Правовые средства защиты и укрепления семьи по законодательству Туркменистана | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в Новый юридический вестник №9 (33) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 10.11.2021

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Сапарова, Д. А. Правовые средства защиты и укрепления семьи по законодательству Туркменистана / Д. А. Сапарова, Чары Рахманов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 9 (33). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/210/6754/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена исследованию правовых норм, направленных на защиту и укрепление института семьи в Туркменистане. В статье авторы анализируют нормы законодательства Туркменистана, регулирующие правовые меры, направленные на укрепление семьи, опираясь на опыт зарубежных стран в этой сфере.

Ключевые слова : Туркменистан, укрепление семьи, расторжение брака, брак, государственная политика, семейное законодательство Туркменистана.

Семья — это основная опора общества и государства. Государство начинается с семьи. Сила государства зависит от здоровья, единства и прочности семьи, поэтому на сегодняшний день укрепление семьи посредством оказания им правовой и материальной поддержки является одним из приоритетов государственной политики всех стран мира.

Любые общественные отношения требуют законодательного регулирования. В современном обществе первые правовые нормы, направленные на регулирование семейных отношений, отражены во Всеобщей Декларации прав человека (далее Декларация). Так, статья 16 Декларации гласит, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства [1]. В настоящее время данная статья Декларации становится все более актуальной, в связи с тем, что, начиная с начала XXI века, с появлением новых форм семьи, институт традиционной семьи во всем мире претерпевает определенный кризис. Прежде всего он проявляется в стремлении молодых людей вступать в семейные отношения без брака, в уменьшении числа многодетных семей, в учащении распада браков более чем когда-либо, и как следствие ухудшение демографической ситуации. Эта проблема по своей природе является общей, и ее влияние наносит ущерб экономической, политической, социальной и духовно-культурной жизни государства в целом. В связи с этим, на сегодняшний день институт традиционной семьи нуждается в поддержке со стороны государства.

В Туркменистане забота о семье закреплена на самом высоком уровне, в Конституции Туркменистана, которая гласит, что семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства [2]. Семейные правоотношения в Туркменистане регулируются в первую очередь Семейным кодексом Туркменистана (далее СКТ). Так, в соответствии с СКТ целью семейного законодательства Туркменистана является формирование правовых основ государственной политики, направленной на защиту и охрану семьи. Государство проявляет заботу о семье посредством создания условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния всех её членов, посредством обеспечения выплаты семьям государственных пособий [3]. Анализ семейного законодательства Туркменистана позволяет выделить общие правовые средства защиты и укрепления семьи, к которым можно отнести режим общей совместной собственности супругов, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, возможность усыновления (удочерения), а также регулирования семейных отношений посредством заключения брачного договора и договора об уплате алиментов.

Сегодня обеспечение здоровья членов семьи и их будущих поколений стало одной из главных задач государственной политики многих стран мира. Так, в Туркменистане предусмотрено, что желающие вступить в брак могут пройти бесплатное медицинское обследование по взаимному согласию, а также проконсультироваться с органами здравоохранения по медицинским и генетическим вопросам и планированию семьи. Однако в Туркменистане медицинское обследование лиц, вступающих в брак не является обязательным, в отличие, например, от Узбекистана, где лица, вступающие в брак (моложе 50 лет) обязаны пройти медицинское обследование [4]. Несмотря на то, что медицинское обследование не является в Туркменистане обязательным условием при вступлении в брак, это не исключает обязанности сторон вступать в брак без наличия инфекционного заболевания. Кроме того, если выяснится что, на момент заключения брака одно лицо скрыло от другого лица наличие у него кожно-венерического заболевания или заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) либо иного заболевания, признанного Всемирной организацией здравоохранения опасным для семейных отношений, последнее лицо вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным [3].

Также стремление государства к укреплению семьи можно усмотреть и в правовых нормах, определяющих порядок развода. В частности, по семейному законодательству Туркменистана при взаимном согласии супругов, брак расторгается по истечении двух месяцев со дня подачи заявления в органы ЗАГС. Однако в целях сохранения семьи и защиты детей законодатель установил и судебный порядок расторжения брака. Так, при наличии у супругов общих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей, а также отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, наличии спора о совместном имуществе расторжение брака производится в суде. К тому же, при рассмотрении дела о расторжении брака суд обязан принять меры к примирению супругов и сохранению семьи, в необходимых случаях отложив рассмотрение дела и назначив супругам срок для примирения в пределах шести месяцев [3]. В Российской Федерации в отличие от Туркменистана при расторжении брака в суде устанавливаются иные сроки, которые зависят от согласия супругов на развод, и составляют три месяца — при отсутствии согласия супругов, и месяц при наличии согласия супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. К примеру, в Беларуси порядок расторжения брака более жесткий. По белорусскому законодательству брак подлежит расторжению только судом в порядке искового производства, а супругам предоставляется трехмесячный срок для примирения. В свою очередь, предоставление срока для примирения, схож с институтом сепарации (раздельного проживания супругов) применяемый в таких странах как Великобритания, Италия, Франция. И не смотря на преимущества сепарации (сохранение прав в сфере социального обеспечения и наследования, на имущество приобретенное в этот период, не распространяется режим совместной собственности, не действует презумпция отцовства), по нашему мнению, введение этого института будет не на много результативнее, чем предоставление срока на примирение [5].

Еще одной правовой нормой в той или иной степени способствующей сохранению брака и защите семьи в целом, является норма, ограничивающая принцип свободного расторжения брака. Так, согласно статье 23 СКТ брак не может быть расторгнут без согласия супруги в период её беременности и при наличии у супругов ребенка в возрасте до одного года. Аналогичная норма закреплена в РФ и в Беларуси, но по белорусскому законодательству возраст ребенка должен быть менее трех лет [5].

Одними из мер, которые способствуют укреплению семьи в зарубежных странах является установление высокого брачного возраста (Китай, Малайзия) или получение согласия родителей (Латвия) или суда (Грузия) на заключения брака несовершеннолетними. В Туркменистане брачный возраст составляет 18 лет (ранее был 16), и только при наличии уважительных причин органы опеки и попечительства могут по просьбе лиц, желающих заключить брак, снизить брачный возраст, но не более чем на один год [3]. В этом случае со дня заключения брака такое лицо приобретает дееспособность в полном объёме, и соответственно не нужно согласия на заключение брака со стороны родителей. Таким образом, в применении такой меры в Туркменистане нет необходимости.

Еще одной правовой мерой, применяемой для укрепления семьи в некоторых зарубежных странах (например, Япония, Германия, Израиль) является введение института помолвки. Данный обряд совершается добровольно, по взаимному согласию брачующихся и направлен на предупреждение имущественных споров, в случае отказа одного из них от заключения брака [5]. Для предупреждения необдуманных решений и более добросовестного подхода к браку, заимствование такой меры видится рациональным.

Правовые средства защиты и укрепления семьи в Туркменистане наряду с семейным законодательством находят свое отражение и в законодательстве о социальной защите государства. Отсутствие собственного жилья у лиц, планирующих вступать в брак, тоже может служить причиной отказа от создания семьи или рождения детей. Так, в Туркменистане следуя национальным традициям и принципам, в целях оказания поддержки в укреплении новых семейных очагов молодожены могут получить льготные кредиты для приобретения необходимого домашнего имущества и кредиты на недвижимость сроком на 30 лет для приобретения современного, благоустроенного жилого дома или квартиры с годовой процентной ставкой 1 процент и льготным периодом погашения основного долга до 5 лет. Кроме того, матерям, родившим и вырастившим восемь и более детей, присваивается звание «Эне мяхри» (материнская нежность), и выплачивается единовременное вознаграждение в размере десятикратной базовой величины и иные льготы в соответствии с законодательством Туркменистана, что в свою очередь тоже является правовым средством, направленным на укрепление семьи. В настоящее время деятельность, направленная на стимулирование создания семьи и рождения детей, активно продолжается. Так, на последнем заседании Народного Совета Туркменистана глава государства отметил важность разработки и введения новых правовых актов, направленных на повышение пенсий женщинам, удостоившихся звания «Эне мяхри» и повышения государственных пособий по уходу за детьми, уменьшение пенсионного возраста для матерей, родивших восемь и более детей, увеличение размера пособий по беременности и родам многодетных матерей, увеличение выплат матерям, родившим и вырастившим пятерых и более детей.

Таким образом, как видно из проведенного исследования, на сегодняшний день в Туркменистане создана прочная правовая база для защиты и укрепления института семьи, а также проводится большая работа по социальной защите молодых и многодетных семей. По результатам исследования, на основе анализа норм законодательства некоторых зарубежных стран, были выявлены особенности нормативного регулирования мер защиты и укрепления семьи в Туркменистане.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН) 217A (III).10 декабря 1948 г. — Текст: электронный // CПС Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120505/ — Дата доступа: 08.11.2021 г.
  2. Конституция Туркменистана, 1992 года, в новой редакции от 14 сентября 2016 г., (с изменениями и дополнениями внесенным Конституционным законами Туркменистана от 09.10.2017 г. № 617-V и 25.09.2020 г. № 297-VI), — Текст: непосредственный // Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба. — 2020. — 24 с.
  3. Семейный кодекс Туркменистана, 10 января 2012 г.; № 258-IV., (с изменениями и дополнениями внесенными по состоянию на 1-ое января 2021 года). — Текст: электронный // Центр правовой информации Туркменистана: [сайт]. — URL: https://minjust.gov.tm/mcenter-single-ru/30 — Дата доступа: 08.11.2021 г.
  4. Семейный кодекс Узбекистана, 1 сентября 1998 г.; (с изменениями и дополнениями внесенными по состоянию на 2020 год). — Текст: электронный // URL: https://lex.uz/ru/ docs/104723?ONDATE=05.10.2020
  5. Ахмедов, А. Я. Укрепление семьи как основное начало семейного законодательства / Ахмедов А. Я. // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 3 (110). — С. 24–30.

Ключевые слова

государственная политика, брак, расторжение брака, Туркменистан, укрепление семьи, семейное законодательство Туркменистана
Задать вопрос