Проблемы правового режима земель сельскохозяйственного назначения | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №10 (24) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 555 раз

Библиографическое описание:

Копылова, А. А. Проблемы правового режима земель сельскохозяйственного назначения / А. А. Копылова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 10 (24). — С. 8-9. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/182/5813/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья рассказывает об особенностях правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в статье описаны основные проблемы привлечения нерадивого собственника земельного участка к административной ответственности за их нецелевое использование.

Ключевые слова : сельскохозяйственное назначение, земельный участок, земля, нецелевое использование, правовой режим, административная ответственность, земельное законодательство, сельское хозяйство, сельскохозяйственный оборот.

Сельскохозяйственные земли — это отдельная большая категория земель, они занимают второе место после земель лесного фонда. Их площадь в 20 раз больше площади всех населённых пунктов. Главная особенность этих земель в том, что они не только являются средством производства в сельском хозяйстве, но и обеспечивают нашу продовольственную безопасность [8].

Земли сельскохозяйственного назначения являются важной составляющей продовольственной безопасности государства. Земельная политика РФ включает различные направления совершенствования земельного законодательства, в том числе в области оборота земель сельскохозяйственного назначения. В частности «Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы» [5] предусмотрено установление мер по стимулированию вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель для сельскохозяйственного производства.

Для развития российского экспортного потенциала и достижения целей, поставленных руководством нашей страны, 45 миллиардов долларов в год, многое нужно сделать, но в первую очередь нужно думать о том, как вовлекать земли сельскохозяйственного назначения, не используемые в настоящее время, в сельскохозяйственный оборот.

Сельскохозяйственные земли, по последним доступным данным Росреестра на 1 января 2019 года, занимают 382,5 млн га. За прошлый год правительство разработало несколько законопроектов об упрощении изъятия бесхозных земель, которые предлагается использовать для сельского хозяйства [7].

Социально-экономическая значимость земель сельскохозяйственного назначения обусловила необходимость их выделения в качестве самостоятельной категории земель в Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений в отношении указанной категории земель имеет обеспечение их правового режима, призванного защитить земли от неблагоприятного воздействия и от нецелевого использования, приводящих к значительным изменениям в их структуре, и отражаясь на снижении качества почвы и плодородия. Несмотря на достаточно обширное нормативное правовое регулирование правового режима земель сельскохозяйственного назначения, в настоящее время в указанной сфере имеется ряд проблем [6].

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят: сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В ст. 78 ЗК РФ [1] определено, что к сферам использования таких земель относятся ведение сельскохозяйственного производства, создание защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры.

Несмотря на особое внимание к указанному роду земель, существует ряд проблем в их правовом режиме, которые мы попытаемся обозначить в указанной статье.

Так, одной из проблем, связанных с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения, является нецелевое использование земельных участков, входящих в эту категорию. Как известно, за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 8.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ [2].

Несмотря на нововведения, внесенные Законом об обороте земель [3], проблемы в его толковании и реализации по-прежнему остаются нерешенными.

Например, данным Законом не установлен ни минимальный, ни максимальный срок освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения. В соответствии с законом срок освоения включается в трехгодичный срок, в течение которого правообладатель должен начать его использовать. Началом течения срока является момент выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению.

Из норм п. 5, 6 ст. 6 Закона об обороте земель следует, что по истечении трех лет с момента привлечения собственника земельного участка к административной ответственности за его неиспользование, необходимо проведение как минимум двух проверок для того, чтобы можно было начать процедуру изъятия.

Из судебной практики необходимо заметить, что контролирующие органы, прежде чем начать процедуру изъятия земельного участка у нерадивого собственника, проводят значительно более проверок.

Кроме того, в ходе проведения проверок, органы государственного надзора и муниципального контроля, осуществляющие деятельность на территории РФ, сталкиваются с тем, что после выявления факта неиспользования земельного участка органом государственного земельного надзора и выдачи предписания об устранении нарушения, правообладатель такого участка передает свои права другому лицу путем заключения договора дарения, купли-продажи и т. д. Соответственно, нельзя привлечь к административной ответственности за ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения нового владельца земельного участка.

Существенно затрудняют контроль целевого использования земель сельскохозяйственного назначения тот факт, что в отношении таких земель плановые проверки не предусмотрены [4].

В целом обозначенные проблемы позволяют констатировать несовершенствj не только правовых норм, регулирующих правовой режим земельных долей сельскохозяйственного назначения, но и практики применения указанных норм. Это обуславливает необходимость внесения изменений в земельное законодательство. Например, предлагается узаконить порядок изъятия земельных долей сельскохозяйственного назначения в случае нецелевого использования.

Литература:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Российская газета от 30 октября 2001 г. N 211–212.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 15.10.2020) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1) ст. 1.
  3. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Российская газета от 27 июля 2002 г. № 137.
  4. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре: Постановление Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1 // Собрании законодательства Российской Федерации от 12 января 2015 г. № 2 ст. 514.
  5. Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 19.03.2012. — № 19. — ст. 1425.
  6. Землякова Г. Л. Правовое регулирование подтверждения факта неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 5. — С. 4–8
  7. Путин назвал перезревшим вопрос о 17 млн га неиспользуемых земель [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/business/01/04/2020/5e84b4f29a79477ac5ef0779 (дата обращения: 11.11.2020).
  8. Стенограмма совещания Президента России В. В. Путина с членами Правительства 01.04.2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63123 (дата обращения: 11.11.2020).
Задать вопрос