Конституционное право каждого выезжать за пределы Российской Федерации: проблемы и решения | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (12) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.09.2019

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Полевик, Е. А. Конституционное право каждого выезжать за пределы Российской Федерации: проблемы и решения / Е. А. Полевик. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 5 (12). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/137/4437/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена проблеме выезда за переделы Российский Федерации жителей Крыма в страны Шенгенской зоны, возникшая после вхождения республики Крым в состав Российской Федерации. В настоящие время данный вопрос не урегулирован законодательством Российской Федерации, судебная практика также не сложилась. На основе проведенного исследования автором предлагается разработать эффективно действующие процедуры выезда жителей Крыма с территории Российской Федерации в страны Шенгенской зоны. Кроме того, предлагается обеспечить доступной информацией жителей Крыма о процедуре выезда с территории Российской Федерации в страны Шенгенской зоны.

Ключевые слова: конституционное право на свободный выезд за пределы Российской Федерации, свобода передвижения, права человека и гражданина, Конституция РФ.

После вхождения республики Крым в состав Российской Федерации особо остро стоит вопрос об урегулировании на федеральном уровне миграционных процессов Российской Федерации.

Конституция РФ гарантирует каждому свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Также Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию [1].

Как отмечает Т. В. Казакова, «напряженность миграционных потоков, нарастающая в последнее время, выявила ряд существенных недостатков правового регулирования миграции в Российской Федерации, главным и, пожалуй, определяющим среди которых является отсутствие четко выраженной модели этого самого регулирования» [8].

Существуют различные ситуации, при которых возможно выявление иностранного гражданства. Например, при выезде за границу в страны с визовым режимом въезда граждане России с двойным гражданством предъявляют российский паспорт, в котором, как правило, отсутствует виза, и в качестве подтверждения права на въезд в страну назначения предъявляют паспорт другого государства. В случае, если при проверке данных выявляется, что информация о наличии второго гражданства лица не представлялась, у компетентных органов есть полное основание привлечь лицо к ответственности.

Жители Крыма имеют заграничный паспорт Российской Федерации и заграничный паспорт Украины. Жителям Крыма, имеющим заграничный паспорт Российской Федерации, консульства отказывают в открытии Шенгенской визы, так как не признают территорию Крыма российской и считают ее территорией Украины. В этой связи исследование и анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы миграции, в целях поиска возможного решения данной проблемы особо актуально.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом [4].

В законодательных актах Российской Федерации отсутствует понятие второго гражданства. Существует разница между «двойным» и «вторым» гражданством. Под термином «двойное гражданство» подразумевается наличие у человека паспортов и равнозначных правовых статусов гражданина двух государств, между которыми подписаны соответствующие международные договоры о двойном гражданстве [10]. В настоящие время Российская Федерация заключила договоры только с Туркменией и Таджикистаном.

В силу статьи 7 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

паспорт;

дипломатический паспорт;

служебный паспорт;

Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.

Перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, определяется Правительством Российской Федерации [5].

В силу статьи 6 Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями, — влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Непринятие лицом, пересекающим по частным делам Государственную границу Российской Федерации, мер по предотвращению использования управляемого им транспортного средства другим лицом для незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями в случае, если указанное деяние не являлось пособничеством в преступлении, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей [2].

Например, паспортный контроль по вылету из аэропорта «Шереметьево» осуществляет Пограничная служба ФСБ России.

Однако на рейсах Аэрофлота документы жителей Крыма могут быть проверены уполномоченным представителем авиакомпании при регистрации или непосредственно в ходе посадки.

В соответствии с пунктом 4.4.4 Правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот», утвержденных приказом ПАО «Аэрофлот» от 13 февраля 2019 г. № 77 пассажир несет ответственность за получение всех необходимых для путешествия документов, виз, разрешений и т. п., а также за соблюдение всех применяемых законов о выезде, въезде и транзите страны вылета, прибытия и транзита. ПАО «Аэрофлот» не несет ответственности перед пассажиром в случае, если пассажир не получит таких документов или виз или не выполнит требований применяемых законов [3].

По требованию ПАО «Аэрофлот» пассажир обязан предъявить все документы на выезд, въезд, транзит, о состоянии здоровья, другие документы, требуемые применяемым законодательством, а также разрешить ПАО «Аэрофлот» сделать и оставить у себя копии документов либо каким-то иным образом оставить у себя данные, содержащиеся в соответствующих документах, если ПАО «Аэрофлот» считает это необходимым.

На практике, у жителей Крыма при выезде с территории Российской Федерации в страны Шенгенской зоны возникают проблемы при проверке документов. Данный вопрос в настоящие время не урегулирован законодательством Российской Федерации, судебная практика также не сложилась.

Подобная ситуация не может укладываться в рамки взятых на себя Российской Федерацией обязательств по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека. Мы видим следующие пути решения данной проблемы:

− во-первых, разработка эффективно действующей процедуры выезда жителей Крыма с территории Российской Федерации в страны Шенгенской зоны;

− во-вторых, обеспечение доступной информированности жителей Крыма о процедуре выезда с территории Российской Федерации в страны Шенгенской зоны.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации 1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019)//Российская газета, № 256, 31.12.2001.
  3. Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот», утвержденных приказом ПАО «Аэрофлот» от 13 февраля 2019 г. № 77. [Электронный ресурс].URL:https://www.aeroflot.ru/ru-ru/information/legal/contract.
  4. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О гражданстве Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, № 22, ст. 2031.
  5. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 17.06.2019) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»// Российская газета, № 159, 22.08.1996.
  6. Агрба А. Второе гражданство граждан России // ЭЖ-Юрист. 2015. N 1–2. С. 2.
  7. Ивахнюк И. В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 г. / И. В. Ивахнюк. М.: Центр стратегических разработок, 2017. 82 с.
  8. Казакова Т. В. Правовое регулирование миграционных процессов: проблемы и перспективы развития // Юридический мир. 2014. N 5. С. 33–37.
  9. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А. И. Казанника, А. Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 528 с.
  10. Смашникова Т. Б. Особенности статуса, лиц, имеющих двойное гражданство, в Российской Федерации//Современные иновации.2017.№ 15.С.65–66.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Шенгенская зона, личность гражданина, въезд, выезд, Государственная граница, гражданин, документ, житель Крыма, двойное гражданство.

Ключевые слова

Конституция РФ, права человека и гражданина, конституционное право на свободный выезд за пределы Российской Федерации, свобода передвижения

Похожие статьи

Порядок пересечения государственной границы Российской...

Ключевые слова:государственная граница Российской Федерации, пересечение Государственной границы, гражданин Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, виза, паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт...

Основания ограничения права гражданина России на выезд из РФ

В статье подробно анализируются причины ограничения прав граждан России на выезд из страны. Даны предложения по совершенствованию законодательства в этой области. Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Государственная тайна...

Криминально-правовые аспекты влияния глобализации на...

Институт гражданства в условиях глобализации несет и определенные риски. Прежде всего — это совершения преступлений иностранными

Образование в составе России нового субъекта позволило получить жителям Крыма гражданство Российской Федерации, при этом не...

Объективная сторона организации незаконной миграции...

а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд

Те же действия в отношении граждан Российской Федерации уголовно наказуемы лишь...

Некоторые особенности применения административной...

Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за

Однако пункт 5 статьи 28 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году...

Административная ответственность в сфере миграционной...

Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации — нарушение

Закона “О въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации

Так, только за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания в...

Актуальные проблемы института гражданства в Российской...

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным...

Административно-правовое регулирование в сфере миграции...

Международные миграционные процессы составляют неотъемлемую часть современных экономических, политических, культурных и иных взаимоотношений государств. Процесс глобализации и, прежде всего, формирование мирового рынка труда и капитала, привел к тому...

Некоторые проблемы института гражданства в РФ

Актуальные проблемы института гражданства в Российской... двойное гражданство, Российская Федерация, гражданство. Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане...

Приобретение земельных участков иностранными гражданами...

Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации [1] иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут

зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территорий морей Российской Федерации, где...

Похожие статьи

Порядок пересечения государственной границы Российской...

Ключевые слова:государственная граница Российской Федерации, пересечение Государственной границы, гражданин Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, виза, паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт...

Основания ограничения права гражданина России на выезд из РФ

В статье подробно анализируются причины ограничения прав граждан России на выезд из страны. Даны предложения по совершенствованию законодательства в этой области. Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Государственная тайна...

Криминально-правовые аспекты влияния глобализации на...

Институт гражданства в условиях глобализации несет и определенные риски. Прежде всего — это совершения преступлений иностранными

Образование в составе России нового субъекта позволило получить жителям Крыма гражданство Российской Федерации, при этом не...

Объективная сторона организации незаконной миграции...

а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд

Те же действия в отношении граждан Российской Федерации уголовно наказуемы лишь...

Некоторые особенности применения административной...

Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за

Однако пункт 5 статьи 28 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году...

Административная ответственность в сфере миграционной...

Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации — нарушение

Закона “О въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации

Так, только за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания в...

Актуальные проблемы института гражданства в Российской...

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным...

Административно-правовое регулирование в сфере миграции...

Международные миграционные процессы составляют неотъемлемую часть современных экономических, политических, культурных и иных взаимоотношений государств. Процесс глобализации и, прежде всего, формирование мирового рынка труда и капитала, привел к тому...

Некоторые проблемы института гражданства в РФ

Актуальные проблемы института гражданства в Российской... двойное гражданство, Российская Федерация, гражданство. Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане...

Приобретение земельных участков иностранными гражданами...

Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации [1] иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут

зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территорий морей Российской Федерации, где...

Задать вопрос