К вопросу о понятии договора возмездного оказания медицинских услуг | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №9 (23) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.10.2020

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Строкова, О. Г. К вопросу о понятии договора возмездного оказания медицинских услуг / О. Г. Строкова, Т. М. Байбакова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 9 (23). — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/180/5632/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы раскрывают понятие и проблематику договора возмездного оказания медицинских платных услуг, затрагивая правовую основу данного договора.

Ключевые слова: медицинские услуги, договор возмездного оказания услуг, медицинская организация, заказчик, потребитель, исполнитель.

В Российской Федерации платные медицинские услуги, согласно статье 84 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, который превышает объем выполняемого стандарта медицинской помощи [1].

Согласно положениям указанной статьи, к общественным отношениям, возникающим в связи с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» [2].

В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор о предоставлении платных медицинских услуг является публичным договором. Это означает, что медицинская организация не вправе отказаться от заключения публичного договора в случае, если имеется возможность оказать потребителю соответствующие услуги [3].

До заключения договора об оказании платных медицинских услуг исполнитель обязательно должен предоставить информацию о себе и об оказываемых медицинских услугах. С этой целью утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг [4].

Вся информация, включая наименование организации, сведения о лицензии, перечень оказываемых услуг медицинская организация обязана предоставить с помощью размещения на интернет-сайте медицинской организации, а также на информационных стендах в помещении медицинской организации.

В момент заключения договора об оказании платных медицинских услуг по требованию потребителя или заказчика услуг должна предоставляться информация о платных медицинских услугах: порядок оказания медицинской помощи; сведения о профессиональном образовании и квалификации медицинского работника, непосредственно оказывающего услуги; информацию о методах оказания услуги и связанных с ним рисков.

В случае, если медицинской организацией соответствующая обязанность не была выполнена и это привело к приобретению услуги, которая не обладает свойствами, необходимыми потребителю, потребитель вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков согласно статье 12 Закона о защите прав потребителей.

Необходимо отметить, что договор возмездного оказания медицинских услуг обладает некоторыми специфическими особенностями.

Первая из них связана с тем, что к исполнителю по договору — медицинской организации — предъявляются особые требования:

− исполнитель обязан иметь медицинское образование;

− исполнитель обязан сохранять врачебную тайну, которая стала известна в ходе исполнения договора;

− до момента заключения договора исполнитель обязан в письменной форме уведомить потребителя услуги о том, что в случае несоблюдения рекомендаций медицинского работника и режима лечения качество предоставляемой услуги может снизиться или негативно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Договор возмездного оказания услуг возможно рассматривать как договор присоединения — сторона принимает заранее сформулированные условия, и изменить их не может.

В силу пункта 2 статьи 428 ГК РФ, сторона, которая присоединилась к договору, вправе потребовать расторжения или изменения договора в случае, если договор присоединения хотя и не противоречит закону или иным правовым актам, но лишает сторону прав, которые обычно предоставляются по договора такого вида или исключает или ограничивает ответственность стороны, предоставляющей услуги.

Еще одной особенностью рассматриваемого договора выступает то, что исполнитель договора после выполнения медицинских услуг обязательно предоставляет пациенту медицинские документы, подтверждающие оказание услуг, а также отражающие сведения о состоянии здоровья пациента.

Следует отметить, что исполнитель не вправе предоставлять получателю услуг дополнительные медицинские услуги на возмездной основе без согласия получателя услуг. Если в процессе оказания услуг выясняется, что требуется оказание дополнительных медицинских услуг, например, для устранения угрозы жизни пациента, такие услуги должны быть оказаны на безвозмездной основе согласно положениям статьи 11 Федерального закона «Об основах охраны граждан в Российской Федерации».

Важно, что приложение к каждому договору, который заключается с пациентом, обязательно должно содержать полный перечень услуг, оказываемых медицинской организацией, а также прейскурант на все услуги, оказываемые медицинской организацией [5].

Кроме того, медицинская организация обязана предоставить по требованию получателя услуг копию лицензии, подтверждающей право на оказание соответствующих услуг.

Сторонами договора возмездного оказания медицинских услуг являются:

− заказчик (потребитель, пациент);

− исполнитель (медицинская организация).

Пункт 2 ранее упомянутых правил оказания медицинских услуг устанавливает, что договор об оказании платных медицинских услуг заключается между заказчиком и исполнителем, и при этом:

− заказчиком может являться как физическое, так и юридическое лицо;

− заказчик обязательно имеет намерение приобрести или приобретает медицинские услуги для потребителя;

− заказчик и потребитель могут быть одним лицом, а могут быть и разными лицами;

− потребитель — это всегда лицо, которое намеревается получить или получает медицинские услуги, то есть, пациент;

− исполнитель — это всегда медицинская организация, обладающая соответствующей лицензией.

Ввиду всего указанного, договор об оказании платных медицинских услуг может быть заключен:

− между потребителем и исполнителем;

− между потребителем, заказчиком и исполнителем.

При этом заказчик — любое физическое или юридическое лицо, приобретающее услугу, а получатель — всегда физическое лицо, получающее услугу лично.

Следует более подробно рассмотреть правовой статус исполнителя по договору об оказании платных медицинских услуг.

Медицинская организация — это юридическое лицо, которое в качестве основного вида деятельности осуществляет медицинскую деятельность. Осуществление такой деятельности возможно только на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [6].

Медицинские услуги, кроме того, могут оказываться и индивидуальными предпринимателями при соблюдении того же условия — наличия лицензии.

Говоря о сторонах рассматриваемого договора, дополнительно следует отметить, что платные медицинские услуги могут быть оказаны и медицинскими организациями, которые осуществляют программы бесплатного оказания медицинской помощи. При этом важно, что платные услуги такими медицинскими организациями должны быть оказаны на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам.

Согласно общим условиям, предусмотренным для исполнения гражданско-правовых договоров, исполнитель должен оказать услуги лично, то есть, не должен привлекать для выполнения договора другую медицинскую организацию. Тем не менее, возможность привлечения третьих лиц для оказания услуг по договору может быть отдельно предусмотрена договором между заказчиком и исполнителем.

Ранее было указано, что заказчик вправе потребовать информацию об образовании и квалификации медицинского сотрудника, который оказывает медицинскую услугу. Интересной представляется позиция, сформулированная в 2011 году Высшим Арбитражным Судом. По мнению данного органа, услуга по выбору врача является немедицинской услугой, ее, скорее, можно отнести к сервисным услугам. Она может быть предоставлена платно при оказании медицинской помощи [7].

Важно, что указание на конкретного врача, который будет оказывать медицинскую услугу, не является обязательным условием договора о платном оказании медицинских услуг. При этом если для потребителя указание на конкретного врача имеет определяющее значение, соответствующее условие может быть включено в договор.

Шаблова Г. Г. считает, что «договором возмездного оказания услуг может быть персонифицирована личность исполнителя, непосредственно оказывающего услугу, изменение этого условия в последующем возможно с согласия заказчика или по обстоятельствам невозможности исполнения обязательства этим лицом» [8].

Такой вывод является вполне справедливым, поскольку для пациента личность врача может иметь важное значение.

Следует сказать, что договор платного оказания медицинских услуг может иметь особенности в случае, если возраст пациента не превышает 14 (четырнадцати) лет.

Согласно статье 28 ГК РФ, сделки от имени несовершеннолетних, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста, могут заключать только их законные представители.

Ввиду этого сторонами договора в таком случае заказчиком может выступать только законный представитель ребенка. В договоре указывается, что заказчиком и плательщиком является родитель, однако услуги предоставляются несовершеннолетнему.

Кроме того, согласно положениям Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», законный представитель имеет право получать от врача информацию о состоянии здоровья несовершеннолетнего, чьи интересы он представляет.

Названия и объемы услуг, которые оказываются медицинской организацией, должны быть определены согласно стандартам медицинской помощи, которые должны быть разработаны согласно Приказу Минздрава России от 13 октября 2017 г. № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» [9]. В качестве примера следует указать Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при гриппе легкой степени тяжести, разработанный Минздравом России [10].

Указанными ранее Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг установлены существенные условия, которые обязательно должны быть включены в договор об оказании платных медицинских услуг. К ним относятся:

  1. Сведения об исполнителе по договору:

− наименование медицинской организации или ФИО индивидуального предпринимателя, оказывающего услугу;

− юридический адрес и адрес места нахождения исполнителя по договору;

− сведения о данных, внесенных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, с указанием на орган, который осуществил государственную регистрацию;

− номер лицензии, подтверждающей право на осуществление медицинской деятельности, срок действия лицензии, наименование и адрес органа, выдавшего лицензию.

  1. Сведения о пациенте и заказчике:

− ФИО, адрес места жительства пациента;

− ФИО, адрес места жительства заказчика.

  1. Перечень платных медицинских услуг, которые предоставляются согласно договору.
  2. Стоимость платных медицинских услуг, которые предоставляются согласно договору, сроки и порядок их оплаты.
  3. Сроки и условия предоставления платных медицинских услуг, предоставляемых согласно договору.
  4. Должность и ФИО лица, которое заключает договор от имени медицинской организации, его подпись.
  5. Подпись заказчика.
  6. Положения, устанавливающие ответственность сторон за невыполнение условий, предусмотренных договором.
  7. Положения, устанавливающие порядок изменения и расторжения договора.
  8. Иные условия, которые могут быть определены по соглашению сторон.

Представляется интересным вопрос о том, следует ли считать такие условия существенными, и будет ли договор считаться незаключенным с точки зрения норм гражданского права, если одно из условий не будет соблюдено. Прямое указание на признание договора незаключенным в таком случае в законе не содержится, ввиду чего следует полагать, что отсутствие одного из условий не делает договор об оказании платных медицинских услуг незаключенным.

Важным условием, которое должно содержаться в договоре об оказании платных медицинских услуг, является цена. Цены на медицинские услуги, которые оказываются бюджетными и казенными государственными или муниципальными учреждениями, устанавливаются учредителями таких медицинских организаций. Иные медицинские организации устанавливают цены на предоставляемые услуги самостоятельно.

Договор составляется в двух или в трех экземплярах, в зависимости от субъектного состава — по одному на исполнителя, заказчика и пациента.

Важнейшая характеристика договора об оказании платных медицинских услуг — наличие врачебной тайны. Исполнитель не вправе разглашать сведения о пациенте, о состоянии его здоровья, которое было установлено в результате обследования, и о самом факте обращения за медицинской помощью.

Однако из этого правила есть определенные исключения. Медицинская организация вправе передать сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия пациента в случаях угрозы распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений, поражений; по запросу органов дознания, следствия, суда (в связи с проведением расследования или судебным разбирательством); в целях информирования правоохранительных органов о поступлении пациента в случае, если имеются основания полагать, что в отношении пациента совершено преступление; в иных случаях, установленных статьей 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Представляется важным отметить, что содержание договора платного оказания медицинских услуг обязательно содержит качество предоставляемых услуг. Качество предоставляемой медицинской услуги — это, в том числе, достижение результата, который был запланирован.

Е. С. Салыгина считает, что «мы видим столкновение (конкуренцию) двух норм различных отраслей права. Вопрос становится принципиальным, когда возникает проблема «платить или нет за оказанные услуги», если они не привели к ожидаемому (запланированному) результату (не привели к беременности при услуге ЭКО, не привели к полному исправлению зубных рядов при ортодонтическом лечении зубов, не привели к полному выздоровлению при назначении какой-либо терапии). Пациент имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за нее суммы, поскольку качество оказанных в данных примерах услуг не соответствует ожиданиям заказчика (восстановление здоровья как состояния психического, физического благополучия). Однако данный подход не отвечает принципам разумности и справедливости в гражданских отношениях: и клиника, и врач — как непосредственный исполнитель услуги — сделали все от них зависящее и предусмотренное законом для того, чтобы результат наступил: выполнили лицензионные требования для осуществления медицинской деятельности, получили соответствующее образование, провели необходимую диагностику, лечение. Результат мог не наступить по трем причинам: врач не провел именно необходимую диагностику и лечение; пациент не соблюдал рекомендации и назначения врача; результат не наступил в связи с наличием (изменением) состояния организма, которое нельзя было выявить или предсказать до начала оказания услуг» [11].

Определение качества оказанной услуги представляется достаточно сложным. Достижение конкретного результата, который был запланирован, не всегда предусматривается гражданским законодательством как обязательный элемент договора.

По мнению Ю. Д. Сергеева «следует иметь в виду, что позитивный исход в лечении больного может и не наступить, несмотря на все принятые лечащим субъектом меры по выполнению взятых на себя договорных обязательств. Причиной тому могут быть так называемые несчастные случаи, когда негативный исход лечения наступает, например, из-за аллергических реакций пациента на медицинский препарат, особенностей анатомического строения больного, которые не могли быть обнаружены при проведении известных методик обследования» [12].

Таким образом, договор об оказании платных медицинских услуг — это договор, сторонами которого являются или медицинская организация и пациент, или медицинская организация, заказчик и пациент; предметом договора являются медицинские услуги; вопрос о существенных условиях договора представляется спорным и требует дальнейшего изучения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2011. № 48. — Ст. 6724.
  2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1996. № 3. — Ст. 140.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1994. № 32. — Ст. 3301.
  4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. — 2012. № 41. — Ст. 5628.
  5. Информация Роспотребнадзора от 08.03.2016 «О порядке соблюдения отдельных положений Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Доступ из СПС «Консультант-Плюс»
  6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. — 2012. № 41. — Ст. 5628; Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291«О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)») (ред. от 21.02.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2012. № 17. — Ст. 1965.
  7. Определение ВАС РФ от 27.07.2011 № 9872/11 по делу № А04–4105/2010 // Доступ из СПС «Консультант-Плюс»
  8. Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Дис.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 338.
  9. Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (ред. от 05.03.2020) (Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2017 № 48808) // Доступ из СПС «Консультант-Плюс»
  10. Приказ Минздрава России от 09.11.2012 № 757н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при гриппе легкой степени тяжести» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2013 № 26697) // Доступ из СПС «Консультант-Плюс»
  11. Салыгина Е. С. Проблема правового регулирования результата медицинских услуг и ответственности за его недостижение // Медицинское право. 2012. № 6. С. 28.
  12. Сергеев Ю. Д. Ненадлежащее оказание медицинской помощи и пути ее профилактики — сверхактуальная научно-практическая проблема // Медицинское право. 2016. № 2. С. 3–5.
Задать вопрос