Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (31) июль 2021 г.

Дата публикации: 09.06.2021

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Цимерман, В. С. Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации / В. С. Цимерман. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 7 (31). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/202/6464/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье предлагается внесение изменений в организационно-правовую форму конституционного суда, для повышения конституционного контроля с его стороны и его эффективности, в современных условиях.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционное правосудие, полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, концепция правового регулирования.

This article suggests making changes to the organizational and legal form of the constitutional court in order to increase its control and effectiveness in modern conditions.

Keywords: constitutional court, supreme court, control, organizational and legal form.

Конституционное правосудие является одним из видов судебной деятельности в целом, является характерным признаком и неотъемлемым элементом правового государства [1].

Система конституционного правосудия России основана по принципу европейской, для которой характерно формирование самостоятельных судебных органов, основная деятельность которых направлена непосредственно на рассмотрение конституционно-правовых споров. На практике данная модель находит свое отражение следующим образом — на федеральном уровне — Конституционный Суд Российской Федерации, на региональном — конституционный суд субъекта Российской Федерации.

Правовое положение конституционных судов как части всей судебной системы закреплено в ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч.2 ст. 17 указанного закона отражает юридический аспект создания и упразднения должности судьи такого суда [2].

Согласно Федерального закона «О Конституционном суде» Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Правовое положение Конституционного Суда РФ находится в постоянном развитии. В 2001–2015 гг. происходило активное совершенствование статуса Конституционного Суда РФ. Это связано с тем, что, анализируя его деятельность, законодатель счел возможным внести изменения, направленные на оптимизацию работы суда. Данный судебный орган достаточно загружен, ежегодно в Суд поступает от 14000 до 19000 жалоб граждан [4], что свидетельствует о доверии людей к Конституционному Суду. Возможно, именно тот факт, что законодатель развивает правовую базу, регулирующую положение Конституционного Суда, способствует его эффективной работе.

Первое преобразование связано с количеством судей Конституционного Суда РФ, их количество сокращается до 11 человек, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителей.

Также за Конституционным Судом РФ закрепляется право проверять по запросу президента принятые Государственной думой законопроекты еще до их подписания главой государства. Это поправка вводит предварительный конституционный контроль и подчеркивает роль суда как негативного законодателя.

Необходимо изменение организационно-правовой формы Конституционного суда, для эффективности реализации контрольных полномочий и полного выполнения функций судебного надзора.

Для повышения эффективности осуществления конституционного правосудия целесообразно введение новых форм взаимодействия с иными органами государственной власти Российской Федерации. В том числе, для обеспечения единства судебной практики в целях должного исполнения решений Конституционного Суда РФ предлагается введение института постоянного (полномочного) представителя Верховного Суда РФ в Конституционном Суде РФ и выделение в качестве особого направления деятельности Конституционного Суда РФ его взаимодействие с Верховным Судом РФ по вопросам «учета» федеральными судами правовых позиций и исполнения решений Конституционного Суда.

1) Введение института постоянного представителя Верховного Суда РФ в Конституционном Суде РФ и выделение в качестве особого направления деятельности Конституционного Суда РФ его взаимодействие с Верховным Судом РФ по вопросам «учета» федеральными судами правовых позиций и исполнения решений Конституционного Суда РФ, для обеспечения единства судебной практики в целях должного исполнения решений Конституционного Суда РФ.

Такое взаимодействие может осуществляться следующим образом: обзор изменений правового регулирования с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ и представление соответствующих материалов Пленуму Верховного Суда РФ для последующего обязательного доведения этих сведений до всех судов страны [9].

2) Введение дополнительного полномочия Конституционного Суда РФ, как вынесение представлений компетентным органам и должностным лицам о допущенных ими нарушениях Конституции. Главное предназначение подобного рода представлений — разъяснение выявленного конституционно-правового смысла нормы, что зачастую необходимо для должного изменения правового регулирования; помощь в уяснении правовой позиции Конституционного Суда РФ [10].

Подобный механизм позволит вносить комплекс необходимых изменений в действующее законодательство, используя системный подход при разработке проектов законов, иных нормативных правовых актов.

Предлагается включить Генерального прокурора РФ в число субъектов обращения в Конституционный Суд РФ, обладающих правом запроса в соответствии с частью 2 и частью 5 статьи 125 Конституции РФ. Закрепление такого права за Генеральным прокурором РФ по сути будет являться правом инициирования абстрактного нормоконтроля, когда запрос вызван не решением конкретной проблемы какого-либо гражданина, а связан с осуществлением Прокуратурой контрольно-надзорной государственной функции. Закрепление за Генеральным прокурором РФ указанного права будет способствовать целям обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества.

Таким образом, совершенствование конституционно-правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации будет способствовать повышению эффективности осуществления конституционного правосудия.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–3 www.esa-conference.ru
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации»/ Справочная правовая система «Консультант Плюс» / / [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 19.12.2020).
  3. Конституционно-правовые основы участия граждан Российской Федерации в отправлении правосудия / Комкова Г. Н., Кулушева М. А. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. — 144 c.
  4. Грицай Д. В. Совершенствование правового статуса конституционного суда Российской Федерации // НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. Сборник статей по материалам 75-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2019 год. Отв. за выпуск А. Г. Кощаев. — Издательство: Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (Краснодар). — 2020. — С. 1064–1067.
  5. Искандарова Р. Т. Проблема независимости судей в Российской Федерации / / Актуальные исследования. 2020. № 10 (13). Ч.II. С. 36–38. URL: https://apni.ru/article/859-problema-nezavisimosti-sudej-v-rf.
  6. Определение конституционного суда Российской Федерации по запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности положений статьи 6–1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», части третьей статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» город Москва // Официальный интернет-портал правовой информации / / [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=102091235&page=1&rdk=0#I0
  7. Калинина К. А. Основания привлечения судей к дисциплинарной ответственности // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2012. № 4 (33). С. 121.
  8. Элибаев А. С. Права и свободы личности в деятельности конституционного суда РФ // Инновационная наука. — 2018. — № 6. — С. 128–130.
  9. Брежнев О.В. «Процессуальные аспекты деятельности Конституционного Суда Российской Федерации: Проблемы и пути их решения». / О.В. Брежнев. // Конституционное и муниципальное право. – 2018. № 2. 309 с.
  10. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика).
Задать вопрос