Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Платформа MOODLE в применении информационных технологий в образовании

Новые технические решения
2
Поделиться
Аннотация
Эта статья о применении учебной платформы Moodle в образовательной системе. Об использовании для ее усовершенствования программ создания веб-приложений РНР, MySQL, Perl, а также других программ для создания форумов и блогов. Создание учебных контентов студентами и учителями помогает дистанционно отслеживать интеллектуальное развитие студентов. Дистанционное обучение предметам способствует усовершенствованию методов традиционного обучения.
Библиографическое описание
Юнусова, Г. Н. Платформа MOODLE в применении информационных технологий в образовании / Г. Н. Юнусова. — Текст : непосредственный // Техника. Технологии. Инженерия. — 2019. — № 1 (11). — URL: https://moluch.ru/th/8/archive/110/2685.


Эта статья о применении учебной платформы Moodle в образовательной системе. Об использовании для ее усовершенствования программ создания веб-приложений РНР, MySQL, Perl, а также других программ для создания форумов и блогов. Создание учебных контентов студентами и учителями помогает дистанционно отслеживать интеллектуальное развитие студентов. Дистанционное обучение предметам способствует усовершенствованию методов традиционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное образование, системы управления обучением, информационные технологии, платформа обучения Moodle, информационная среда обучения, Moodle

The results of the practical use of a learning management system Moodle for students information specialties Volgograd State University are presented.

Key words: distance education, learning management systems, information technology teaching platform of Moodle

Информационные технологии развиваются, обучение предметам виртуально становится актуальным. Информационные технологии входят и в процесс образования. Одним из перспективных направлений развития обучения в этой сфере является использование систем управления обучением (LMS — Learning Management System).

Одной из самых популярных систем является Moodle — система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами [1]. Основная ее задача — организация дистанционного обучения. На основе этой системы учитель создаёт свой личный кабинет, портфолио учителя, туда размещает свой учебно-методический комплекс, так же здесь размещается тест — создаётся контрольно-тестирующая система по обученным студентом модулям предмета. Материал размещается на основе модульного обучения предмета, информация раскладывается по модулям. Обучение каждого модуля или темы заканчивается решением теста, результаты которого может просмотреть и учитель и обучаемый. Далее учебная дисциплина разбивается на небольшие этапы, соответствующие рейтинговой бальной системе, и работа студента оценивается в конце каждого срока (модуля). Система управления обучением в этой платформе осуществляется с помощью модулей, здесь преобладает модульное обучение. В этом процессе обучаемый только освоив специальные этапы образования, и осилив тест, переходит на обучение других модулей. И это в своё время позволяет сэкономить время учителя в работе со студентами [2].

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, даёт возможность самостоятельного обучения и усвоения материала. Дистанционное образование даёт обратную связь, студент всегда может связаться с учителем, если у него появились вопросы, или он может получить поощрение со стороны своего педагога. Очень перспективным является интерактивное взаимодействие с обучающимися посредством информационных коммуникационных сетей.

Идея дистанционного интернет-обучения выглядит следующим образом: преподаватели и студенты взаимодействуют в одном виртуальном пространстве, при этом физически находясь за своими компьютерами в удаленных друг от друга местах. В процессе обучения между участниками учебного процесса обеспечивается обратная связь (в большинстве случаев интерактивная). При использовании технологий дистанционного Интернет-обучения появляется множество интерактивных возможностей: загрузка учебных материалов из виртуальной аудитории с помощью Web-браузера, общение с преподавателями и другими обучаемыми в чате, а также через электронную почту и посредством аудио-связи, участие в видеоконференциях, работа в интерактивных лабораториях с симуляторами, с выбором аватара.

Система дистанционного обучения (СДО) — это программное обеспечение для организации дистанционной формы обучения, дополнительной системы поддержки учебного процесса, для создания электронных обучающих материалов, администрирования и оценки успеваемости в рамках изучаемой дисциплины, проведения консультаций [1, 2].

Основу современного образовательного процесса в СДО составляет целенаправленная, контролируемая самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и возможность контакта с преподавателем через Интернет [1, 2, 3].

В этой системе студент изучает УМК, а затем выполняет практические и лабораторные задания и их отправляет. [3].

СДО позволяет:

– проводить дистанционное обучение, когда учащиеся физически удалены от центра обучения, подписаны на определенный набор предметов/курсов, получают методические указания и консультации преподавателей;

– выполняют определенный набор тестовых заданий;

– управлять учебным процессом, улучшения качества образования, увеличения числа одновременно обучаемых слушателей.

Существует большое количество различных систем дистанционного обучения, одна из них это система Moodle.

Moodle (расшифровывается по английски так, ModuleObject-OrientedDynamicLearningEnvironment — Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — свободная система управления обучением (LearningManagementSystem, или виртуальное учебное пространство — VirtualLearningEnvironment), распространяющаяся по условно-бесплатной лицензии GNU GeneralPublicLicense, существуют обучающие оболочки. [1].

Moodle была создана Мартином Дуджи-амасом в Технологическом университете г. Перта (Австралия). С самого начала Moodle замышлялась как открытый продукт программного обеспечения, доступный всем, бесплатный, простой в установке и открытый максимальному количеству пользователей. Все желающие могут разрабатывать и вносить в учебную среду Moodle свои дополнения (так называемые аддоны или плагины) и обмениваться информацией об использовании Moodle через систему форумов и сообществ.

В этой системе можно организовать Вебинар. Вебинар — это семинар в онлайн режиме, проведение обучения и тренинга, создание форума или блога по проведённой теме, проведение в онлайн обсуждения темы. Вебинар (webinar) — разновидность онлайн-тренинга, при котором ведущий и аудитория общаются в текстовых, аудио или видеочатах. Тема разговора иллюстрируется слайдами или надписями на электронной доске. Как правило, вебинары архивируются и становятся доступны по требованию, что является их несомненным плюсом как средства обучения, применимого в образовании в общем и в дистанционном образовании в частности. Система Moodle может обеспечить:

– выбор удобного времени и места для обучения, как для преподавателя, так и для студента;

– последовательное модульное усвоение знаний;

– связь преподавателя со студентами;

– постепенно приводит к непрерывному усвоению знаний;

– можно получить сертификат по усвоению того или иного модуля предмета;

– можно создать портфолио студента, его личный кабинет, где можно увидеть его успехи, продвижение, сертификаты;

– организуется индивидуальное обучение;

– экономит время и деньги.

Многим пользователям нравятся модули элементов курса, такие как форумы, в то время как другие предпочитают использовать Moodle как способ предоставления информации для студентов (например, стандарт пакетов SCORM) и оценки обучения с использованием заданий или тестов [1].

Рассмотрим возможное использование LMS Moodle для обучения студентов дисциплинам информационно-технологической направленности на примере одной из них. При проектировании учебного курса «Информатика и информационные технологии» в LMS Moodle можно использовать следующий набор элементов: «пояснение», «глоссарий», «задание», «тест», «форум», «ресурс», «групповой проект».

После разработки структуры учебно-методического комплекса определяется методика оценки по всему курсу, оценка элементов обучения, которая в сумме даст итоговую оценку. Студент начинает обучение с рекомендацией по самостоятельному изучению курса. Далее студент, руководствуясь календарным планом изучения дисциплины, приступает к изучению первого раздела. Параллельно с изучением теоретического материала по лекции учащийся с помощью глоссария знакомится с новыми понятиями, которые потребуются при изучении данного раздела. После этого обучаемый должен выполнить задания, предусмотренные в практическом занятии. При изучении любой темы студент имеет возможность с помощью обучающихся тестов самостоятельно проконтролировать свои знания. Результаты тестирования, как и выполнения заданий из практических занятий, а также результаты участия в групповых проектах поступают в досье студента. После изучения каждого модуля студент проходит итоговое контрольное тестирование. По окончании курса в зависимости от набранных баллов студент допускается к итоговому контролю, в случае положительного оценивания, получает сертификат. Балл оценки 86 %-100 %,71 %-85 %. В Узбекистане эту систему используют при оценки и контроля самостоятельных работ студентов, по этим вопросам занимаются головные вузы республики ТУИТ (Ташкентский университет информационных технологий), Самаркандский медицинский институт и другие.

Заключение.

Мы начали работу по использованию обучающей платформы Moodle в Наманганском Государственном университете при оценивании знаний студентов, а так же при выполнении их самостоятельной работы, а так же при самостоятельном индивидуальном обучении курсов по информатике. Это поможет усвоению и даст возможность автоматизированного контроля учебной деятельности студентов. Moodle позволяет в систему уложить имеющиеся лекционные материалы, а для контроля учебной работы на первых порах использовать задания, постепенно расширяя сферу использования тестов, не отменяя, разумеется, контроль с помощью заданий. [2–4]

К недостаткам Moodle можно отнести то, что все-таки это система управления отдельными курсами, а не системой обучения в целом. Таким образом, использование среды электронного обучения Moodle позволяет расширить возможности образовательного процесса как в плане увеличения возможностей организации самостоятельной работы студентов, так и использования системы при поддержки различных форм обучения [1–5].

Литература:

  1. А. В. Писарев. Возможности образовательной платформы MOODLE в обучении информационным технологиям.
  2. Голубев О. В. Электронный учебно-методический комплекс в СДО Moodle (на примере курса «Математика и информатика») / О. В. Голубев, О. Ю. Никифоров // IV Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» 1415 дек. 2009 г.). — М.: — С. 267–273.
  3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. — M.: Академия, 2003. — 192 с.
  4. Никифоров О. Ю. Анализ подсистемы тестирования СДО MOODLE / О. Ю. Никифоров // Информационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. — 238 с.
  5. Преимущества Moodle — «Открытые технологии». — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.opentechnology.ru/info/ moodle_about.mtd. — Загл. с экрана.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный