Статья посвящена вопросу состояния современного российского рынка труда. В ней описаны характерные черты модели рынка труда, которая сложилась в настоящее время. Авторы статьи особое внимание уделяют проблеме занятости и выявлению направлений, уменьшающих уровень безработицы на примере Нижегородской области. Материалы могут быть использованы при проведении научно-педагогических и научно-методических семинаров, круглых столов и научно-практических конференциях в вузах.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, уровень безработицы, население.
Национальный рынок труда формируется с помощью ряда определенных факторов, к которым относятся темпы инфляции, государственное финансирование проектов, налоговая политика государства, неплатежи, темпы экономического роста, отраслевая структура хозяйства, кризисы различного характера и др. Российский рынок труда прошел через несколько различных этапов, границы между которыми определялись радикальными сдвигами в макроэкономике. Первый (19911998 гг.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, которая растянулась почти на целое десятилетие и сопровождалась сокращением занятости, ростом открытой безработицы, снижением продолжительности рабочего времени и резким падением реальной заработной платы. Второй (19992008 гг.) был связан с энергичным посттрансформационным подъемом, когда ситуация на рынке труда стала быстро улучшаться. Третий начался с глубоким экономическим кризисом, разразившимся во второй половине 2008 г., и длился до нового кризиса 2015 г. С этого момента начинается новый четвертый этап, конечные результаты которого будут видны в будущем.
Как крайне сложный распределительный механизм, рынок труда обеспечивает соединение работников с рабочими местами. Тем самым оказывает влияние и на производительность, и на темпы роста, и на многие другие параметры экономики. Развитие современного производства предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Работодатель для эффективной работы своего дела принимает необходимые кадровые решения: подбор, прием, расстановка, увольнение персонала. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров определило политику закрепления кадров, их стабилизацию.
На данный момент рынок труда — это система общественных отношений, отражающих уровень развития и баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, работниками и государством. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях, а также инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако его главной функцией является регулирование интересов партнеров, куда включаются и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
В процессе взаимодействия спроса на труд и его предложения можно выделить функции рынка труда:
‒ налаживание взаимодействия и взаимодействия работодателей и работников;
‒ обеспечение конкуренции на рынке труда;
‒ решение вопросов занятости населения;
‒ социальная поддержка безработных.
В нашей стране безработица — одна из важных проблем, как населения, так и правительства. Число соискателей растет каждый год. Некоторые российские граждане уезжают на работу в другие страны: Китай, Турцию, Италию и др. Женщины, кроме работы, ищут семью за рубежом, а мужчины приобретают опыт для развития собственного бизнеса.
Правительство обещает пересмотреть законы о труде и пособиях по безработице, размер которого не изменяется уже несколько лет (минимум составляет 850 рублей, максимум — 4900 рублей) 2, повысить размер минимальной оплаты труда до прожиточного минимума. Разрабатываются программы обучения и повышения квалификации для работников разных сфер деятельности. Большинство компаний признались, что новых сотрудников нанимать не собираются, предпочитая развивать профессионализм уже имеющегося персонала при необходимости.
За прошедшие два десятилетия в России сложилась модель рынка труда, которая заметно отличается от модели, характерной для большинства развитых стран. Такая модель обеспечивает высокий и стабильный уровень занятости и низкий уровень безработицы.
Одной из актуальных экономических проблем Нижегородской области является безработица, Данный субъект Федерации по методологии рейтингового агентства «РИА Рейтинг» занимает 16 место по социально-экономическому развитию регионов России среди 85 субъектов России 3.
Общая безработица по методологии МОТ в области не изменилась в 2016–2017 гг. и составляет 4,2 %, а по сравнению с предыдущими годами снизилась (табл. 1.).
Таблица 1
Уровень безработицы вНижегородской области
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Общая численность безработных, чел. |
75 849 |
71 600 |
75 900 |
74 800 |
75 000 |
Численность зарегистрированных безработных, чел. |
9 874 |
8 702 |
3 71 |
4,11 |
30 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ), % |
4,3 |
4,4 |
4,3 |
4,2 |
4,2 |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
0,56 |
0,49 |
0,57 |
0,55 |
0,4 |
В Нижегородской области в сравнении с регионами Приволжского Федерального Округа и России в целом значения показателя «уровень безработицы по методологии МОТ» оставались высокими, что было обусловлено действием негативных последствий на сферу занятости населения значительного спада объемов производства, роста объемов высвобождения и неполной занятости работников в основных отраслях экономики региона: оборонно-промышленном, металлургическом комплексах, химической и легкой промышленности, машиностроении, оказавшихся наиболее уязвимыми в этот период.
Уровень регистрируемой безработицы с 2015 г. по 2017 г. снижается. В российских условиях она всегда оставалась поразительно низкой. На протяжении всего периода она колебалась в узком диапазоне, не выходя за пределы 0,4–0,6 % (табл. 1). Однако его низкий показатель объясняется слабой мотивацией населения к трудоустройству, связанной с низким уровнем заработной платы на предлагаемых вакантных должностях; низкой конкурентоспособностью безработных; малопривлекательным размером пособия по безработице, существующим риском появления новых предприятий-банкротов.
Несмотря на наличие позитивных тенденций на рынке труда, около 19 % от численности зарегистрированных в службе занятости безработных граждан в Нижегородской области, состоят на учете свыше 8-ми месяцев (на уровне 2017 года). Одной из причин наличия длительной безработицы является изменение спроса на рынке труда. С одной стороны, растет количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается изменение количества вакансий в определенных видах экономической деятельности.
В настоящее время наибольшая потребность в работниках в данном регионе отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг населению. Среди обращающегося в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве велика доля неквалифицированной рабочей силы, длительно (более 1 года) неработающих, инвалидов, других низкоконкурентных на рынке труда категорий граждан, что затрудняет их трудоустройство, приводит к продолжительности безработицы.
Главная стратегическая цель направления реализация прав жителей на труд — это создание условий для устойчивого экономического роста, увеличение конкурентоспособности экономики региона, сокращение бедности, улучшение качества жизни 1.
С целью решения проблем занятости населения и безработицы в Нижегородской области в перспективе предлагается основное внимание обратить на следующие направления:
‒ содействие гражданам в поиске подходящей работы;
‒ организацию профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям;
‒ легализации «теневой» заработной платы;
‒ повышение социальной ответственности работодателей при приеме на работу лиц с пониженной конкурентоспособностью.
Таким образом, выше указанные мероприятия позволят снизить социальную напряженность и уровень безработицы на территории Нижегородской области с напряженной ситуацией на рынке труда; обеспечить рост доходов жителей города, трудоустроенных на вакантные места, и поступление дополнительных доходов в бюджеты разных уровней; активизировать трудовую мобильность рабочей силы; реализовать потребности отраслевой экономики города в трудовых ресурсах.
Литература:
- О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032–1: по состоянию на 07 марта 2018 г. // Собр. Законодательства РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1915.
- О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 г.: Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2017 г. № 1423 // Собр. Законодательства РФ. — 2017. — № 49. — Ст. 7461.
- Рейтинг субъектов РФ по итогам 2017 года / [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://riarating.ru/regions/20170530/630063754.html (дата обращения 07.04.18).