Общественное участие в бюджетном процессе: зарубежный опыт и российская практика
Автор: Пинаевская Марина Васильевна
Рубрика: Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (10) июль 2017 г.
Дата публикации: 01.06.2017
Статья просмотрена: 1658 раз
Библиографическое описание:
Пинаевская, М. В. Общественное участие в бюджетном процессе: зарубежный опыт и российская практика / М. В. Пинаевская. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 3 (10). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/65/2518/ (дата обращения: 06.12.2024).
Ключевые слова: бюджетный процесс, открытость, общественное участие в бюджетном процессе, общественный контроль, вовлечение граждан, участие граждан, бюджет
В современном мире одним из приоритетных вопросов государственного (муниципального) управления является падение уровня доверия к органам государственной власти и местного самоуправления со стороны общественности. Поэтому необходимо обеспечить возможность обратной связи между органами власти и общественностью одновременно с реализацией принципа прозрачности (открытости) деятельности государственных органов [1].
Также необходимо отметить проблему несоответствия структуры бюджетных расходов структуре потребностей общественности. Бюджет публично-правового образования (далее — ППО) формируют работники финансовых органов, то есть, по сути, менеджеры, нанятые в целях управления финансами соответствующего ППО. Главная проблема управления общественными финансами: насколько хорошо нанятые менеджеры знают потребности общества? Достаточно ли хорошо отражают данные потребности в проекте бюджета? Как показывает практика, зачастую органы государственной власти и местного самоуправления не ставят приоритетной целью наилучшим образом удовлетворить потребности населения при располагаемом уровне финансовых ресурсов в ходе планирования и исполнения бюджета [2, с. 90].
Таким образом, формируется потребность в создании дополнительных механизмов контроля со стороны граждан за эффективностью управления общественными финансами.
Понятие общественного участия в бюджетном процессе можно определить, как систематический процесс, характеризующий взаимоотношения органов государственного (муниципального) управления и общественности относительно выражения интересов и прав общества в бюджетной политике.
Общественное участие в бюджетном процессе может быть реализовано как по инициативе общественности с приглашением органов государственного (муниципального) управления, так и по решению органов власти. Необходимо отметить достоинства и недостатки обоих вариантов.
К преимуществам общественного участия можно отнести следующее:
- Общественное участие по своей природе благоприятствует выявлению приоритетных потребностей общества.
- Путем общественного участия обсуждаются и реализуются свежие идеи, альтернативные варианты решения существующих проблем.
- Общественное участие обладает способностью ускорять ход реализации утвержденных решений.
К недостаткам общественного участия относятся:
- Большое количество новых идей осложняет работу органов власти.
- Зачастую сами идеи и предложения являются нецелесообразными, так как у участников такого процесса не хватает достаточной подготовки.
- Участие общественности может замедлять процесс принятия решения органами власти, а также увеличить стоимость такого решения.
Что касается зарубежного опыта, традиционной формой общественного участия за рубежом являются публичные слушания. Наряду с публичными слушаниями также широко применяются и другие практики, которые оказываются более эффективными, и в перспективе могут заменить механизм слушаний: электронные доски объявлений (Electronic Bulletin Boards), дни открытых дверей (Open House), воркшопы (Citizen Workshop), метод Шаретт (Design Charrette), опросы населения и «панель граждан» (Citizen Panel), общественные форумы (Civil forum), работа с фокус–группами (Focus group) [3, с. 21].
В последнее десятилетие в мире приобрела популярность весьма эффективная процедура общественного участия — так называемое, партисипаторное бюджетирование — процесс общественного участия в распределении приоритетов расходования специально выделенной части бюджетных средств.
Уровень развития общественного участия в мировом масштабе позволяет определить Индекс открытости бюджета (The Open Budget Index), разработанный Международным бюджетным партнерством (International Budget Partnership). Страны–лидеры в части открытости и прозрачности бюджета представлены в таблице 1.
Таблица 1
Страны с обширным и значимым уровнем открытости бюджета согласно The Open Budget Index 2015
Место врейтинге |
Страна |
Показатель открытости бюджета |
Показатель общественного участия |
Надзор за бюджетом |
|
Законодательный орган |
Контрольный орган |
||||
|
Максимальное количество баллов |
100 |
100 |
100 |
100 |
1 |
Новая Зеландия |
88 |
65 |
45 |
92 |
2 |
Швеция |
87 |
48 |
85 |
100 |
3 |
ЮАР |
86 |
65 |
85 |
100 |
4 |
Норвегия |
84 |
75 |
94 |
92 |
5 |
США |
81 |
69 |
85 |
100 |
6 |
Бразилия |
77 |
71 |
80 |
75 |
7 |
Франция |
76 |
40 |
91 |
75 |
8 |
Великобритания |
75 |
58 |
45 |
92 |
9 |
Румыния |
75 |
42 |
54 |
100 |
10 |
Перу |
75 |
40 |
67 |
83 |
11 |
Российская Федерация |
74 |
25 |
79 |
100 |
Лидером рейтинга The Open Budget Index в 2015 г. была Новая Зеландия — 88 баллов. Индекс открытости бюджета России составлял 74 балла из 100, что, конечно, превышает среднемировой показатель — 45 баллов, но все–таки является недостаточным [4].
Абсолютным лидером в части возможностей участия общественности согласно рейтингу The Open Budget Index 2015 является Южная Корея: 83 балла из 100 (таблица 2). Южная Корея также занимает 10 место согласно Индексу открытости правительства в 2015 г. (The Open Government Index 2015) [5] и 1 место согласно Индексу развития электронного правительства в 2014 г. [6] Российская Федерация в части показателя общественного участия лишь 25 баллов из 100 возможных. Таким образом, общественное участие на одном уровне с Российской Федерацией развито в таких странах, как Нигерия, Замбия, Руанда, Словакия и др.
Таблица 2
Страны–лидеры по показателю «Общественное участие» согласно The Open Budget Index 2015 в сравнении с рейтингами The Open Government Index 2015 и The UN E–Government Development Index 2014
Страна |
The Open Budget Index 2015 (Общественное участие) |
The OpenGovernment Index 2015 |
The UN E–Government Development Index 2014 |
Максимальное количество баллов |
100 |
1 |
1 |
Южная Корея |
83 |
0,73 |
0,95 |
Норвегия |
75 |
0,81 |
0,84 |
Бразилия |
71 |
0,56 |
0,60 |
США |
69 |
0,73 |
0,88 |
Филиппины |
67 |
0,54 |
0,48 |
Что касается российской практики, по состоянию на 2017 г. в российском праве не существует единого нормативного правового акта, регулирующего участие населения в управлении на государственном и муниципальном уровнях, а также в бюджетном процессе. Лишь некоторые из нормативных правовых актов касаются этой сферы. С точки зрения форм общественного участия наибольшее распространение, но все же недостаточное, получила практика проведения публичных слушаний по проекту бюджета и по отчету об исполнении бюджета.
Также более активно стала использоваться в последние годы такая форма взаимодействия исполнительной власти и общественности, как общественные советы. Они должны быть созданы при всех органах государственной исполнительной власти. Однако деятельность таких общественных советов чаще всего является недостаточно публичной.
Общественное участие может иметь различный эффект в зависимости от выбора уровня и формы общественного участия в бюджетном процессе. Автором была составлена матрица применяемых в российской практике форм общественного участия в соответствии с уровнями участия, разработанными Д. Уилкоксом (таблица 3). [7]
Таблица 3
Матрица форм и уровней общественного участия в бюджетном процессе в Российской Федерации
Уровень общественного участия |
Примеры форм общественного участия |
Информирование |
Бюджет для граждан, Интернет–портал «Открытое Правительство», официальные сайты финансовых органов, информационные материалы, СМИ |
Консультирование |
Официальные сайты финансовых органов и интернет–порталы с возможностью обратной связи, опросы граждан, публичные слушания, круглые столы, конференции, народные бюджеты, обращения к депутатам |
Совместное принятие решений |
Интернет–портал «Российская общественная инициатива», Общественные палаты |
Совместная деятельность |
ППМИ, партисипаторное / инициативное бюджетирование, самообложение граждан, ТОС, проект «Народный бюджет» Тульской области |
Партнерство |
— |
Такие формы общественного участия в бюджетном процессе, как официальные сайты финансовых органов, средства массовой информации, различные интернет-порталы, могут быть отнесены как на уровень информирования, так и консультирования, в зависимости от возможности обратной связи.
Таким образом, можно сформулировать ряд направлений совершенствования общественного участия в бюджетном процессе:
− Проведение активной работы с населением в целях повышения финансовой и бюджетной грамотности, а также их вовлечения в бюджетный процесс;
− Повышение доступности сведений о бюджете в целях реализации принципа прозрачности бюджетной системы РФ;
− Уточнение и расширение методологической и нормативной правовой базы органами государственной власти;
− Информационное сопровождение общественного участия. Информационная кампания должна затрагивать все основные аудитории жителей и проводиться на понятном большинству жителей языке;
− Работа с профессионально подготовленными гражданами, которые могут использовать свой профессиональный опыт в работе по разработке инициатив и контролю за их реализацией;
− Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с общественными организациями, проводящими активную работу с населением;
− Создание новых площадок для обмена мнениями между органами власти и общественностью.
Реализация предложенных мероприятий позволит повысить заинтересованность граждан и общественных организаций, повысить доверие граждан по отношению к органам власти, эффективно распределять доступные бюджетные средства.
Литература:
- Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Ст. 36.
- Белоусов Ю. В. Общественное участие как элемент системы эффективного управления общественными финансами // Финансовый журнал. — 2016. — № 4. — С. 88–96.
- Отчет Фонда «ТРИОНИКС» о проведенном анализе зарубежного опыта использования института публичных слушаний в местном самоуправлении. — 2016.
- Индекс открытости бюджета 2015. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.internationalbudget.org/wp–content/uploads/OBS2015–OBI–Rankings–English.pdf (дата обращения 27.04.2017).
- Индекс открытости правительства в странах мира в 2015 году. — [Электронный ресурс]. — URL: http://gtmarket.ru/news/2015/03/27/7115 (дата обращения 27.04.2017).
- Индекс развития электронного правительства в 2014 году. — [Электронный ресурс]. — URL: http://gtmarket.ru/ratings/e–government–survey/info#russia (дата обращения 27.04.2017).
- Wilcox D. The Guide to Effective Participation // Published by Partnership Books, UK. — 1994.
Ключевые слова
бюджет, бюджетный процесс, открытость, общественный контроль, общественное участие в бюджетном процессе, вовлечение граждан, участие гражданПохожие статьи
Роль и место инициативного бюджетирования в муниципальном бюджетном процессе
В статье анализируется институт инициативного бюджетирования как одного из механизмов повышения эффективности бюджетных расходов в контексте государственной политики по реформированию бюджетного процесса и обеспечению долгосрочной сбалансированности ...
Внутренний контроль при антикризисном управлении предприятием
Статья посвящена роли внутреннего контроля при антикризисном управлении предприятия, рассмотрены типы и принципы антикризисного управления, а также виды кризисных ситуаций, встречаемых в организациях.
Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях
В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...
Эффективность и правовые проблемы финансового контроля
Развитие правоотношений в сфере экономики предопределил целый комплекс изменений во всех сферах управления. От его эффективности, в большинстве своем, зависит итог работы, относящийся к обеспечению финансовой безопасности государства в целом.
Особенности инициативного бюджетирования как механизма продвижения общественных инициатив
В статье рассматривается сущность и специфика института инициативного бюджетирования с точки зрения участия населения в государственном и муниципальном управлении.
Похожие статьи
Роль и место инициативного бюджетирования в муниципальном бюджетном процессе
В статье анализируется институт инициативного бюджетирования как одного из механизмов повышения эффективности бюджетных расходов в контексте государственной политики по реформированию бюджетного процесса и обеспечению долгосрочной сбалансированности ...
Внутренний контроль при антикризисном управлении предприятием
Статья посвящена роли внутреннего контроля при антикризисном управлении предприятия, рассмотрены типы и принципы антикризисного управления, а также виды кризисных ситуаций, встречаемых в организациях.
Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях
В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...
Эффективность и правовые проблемы финансового контроля
Развитие правоотношений в сфере экономики предопределил целый комплекс изменений во всех сферах управления. От его эффективности, в большинстве своем, зависит итог работы, относящийся к обеспечению финансовой безопасности государства в целом.
Особенности инициативного бюджетирования как механизма продвижения общественных инициатив
В статье рассматривается сущность и специфика института инициативного бюджетирования с точки зрения участия населения в государственном и муниципальном управлении.