Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.

Дата публикации: 27.05.2016

Статья просмотрена: 2733 раза

Библиографическое описание:

Фомина, С. А. Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов) / С. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/997/ (дата обращения: 25.04.2024).



Is designed to prepare pupils of 10–11 classes focused on the preparation and delivery of the exam in social studies.

Keywords: course, exam, GEF, essays, universal educational actions

В настоящее время ЕГЭ по обществознанию является одним из самых массовых и востребованных у выпускников экзаменов по выбору: по его результатам осуществляется прием во многие вузы. Несмотря на достаточно сложившуюся методическую систему подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий части А и Б, самой сложной остается часть С, требующая от учителя серьезной подготовительной работы. Как свидетельствует опыт педагогической практики, наибольшую трудность одиннадцатиклассники испытывают при выполнении задания 9(мини-сочинения) части С, которое в соответствии с государственным стандартом относится к заданиям высокого уровня сложности. Данное задание, предполагающее краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе), позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично ипоследовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Но как показывает анализ результатов ЕГЭ по данной форме контроля (выполнение задания С9), у многих учеников нет четкого понимания самого жанра эссе, его структуры и особенностей. Нередко недостатком эссе является неумение сформулировать и раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию, то есть, другими словами, недостаточно сформированы регулятивные иметапредметные УУД.

Возникают противоречия между:

– требованиями государственного стандарта к написанию эссе по курсу «Обществознание» и низким уровнем владения учащимися умений и навыков творческого письма;

– между необходимостью качественной подготовки учащихся 10–11 классов к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию и недостаточной разработанностью механизмов и модели обучения, отсутствием достаточной учебно-методической литературы, содержащей конкретный обучающий материал по заданию С9. Учителя-практики ощущают необходимость поиска новых технологий для разрешения этих противоречий. Таким образом, актуальностьпроблемы заключается в необходимости создания технологии обучения написанию обществоведческого эссе.

В целях решения проблемы повышения качества выполнения задания С9 (мини-сочинения) ЕГЭ по обществознанию нами обобщен и систематизирован опыт по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию у учащихся 10–11 классов в рамках факультативного курса, который способствует подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, углубляет теоретические знания по темам обществоведческого курса и в целом направлен на формирование универсальных учебных действий: логических, коммуникативных, метапредметных.

Новизна программы факультативного курса определяется созданием методической системы обучения навыкам и умениям написания обществоведческого мини — сочинения с использованием авторского учебного пособия, содержащим рекомендации по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию, развернутую памятку, а также образцы эссе по темам обществоведческого курса.

Данный курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Цельюявляется качественная подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ.

Задачи факультатива:

  1. Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе;
  2. Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной методики;
  3. Формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции;
  4. Отработка умений оценивать эссе по таблице критериев.

Содержание программы факультатива включает теоретические и практические занятия.

Теоретические занятия(лекции)посвящены углубленному изучению тем обществоведческого курса, работе с дополнительной литературой, обществоведческими словарями с целью правильного отбора необходимого теоретического материала для написания эссе. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.

Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках написания эссе по развернутой памятке и готовым образцам, размещенным в пособии.

В основе курса лежит модульно-блочный подход. Логика построения курса «от общего к частному» предполагает формирование теоретического мышления.

Содержание курса построено в следующей последовательности:

1) освоение учащимисяособенностей жанра эссе;

2) изучениерекомендаций по подготовке к написанию эссе;

3) знакомство с критериями оценивания обществоведческого эссе;

4) освоениеалгоритма написания эссе по обществознанию;

5) практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой;

6) практикумы по написанию эссе в соответствии с изученными правилами по разделам:

– «Философия»;

– «Социальная психология»;

– «Экономика»;

– «Социология»;

– «Политология»;

– «Правоведение».

Особенностью проведения практикумов является наличие этапа обобщения теоретических знаний по изучаемому разделу;

7) итоговая работа «Пробное написание эссе по заданной теме».

Предлагаемый факультатив имеетпрактическую направленность, так как учащиеся:

– углубляют и совершенствуют знания по основным темам курса «Обществознание»;

– овладевают умениями и навыками написания эссе;

– учатся извлекать необходимую информацию из словарей и справочников;

– совершенствуют подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Процесс изучения факультатива направлен на формирование следующих универсальных умственных действий школьника:

– умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;

– умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;

– использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;

– владение основами речевой культуры.

Результаты изучения факультатива:

– развиваются регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность учащегося организовывать свою учебно — познавательную деятельность, проходя ее по этапам: от осознания цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, к проведению коррекции.

– ученик способен применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;

– ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;

– познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Учащиеся включают в эссе термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, учатся корректно их использовать.

Учебно-тематический план факультативного курса

Темы

Занятия

Теория

Практика

Всего

1. Особенности жанра эссе

1

1

2.Рекомендации по подготовке к написанию эссе

1

1

3.Критерии оценивания задания С9; методика рецензирования эссе.

2

2

4. Памятка для написания эссе по обществознанию

1

1

2

5. Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой

2

2

6. Написание эссе по философии

1

3

4

7.Написание эссе по социальной психологии

1

3

4

8. Написание эссе по экономике

1

3

4

9. Написание эссе по социологии

1

3

4

10.Написание эссе по политологии

1

3

4

11. Написание эссе по правоведению

1

3

4

12.Пробное написание эссе по заданной теме

2

2

Всего

9

25

34

Содержание занятий

Тема 1. Понятие эссе (1 ч.).

Особенности жанра эссе; значение термина в толковых словарях; виды эссе: философские, исторические, искусствоведческие, литературные, научные. Чтение и анализ разных видов эссе, выделение общих жанровых особенностей.

Тема 2. Рекомендации по подготовке к написанию эссе (1 ч.).

Объем работы, композиция эссе, стиль изложения, использование терминов, примеров. Работа с черновиком.

Тема 3. Критерии оценивания обществоведческого эссе (2ч.)

Таблица критериев ответа на задание С9; составление плана рецензии на эссе. Формирование умений рецензирования собственных и чужих работ.

Тема 4. Памятка для написания эссе по обществознанию (2 ч.)

Развернутая памятка для эссе; зачин, основная часть, заключение. Формулировка и раскрытие проблемы высказывания. Тренировочные упражнения на написание отдельных частей мини-сочинения.

Тема 5. Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой (2 ч.).

Отбор и систематизация теоретического материала, терминологии, необходимых сведений об авторах высказываний; работа с электронной библиотекой Кирилла и Мефодия.

Тема 6. Написание эссе по разделу «Философия»(4 ч.).

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Философия».

Практические работы: написание эссе по высказываниям философского содержания.

Тема 7. Написание эссе по разделу «Социальная психология» (4 ч.).

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социальная психология».

Практические работы: написание эссе по тематике социальной психологии

Тема 8. Написание эссе по разделу «Экономика»(4 ч.)

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Экономика».

Практические работы: написание эссе по высказываниям экономического содержания.

Тема 9. Написание эссе по разделу «Социология» (4ч.)

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социология».

Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Социология»

Тема 10. Написание эссе по разделу «Политология» (4 ч.)

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Политология».

Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Политология»

Тема 11. Написание эссе по разделу «Правоведение» (4 ч.)

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Правоведение».

Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Правоведение».

Тема 12. Пробное написание эссе по заданной теме (2 ч.)

Практические работы: написание эссе по высказываниям обществоведческого курса.

Необходимыми условиями реализации изменений является наличие материально-технической базы для внедрения в процесс обучения технологии (достаточная обеспеченность учащихся учебными пособиями), а также определённый уровень научно-методической подготовки: владение учителем системой работы над формированием умения написания обществоведческого эссе.

На наш взгляд, использование предложенной технологии в рамках факультативного курса позволяет достигнуть качественного овладения содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями.

Литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный ресурс ww.KM.ru)
  2. Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики.- М.: Школа — Пресс, 2000.
  3. Обществознание: учебник для учащихся 10 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
  4. Обществознание: учебник для учащихся 11 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
  5. Фомина С. А. Научись писать эссе по обществознанию. Подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию: учебное пособие — Самара: ООО «Офорт», 2011.
  6. Фомина С. А. Обществознание. 10–11 классы. Формирование умений написания эссе. Задания повышенной сложности — Волгоград: Учитель, 2015.
  7. Школьный словарь по обществознанию: 10–11: пособие для учащихся; под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова — 4-е изд.- М.: Просвещение, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): написание эссе, основная тема раздела, знание, обществоведческий курс, работа, выполнение задания, дополнительная литература, обществоведческое эссе, теоретический материал, факультативный курс.

Похожие статьи

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающего предложенную тему.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, текст, общество, сложный план, проблема, ответ, узкий смысл, основная часть, научное суждение, теоретическое суждение.

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...» Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе; Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной...

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках...

Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 класса.

Составление обществоведческого словаря.

Литература: Губина Е. В. Методика преподавания обществознания /Губина Е. В. — Казань: Казан.

Обществознание в системе современного образования: место...

В связи с тем, что человек является биосоциальным организмом, знания об обществе и навыки взаимодействия с ним — категорически необходимы. Отсутствие информации об устройстве социума, его функциях и законах работы основных механизмов едва ли даст возможность...

Современная учебная литература по обществознанию...

Ключевые слова: учебная литература, методическая литература, общеобразовательная школа, обществознание, проблемы системы образования.

Кроме того, три основных раздела указанного учебника изложены в 432 страницах, что, как показывает практика, является...

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...

Проводятся недели обществоведческого курса, в которых принимают участие школьники 5–11 классов.

дополнительное изучение тем, разделов и актуальных проблем области научных знаний

работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания, которые...

Оценивание деятельности студентов-бакалавров

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...»

Основная задача эссе продемонстрировать умение учащихся выделять общее и различное, преимущества и недостатки (если мы говорим

Тема 3. Критерии оценивания обществоведческого эссе (2ч.)

Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе

Сопоставительное эссе предполагает сравнение тем, событий, предметов и даже текстов.

Основные термины (генерируются автоматически): вид эссе, учащийся, эссе, описательное эссе, русский язык, задание, слово, написание эссе, тип эссе, интегрированная...

Проблемы преподавания правового компонента...

Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права

Ученик должен понимать цели изучения материала, почему он должен, к примеру, знать основные способы защиты прав человека.

Похожие статьи

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающего предложенную тему.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, текст, общество, сложный план, проблема, ответ, узкий смысл, основная часть, научное суждение, теоретическое суждение.

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...» Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе; Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной...

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках...

Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 класса.

Составление обществоведческого словаря.

Литература: Губина Е. В. Методика преподавания обществознания /Губина Е. В. — Казань: Казан.

Обществознание в системе современного образования: место...

В связи с тем, что человек является биосоциальным организмом, знания об обществе и навыки взаимодействия с ним — категорически необходимы. Отсутствие информации об устройстве социума, его функциях и законах работы основных механизмов едва ли даст возможность...

Современная учебная литература по обществознанию...

Ключевые слова: учебная литература, методическая литература, общеобразовательная школа, обществознание, проблемы системы образования.

Кроме того, три основных раздела указанного учебника изложены в 432 страницах, что, как показывает практика, является...

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...

Проводятся недели обществоведческого курса, в которых принимают участие школьники 5–11 классов.

дополнительное изучение тем, разделов и актуальных проблем области научных знаний

работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания, которые...

Оценивание деятельности студентов-бакалавров

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...»

Основная задача эссе продемонстрировать умение учащихся выделять общее и различное, преимущества и недостатки (если мы говорим

Тема 3. Критерии оценивания обществоведческого эссе (2ч.)

Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе

Сопоставительное эссе предполагает сравнение тем, событий, предметов и даже текстов.

Основные термины (генерируются автоматически): вид эссе, учащийся, эссе, описательное эссе, русский язык, задание, слово, написание эссе, тип эссе, интегрированная...

Проблемы преподавания правового компонента...

Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права

Ученик должен понимать цели изучения материала, почему он должен, к примеру, знать основные способы защиты прав человека.

Задать вопрос