К вопросу о налоговом контроле трансфертного ценообразования в Российской Федерации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Финансовое право

Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (31) июль 2021 г.

Дата публикации: 20.06.2021

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Трофимов, В. А. К вопросу о налоговом контроле трансфертного ценообразования в Российской Федерации / В. А. Трофимов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 7 (31). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/202/6488/ (дата обращения: 25.04.2024).



Проблема налогового законодательства в области трансфертного ценообразования стала актуальной за последние десятилетия из-за развития международных отношений и сложившейся экономической ситуации в мире. В настоящих условиях трансфертное ценообразование все упорнее воздействует на современные реалии. В связи с этим, в статье рассматриваются новации налогового контроля трансфертного ценообразования в Российской Федерации в связи с имплементацией нормBEPS в отечественное законодательство.

Ключевые слова : BEPS, взаимозависимые лица, налог, налоговый контроль, трансфертное ценообразование, уклонение от уплаты налогов.

Трансфертное ценообразование в широком смысле представляет собой законодательно установленные правила, в соответствии с которыми корпорациям необходимо устанавливать такой уровень цен для сделок связанных сторон, чтобы он соответствовал рыночным ценам [2, с. 216]. В настоящее время представляется, что применение трансфертных цен главной своей задачей ставит уменьшение уплачиваемых налогов. [1, с. 55].

До недавнего времени в России можно было беспрепятственно осуществлять сделки торгового, посреднического и финансового характера, используя компанию, зарегистрированную в налоговой гавани. Зачастую и у покупателя, и у продавца — российских юридических лиц, есть иностранная компания, зарегистрированная в офшоре, средства по сделке проводятся между счетами этих офшоров, минуя территорию России. Именно для решения этой проблемы Россия принимает некоторые меры, предлагаемые планом BEPS:

  1. Результатом имплементации меры «Цифровая экономика» стало внесение поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее также — НК РФ) относительно налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами, введены положения о трансфертном ценообразовании.
  2. Результатом имплементации меры «Правила налогового регулирования контролируемых иностранных компаний» стало внесение в НК РФ следующих изменений в части налога на прибыль организации: введено понятие бенефициара, введено требование обязательного декларирования участия в контролируемой иностранной компании и ее дохода, введено требование уплаты налога на прибыль контролирующими лицами. Налог взимается с прибыли иностранной компании, если ее размер превысил 10 млн. руб.

Закон о контролируемых иностранных компаниях применяется уже несколько лет, в течение которых ФНС был решен ряд недоработок: уточнение форм отчетности и положений о правилах регулирования КИК, появились сотрудники налоговых инспекций, обладающие достаточной квалификации в международном налогообложении. Но ряд проблем ждут своего решения, как на уровне страны, так и в виде ответа от мирового сообщества. Например, вопрос получения физическим и юридическими лицами двойного налогового резидентства (например, ОАЭ или Грузии), установление правила «присутствия» в юрисдикции: наличие реального офиса, формирование и подача отчетности. И если с 1 января 2019 года БВО, Белиз, Сейшельские острова и Сент-Винсент и Гренадины ввели требование экономического присутствия для всех компаний как ранее зарегистрированных, так и новых, то требование о формировании и подачи финансовой отчетности регламентировано пока только у БВО.

  1. Результатом имплементации меры «Вычеты по процентам: противодействие размытию налоговой базы Введение правила «тонкой» (недостаточной) капитализации» стало внесение поправок в НК РФ касаемо понятия контролируемой задолженности.
  2. Результатом имплементации меры «Противоправное использование соглашений» стало включение в нормативно-правовые акты РФ правила о том, что правом на получение льгот или освобождение от уплаты налога обладает лишь компания-конечный получатель дохода.
  3. Результатом имплементации меры «Обмен информацией» стала ратификация Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г. Страны, присоединившиеся к конвенции, оказывают друг другу административную помощь в обмене информацией, проведении одновременных налоговых проверок, взыскании налоговой задолженности и принятии обеспечительных мер.

Подписание Россией 12 мая 2016 г. международной конвенции об обмене информацией подвело процесс деоффшоризации в стране к максимальной точке. В рамках конвенции разработан стандарт по автоматическому обмену информацией (CRS- Common Reported Standard). Россия получает ежегодно данные, сформированные банками стран-участниц, о счетах резидентов Российской Федерации. Первые сведения о налоговых резидентах Россия получила в октябре 2018 года по данным 1 января — 31 декабря 2017 года.

Таким образом, такой инструмент минимизации налогообложения, как перенос центра формирования прибыли, становится бессмысленным и почти невозможным.

  1. Результатом имплементации меры «Трансфертное ценообразование. Межстрановая отчетность» стало принятие постановления Правительства РФ от 14 августа 2014 г. № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам». Разработано типовое соглашение об обмене информацией по налоговым делам, предусматривающее, в частности, возможность проведения представителями налоговых органов одного государства контрольных мероприятий в другом либо их присутствие на таких проверках.
  2. Введение в российское законодательство принципа «вытянутой руки» или «The Arm’s Length Principle». Он является ключевым принципом налогового контроля трансфертного ценообразования во всем мире. Принцип «вытянутой руки» нашел отражение в российском налоговом законодательстве в ст. 105.3 НК РФ. Данный концепт реализуется через огромное количество механизмов и инструментов, таких как законодательно установленных методик расчета «рыночных цен», требований по подготовке соответствующей документации, установление санкций за нарушение предписаний и т. д, то есть через т. н. правила налогового контроля трансфертного ценообразования. Правила налогового контроля трансфертного ценообразования применяются в ситуациях, когда условия, в которых совершаются сделки между взаимозависимыми лицами, отличаются от условий сделок, заключенных между независимыми сторонами, при этом сравниваются условия сопоставимых сделок (ст. 105.3 НК РФ). Правила определения сопоставимости указанных сделок также законодательно установлены (ст. 105.5 НК РФ).

ОЭСР в своих публикациях отмечает, что практическая сложность применения принципа «вытянутой руки» заключается в том, что взаимозависимые лица могут участвовать в сделках, которые не характерны для независимых сторон, вследствие чего практически отсутствуют прямые доказательства того, какие условия были бы установлены независимыми организациями. Такие операции не обязательно могут быть мотивированы уклонением от уплаты налогов, но могут иметь место потому, что при осуществлении операций друг с другом, например ТНК сталкиваются с иными коммерческими обстоятельствами, по сравнению с независимыми компаниями.

Таким образом, в настоящее время активно ведется работа по имплементации мер плана BEPS в российское законодательство в целях совершенствования налогового контроля, в том числе и контроля трансфертного ценообразования.

Литература:

  1. Грундел Л. П. Направления совершенствования налогового контроля за трансфертными ценами // Финансы и кредит. 2015. № 13 (637). с. 54–62.
  2. Заурбекова З. Г. Налоговый контроль как инструмент совершенствования государственного контроля при трансфертном ценообразовании // Вестник университета Туран. 2019. № 1. с. 215–220.
Задать вопрос