнес уже сейчас часто сталкивается с правовыми и финансовыми трудностями при работе с этим типом творческих продуктов.

Например, «Союзмультфильм» до сих пор «не может определить всех авторов, создавших мелодии к классическому мультфильму «Ну, погоди!», а, чтобы использовать мелодии из советских мультфильмов в соответствии с современным законодательством, необходимо разыскать каждого, кто работал над музыкой к ним» [1].

Аудиовизуальная составляющая мультфильма уже становилась предметом судебного разбирательства. Так, в апреле 2019 года был принят акт Роспатента о предоставлении правовой охраны знаку «Ну, погоди!» на ООО «Студия 3К» среди учредителей которой есть сценаристы мультфильма. Союзмультфильм успешно оспорил данный акт Роспатента, указав, что мультфильм — результат работы штатных сотрудников киностудии, которые выполняли работу в порядке служебного задания. Суд постановил, что бессрочное авторское право на мультфильм, защищенное за киностудией по законам РСФСР, сохранилось после введения законов РФ и перешло нынешнему юридическому лицу «Союзмультфильма» [7].

В то же время, в условиях, когда не все авторы указанной музыки установлены, подобные коллизии и связанные с ними крупные разбирательства еще вполне возможны. В перспективе, в условиях недостаточного правового регулирования проблемы «сиротских произведение» также возможны и другие споры.

Попытки урегулирования этой проблемы в российском праве предпринимаются с 2015 года когда специалисты Минкомсвязи России подготовили проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма коллективного управления авторскими и смежными правами» [8], который однако не получил поддержки законодателей в силу серьезных противоречий в тексте законопроекта. Однако так как проблема остается и с каждым годом становится все более актуальной, вопросам правового регулирования этой проблемы в настоящее время посвящается все больше исследований.

Интересные данные о проблеме «сиротских произведений» изложены в статье Ю. И. Мишаковой «Сиротские произведения»: история и перспективы развития» [6]. Автор, в частности, глубоко исследует историю появления таких произведений и их критерии, оценивает европейский опыт регулирования авторского права на «сиротские произведения». Однако, к сожалению, конкретных предложений о возможностях использования зарубежного опыта для российской действительности в статье не сделано.

В статье Р. С. Пузина «Проблема перехода сиротских произведений в общественное достояние» рассматриваются подходы к сиротским произведения в зарубежных юрисдикциях и предлагаются значимые пути совершенствования российского законодательства. Р. С. Пузин, в частности, предлагает установить положение о том, что «если с момента публикации (вариант: создания) прошел определенный сроки информация о правообладателях произведения отсутствует в открытых источниках, должна действовать презумпция его перехода в новый статус (Например, 70 лет — по аналогии с произведениями, опубликованными под псевдонимом или неизвестным автором)» [10, с. 158].

В свою очередь в статье Г. К. Дмитриевой и О. В. Лутковой анализируется регулирование сиротских произведений в целом ряде государств. В результате этого анализа авторами отмечены особенности регулирования сиротских произведений, значимых для России, а также сделан прогноз возможных путей эволюции правового регулирования указанных отношений с использованием механизмов национального и международного права [3, с. 18].

Оценивая современное состояние научных дискуссий о проблеме регулирования сиротских произведений, можно заметить, что единых подходов позволяющих сформулировать законодательные подходы к ней, в настоящее время еще не сформировано, однако, среди них есть весьма глубокие и обоснованные предложения, сформулированные в частности в уже упомянутой работе «Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы».

По мнению авторов этой работы — И. Ю. Левовой, Д. В. Винник, А. Ю. Моисеева в России необходимо внедрить принцип, согласно которому с пользователя необходимо снять бремя поиска анонимного автора или автора, не оставившего данных для связи с ним. Механизмом для этого, по мнению авторов, является создание реестра сиротских произведений. Принцип его работы может быть следующим:

«а) объявление списка произведений, в отношении которых есть основания предполагать, что они являются сиротскими;

б) обнародование списка и полугодовой срок ожидания реакции авторов;

в) внесение в реестр сиротских произведений тех произведений, авторы которых не объявили о своем желании исключить их из реестра» [5, с. 62].

Впрочем, данное предложение было сформулировано еще в 2016 году и реальных попыток создания и внедрения такого реестра пока нет.

Относительно предложения о создании реестра стоит отметить, что такие примеры уже есть. В частности, в ЕС к настоящему времени уже действует база сиротских произведений, которая публикуется на сайте Офиса интеллектуальной собственности ЕС (https://euipo.europa.eu/orphanworks/). После проведения надлежащего поиска указанные организации вправе осуществлять оцифровку сиротских произведений и доведение их до всеобщего сведения.

М. М. Иванова относительно этой базы отмечает, что с ее помощью «разрешается доступ к произведениям не только посетителям библиотеки, но и неограниченному кругу лиц в сети Интернет. В результате такого регулирования был создан сайт Europeana.eu [12] с базой электронных копий многих произведений, к которым предоставляется доступ с возможностью использования в некоммерческих целях, в том числе создания производных произведений» [4, с. 130]. Считаем этот опыт очень удачным и нуждающимся в пристальном изучении.

Еще одна грань данной проблемы — учет прав правообладателей, В случае их объявления или нахождения. В настоящее время легальным образом она не решена. Однако в конце 2020 года «Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился в Министерство культуры с предложением узаконить методику выплат справедливого вознаграждения за использование музыки и другой интеллектуальной собственности неизвестных авторов. Суть в том, чтобы аккумулировать соответствующие отчисления в уполномоченной организации. Она и будет вознаграждать творцов, если таковые найдутся» [1]. Считаем это предложение очень важным и своевременным.

Еще одна интересная проблема, связанная с «сиротскими произведениями» в сети Интернет обнаружилась в период пандемии. Суть ее заключается в том, что в 2020 году в условиях пандемии, музеи, театры и библиотеки повсеместно — и в России и в зарубежных странах — предоставили людям свободный доступ через сеть Интернет к своим коллекциям, спектаклям, концертам.

Однако, в силу прямого указания закона, выставлять в свободном доступе уже упомянутые «сиротские произведения» библиотеки оказались не вправе, так как в соответствии с ч.1. ст. 1275 ГК РФ [2] доступ к таким произведениям может «предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещении библиотеки или архива при условии исключения возможности дальнейшего создания копий произведений в электронной форме». Тем самым, пользователи, в условиях пандемии, фактически оказались без возможности изучать и использовать такие произведения. Впрочем, без прямого изменения указанной статьи ГК РФ данная проблема неразрешима.

Завершая настоящую статью, стоит отметить, что проблему, связанную с отсутствием в российском праве механизмов использования в сети Интернет так называемых «сиротских произведений» необходимо решать. Одной из возможностей этого решения может стать создание в России реестра сиротских произведений (по примеру уже действующего в ЕС реестра сиротских произведений, который публикуется на сайте Офиса интеллектуальной собственности ЕС).

Литература:

  1. В РСПП обсудили возможность снижения рисков при использовании «сиротских» произведений. — Текст: электронный // Гарант: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/56644962/ (дата обращения: 28.04.2022).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2021) — Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 25.12.2006. — № 52 (1 ч.). — Ст. 5496.
  3. Дмитриева, Г. К. Национальные механизмы регулирования трансграничных авторских отношений, объектом которых являются сиротские произведения / Г. К. Дмитриева, О. В. Луткова. — Текст: непосредственный // Lex Russica. — 2019. — № 11 (156). — С. 18–29.
  4. Иванова, М. М. Свободное использование сиротских произведений в цифровую эпоху / М. М. Иванова. — Текст: непосредственный // Журнал Суда по интеллектуальным правам. — 2019. — № 26. — С. 130–133.
  5. Левова, И. Ю. Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы. Как открыть доступ к произведениям, авторов или законных правообладателей которых установить невозможно / И. Ю. Левова, Д. В. Винник, А. Ю. Моисеева. — Москва: ООО «Ваш формат»,, 2016. — 66 c. — Текст: непосредственный.
  6. Мишакова, Ю. И. «Сиротские произведения»: история и перспективы развития / Ю. И. Мишакова. — Текст: непосредственный // Вопросы российского и международного права. — 2018. — № Т. 8. № 5А. — С. 167–174.
  7. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 7 февраля 2020 г. по делу СИП-453/2019. — Текст: электронный // kad.arbitr.ru: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/9c948f1c-db08–4a83-afb2–1fdd423863f9/3c820f5a-8227–4246-a97e-02d45d1256a5/SIP-453–2019_20200207_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 28.04.2022).
  8. Пояснительная записка на проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма коллективного управления авторскими и смежными правами». — Текст: электронный // Гарант: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/56644962/ (дата обращения: 28.04.2022).
  9. Проблемы авторского права в России и Европе: международная дискуссия на площадке IPQuorum-2019. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2019/04/11/problemy-avtorskogo-prava-v-rossii-i-evrope-diskussiia-na-ipquorum-2019.html (дата обращения: 28.04.2022).
  10. Пузин, Р. С. Проблема перехода сиротских произведений в общественное достояние / Р. С. Пузин. — Текст: непосредственный // Вестник Самарской гуманитарной академии. — 2018. — Серия: Право. № 1 (20). — С. 152–160.
  11. РСПП выступил за легализацию вознаграждений для неустановленных авторов. — Текст: электронный // Digital IP — «Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики»: [сайт]. — URL: https://dip.global/news/rspp-vystupil-za-legalizaciyu-voznagrajdeniy-dlya-neustanovlennyh-avtorov-143 (дата обращения: 28.04.2022).
  12. An official website of the European Union. — Текст: электронный // European Union Intellectual Property Office (EUIPO): [сайт]. — URL: https://european-union.europa.eu/institutions-law-budget/institutions-and-bodies/institutions-and-bodies-profiles/euipo_en (дата обращения: 28.04.2022).

Ключевые слова

Интернет, правовое регулирование, интеллектуальные права, сиротские произведения
Задать вопрос