Бизнес-план как фундамент успешного развития предприятия | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 2843 раза

Библиографическое описание:

Сайбель, Н. Ю. Бизнес-план как фундамент успешного развития предприятия / Н. Ю. Сайбель, Е. С. Кошкина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1802/ (дата обращения: 19.04.2024).



В настоящее время, в условиях развития рыночной экономики, особенно актуальным становиться умение предпринимателя планировать свою деятельность на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Но является ли это планирование, действительно, основой для развития успешного предприятия? На что делать упор и чем ориентироваться в бизнес-плане? И что же такое бизнес-план? Именно на эти вопросы и их раскрытие направлена данная статья.

Ключевые слова: бизнес, планирование, прибыль, бизнес-план

Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо обдуманный и всесторонне обоснованный детальный план или другими словами, документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнёров и кредитные ресурсы. Предприятие ставит основной целью — достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке [1].

При этом бизнес-план является одним из основных документов, постоянным рабочим инструментом, позволяющим формализовать процесс развития компании в комплексный документ, отражающий основные аспекты и направления функционирования компании. Бизнес-план — основа успешного бизнеса. Каждый предприниматель, имеющий или нет опыт в предпринимательской деятельности, должен четко понимать и представлять потребность в ресурсах, которые необходимы для бесперебойного функционирования нового или действующего бизнеса. Кроме этого важным аспектом является и представление источников формирования этих ресурсов. И еще более важным является грамотная оценка использования имеющейся или вновь создаваемой ресурсной базы в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для достижения успеха в реализации бизнес-проекта, в первую очередь, необходимо грамотное планирование, правильная оценка возможных рыночных позиций, четко сформулированная стратегия и план тактических мероприятий для ее реализации. Для комплексного решения этих задач и нужен бизнес-план, который является основополагающим элементом стратегического планирования [2].

Бизнес-план представляет собой документ, представляющий собой «пошаговое руководство» для организации предпринимательской деятельности, основанное на изучении и исследовании всех бизнес-процессов фирмы, начиная с организации деятельности до пост продажного обслуживания. Основной целью бизнес-планирования является успешная реализация бизнес-идеи, выбор обоснованного пути развития предприятия, который позволит бизнесу развиваться по нарастающей, а предпринимателю иметь четкие позиции в управлении этим бизнесом и грамотно контролировать полученные результаты [3].

Так же можно сказать, что под бизнес-планом понимается экономическая программа пошагового выполнения бизнес-операций на этапе внедрения нового проекта. Документ содержит главные моменты будущего коммерческого предприятия: его сферу деятельности, перечень выпускаемой продукции или услуг, рыночную стратегию хозяйствования, маркетинговую политику, предполагаемый уровень рентабельности производства [4].

Бизнес-план позволяет решить следующие задачи:

  1. Определение путей развития деятельности организации, оценка рынков сбыта продукции и услуг, а также позиций фирмы на этих рынках.
  2. Постановка стратегических целей и задач на долго- и краткосрочную перспективу.
  3. Определение товарной номенклатуры, оценка потребности в материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и прочих ресурсах.
  4. Грамотный подход к вопросу определения источников формирования ресурсной базы.
  5. Подготовка плана мероприятий при возникновении «внештатных» ситуаций, которые ожидают предпринимателя на пути реализации их бизнес-мечты.
  6. Извлечение максимальной прибыли при минимально возможных издержках, что является основополагающим и наиболее значимым для каждого предпринимателя.

В чем же роль бизнес-плана в развитии современного бизнеса? Планирование бизнес-процессов — это начальный этап реализации бизнес-идей. Бизнес-план нужен предприятию для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в банковских учреждениях или в качестве инвестиционных вложений от партнеров. Особенно важную роль документ играет для самого основателя фирмы, так как представляет собой наглядный анализ рыночной ситуации, определяет условия, перспективы и возможности функционирования компании. Наличие бизнес-плана позволяет продумать дальнейшие действия руководства и возможные способы быстрого реагирования на непредвиденные ситуации.

В зависимости от целевого назначения бизнес-планы делятся на несколько видов:

‒ «внутренний» − используется для ознакомления внутри компании. Документ требуется руководителям будущего предприятия для всесторонней оценки деятельности фирмы, принятия управленческих решений, разработки стратегии деятельности и развития бизнеса в перспективе;

‒ «внешний» — составляется для привлечения финансовых инвестиций, оформления займов с выгодной процентной ставкой, а также для успешного развития уже функционирующей организации. План развития также требуется владельцу при намерении заинтересовать потенциальных покупателей при продаже фирмы [5].

Стоит отметить, что бизнес планирование бывать нескольких видов. Бизнес-план составляют для достижения конкретных целей. В зависимости от этого существует несколько видов документа:

  1. Инвестиционный бизнес-план — составляется для привлечения потенциальных инвесторов. В нем подробно описаны данные маркетингового анализа, сформулированы цели, задачи и сфера деятельности фирмы;
  2. Бизнес-план предприятия — содержит главные моменты деятельности фирмы, описывает вероятные проблемы и методы их решения, организационную структуру и стратегию предприятия. Используется руководством фирмы в процессе внедрения разработанного проекта;
  3. Бизнес-план на кредит — составляется с целью оформления денежной ссуды на максимально приемлемых условиях. Для этого приводятся сведения, подтверждающие платежеспособность заемщика и дающие гарантию своевременного погашения займа;
  4. Бизнес-план на грант — формируется для получения займа или субсидии из благотворительных фондов или государственных структур [5].

Как же правильно структурировать бизнес-план? Структурирование бизнес-плана является важным элементом для получения справедливых и четких результатов, которые имеют значение при претворении этого плана в жизнь. Наиболее целесообразной принята следующая структура:

  1. Оценка имеющихся возможностей фирмы и постановка генеральной цели. На этом этапе важным моментом принято считать определение миссии предприятия, которая станет основой для последующего стратегического планирования. Миссия предприятия отражает основу деятельности и демонстрирует все то, что для предприятия является действительно важным и определяющим.
  2. Определение товарной номенклатуры или набора услуг, которые будут предложены фирмой своим потребителям. Этот блок предполагает формирование ассортиментного ряда товаров и услуг, а также оценку их востребованности на потенциальных рынках сбыта и их конкурентоспособность в текущих рыночных условиях.
  3. Определение рынков сбыта. Эта часть бизнес-плана позволит предпринимателю представить четкую картину того, кому будет товар или услуга реализована, каково его место на рынке и насколько сильны его позиции на этом рынке. Также анализируется и каждый потенциальный рынок сбыта, его структура, правила игры и основные ограничения.
  4. Анализ уровня конкуренции. Этот раздел чрезвычайно необходим, поскольку анализ деятельности конкурентов позволит оценить сильные и слабые стороны собственного бизнеса.
  5. Формирование маркетингового плана, который предусматривает все возможные методы и способы продвижения товара или услуг на рынке.
  6. Составление производственного плана. На данном этапе важным аспектом является анализ потребности фирмы в основных фондах, материальных запасах и прочих ресурсах, которые необходимы для участия в производстве.
  7. Составление организационного плана. Этот план включает в себя анализ организационно-правовой структуры предприятия, а также решение вопросов подбора персонала.
  8. Оценка правовых аспектов жизнедеятельности фирмы. В этом разделе внимание обращено на вопросы существования и функционирования фирмы в имеющимся правовом поле.
  9. Оценка рисков. Данный раздел поможет выявить возможные риски, которые могут возникнуть при реализации бизнес-идеи, и разработать методы защиты и способы минимизации воздействия этих рисков [2].

Не стоит забывать и о том, что бизнес-план должен включать в себя и планирование финансов. Финансовое планирование необходимо для эффективного управления денежными потоками, расчет которых основан на имеющейся финансовой информации, а также на основе прогнозных значений объемов производства и объемов реализации, ценовых показателей и прогнозных значений издержек. Финансовое планирование также необходимо для расчета эффективности проекта в целом.

Рассмотрим ошибки бизнес-плана и их последствия.

Во-первых, бизнес-план является тем маршрутом, от точности которого зависит степень успешности реализации бизнес-идеи предпринимателя. Именно по этой причине ошибки, допущенные при составлении бизнес-плана, могут крайне негативно отразиться на возможности претворения его в жизнь.

Во-вторых, основная ошибка, которая может быть допущена при составлении бизнес-плана, связана с несопоставимостью ценовых показателей, которые используются при расчетах. Это влечет за собой искажение оценок эффективности реализуемого проекта, что существенно снижает его реалистичность.

В-третьих, результаты могут быть неточными и искаженными, если были допущены ошибки при определении вида деятельности, номенклатурных позиций, недостаточного анализа конкурентной среды и некачественной проработке рисков [2].

Но кто ответственный за составление бизнес-плана на предприятии? Активное участие в составлении бизнес-плана должен принимать руководитель компании или человек, планирующий организовать собственный бизнес. Функция главного действующего лица предприятия настолько велика, что в противном случае потенциальные партнеры могут отказаться от рассмотрения документации и дальнейшего сотрудничества.

Только руководитель предприятия способен тщательно смоделировать будущую деятельность фирмы, правильно выявить и оценить возможные риски и продумать методы их минимизации. Именно от этих факторов зависит успешное ведение бизнеса. Консультационными услугами профессионалов можно воспользоваться для придания презентабельной формы документу [5].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что от того, насколько тщательно проработана каждая деталь и каждый элемент бизнес-плана, тем более гибким и совершенным будут подходы к его реализации. А это, в свою очередь, позволит достичь успеха и процветания.

Литература:

  1. Бизнес-план-основа создания предприятия. − URL: http://mirznanii.com/a/262582/ biznes-plan-osnova-sozdaniya-predpriyatiya.
  2. Бизнес-план-основа успешного бизнеса. − URL: http://bisnesstop.com.
  3. Ариничев И. В. Математическая модель накопления прибыли малого предприятия с учетом реинвестирования в основной капитал // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 17. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2014. С. 144–150.
  4. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит». − URL: http://pandia.ru/ text/77/206/80658.
  5. Что такое бизнес-план и для чего он нужен. − URL: http://moyaidea.ru/chto-takoe-biznes-plan-i-dlya-chego-nuzhen.html.
Основные термины (генерируются автоматически): составление бизнес-плана, предпринимательская деятельность, документ, задача, миссия предприятия, потенциальный рынок сбыта, предприниматель, собственный бизнес, товарная номенклатура, финансовое планирование.

Похожие статьи

Финансовый план как важнейшая составляющая бизнес-плана

Ключевые слова: бизнес-план, финансовый план, финансовое планирование. Для существования предприятия и его эффективной деятельности разрабатывают бизнес-план.

Роль бизнес-планирования в коммерческой деятельности...

Рассматривается роль планирования на предприятиях в условиях рыночной экономики, доказывается необходимость составления бизнес-планов как основного инструмента по привлечению инвестиций в предприятия.

Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса

Бизнес-планирование — это объективная оценка собственной предпринимательской

Бизнес-составление плана предполагает собою независимый тип плановой работы

е) программно-технические средства, используемые в процессе планирования финансов и...

Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии...

Бизнес-планирование, как ключевой элемент стратегического планирования

Таким образом, овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным.

Маркетинговый план включает анализ рынка, стратегию выхода на рынок, тактику...

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции...

Ключевые слова: бизнес-планирование, бизнес-план, предприятие, конкурентоспособность, инвестирование. В динамических рыночных условиях в деятельности организаций, особенно стратегически ориентированных...

О необходимости бизнес планирования | Статья в журнале...

Финансовый план как важнейшая составляющая бизнес-плана.

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия.

Бизнес-план — основа успешного бизнеса. Каждый предприниматель, имеющий или нет опыт в предпринимательской деятельности...

Разработка бизнес-плана создания бизнеса | Статья в журнале...

Разработка бизнес-плана создания бизнеса. Автор: Егорова Зинаида Радиковна.

При этом оценка потребностей и потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства является необходимым условием эффективной деятельности любого предприятия в...

Необходимость составления бизнес-плана для организации

Ключевые слова: бизнес-план, финансовый план, финансовое планирование. Для существования предприятия и его эффективной деятельности разрабатывают бизнес-план. Сущность данного плана заключается в развернутом описание всех действий...

Проблемы бизнес-планирования в практике российских...

Ключевые слова: бизнес-планирование, стратегии предприятия, инструмент реализации бизнес-планирования.

Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии... Бизнес-планирование, как ключевой элемент стратегического планирования.

Похожие статьи

Финансовый план как важнейшая составляющая бизнес-плана

Ключевые слова: бизнес-план, финансовый план, финансовое планирование. Для существования предприятия и его эффективной деятельности разрабатывают бизнес-план.

Роль бизнес-планирования в коммерческой деятельности...

Рассматривается роль планирования на предприятиях в условиях рыночной экономики, доказывается необходимость составления бизнес-планов как основного инструмента по привлечению инвестиций в предприятия.

Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса

Бизнес-планирование — это объективная оценка собственной предпринимательской

Бизнес-составление плана предполагает собою независимый тип плановой работы

е) программно-технические средства, используемые в процессе планирования финансов и...

Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии...

Бизнес-планирование, как ключевой элемент стратегического планирования

Таким образом, овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным.

Маркетинговый план включает анализ рынка, стратегию выхода на рынок, тактику...

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции...

Ключевые слова: бизнес-планирование, бизнес-план, предприятие, конкурентоспособность, инвестирование. В динамических рыночных условиях в деятельности организаций, особенно стратегически ориентированных...

О необходимости бизнес планирования | Статья в журнале...

Финансовый план как важнейшая составляющая бизнес-плана.

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия.

Бизнес-план — основа успешного бизнеса. Каждый предприниматель, имеющий или нет опыт в предпринимательской деятельности...

Разработка бизнес-плана создания бизнеса | Статья в журнале...

Разработка бизнес-плана создания бизнеса. Автор: Егорова Зинаида Радиковна.

При этом оценка потребностей и потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства является необходимым условием эффективной деятельности любого предприятия в...

Необходимость составления бизнес-плана для организации

Ключевые слова: бизнес-план, финансовый план, финансовое планирование. Для существования предприятия и его эффективной деятельности разрабатывают бизнес-план. Сущность данного плана заключается в развернутом описание всех действий...

Проблемы бизнес-планирования в практике российских...

Ключевые слова: бизнес-планирование, стратегии предприятия, инструмент реализации бизнес-планирования.

Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии... Бизнес-планирование, как ключевой элемент стратегического планирования.

Задать вопрос