Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование креативных практик в воспитании детей дошкольного возраста в дополнительном образовании

Спецвыпуск
09.10.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются креативные практики как эффективная воспитательная технология в дополнительном образовании детей дошкольного возраста. Раскрываются их психолого-педагогические аспекты, методы и приемы, способствующие эмоциональному, когнитивному и социальному развитию ребенка.
Библиографическое описание
Степанова, Е. С. Использование креативных практик в воспитании детей дошкольного возраста в дополнительном образовании / Е. С. Степанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 9.1 (61.1). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/303/10433.


В статье рассматриваются креативные практики как эффективная воспитательная технология в дополнительном образовании детей дошкольного возраста. Раскрываются их психолого-педагогические аспекты, методы и приемы, способствующие эмоциональному, когнитивному и социальному развитию ребенка.

Ключевые слова: креативные практики, дошкольное образование, эмоциональное развитие, творческая самореализация, детская тревожность.

В течение двух лет работы в студии раннего эстетического развития «Капельки солнца», я заметила, что многие учащиеся имеют высокий уровень тревожности. В то время как современное дополнительное образование детей дошкольного возраста ориентировано не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и на его эмоциональное благополучие, творческую самореализацию и социализацию. В этом контексте креативные практики приобретают особую актуальность как мягкий и естественный для ребенка метод психолого-педагогического воздействия.

Традиционные методы воспитания и обучения не всегда учитывают индивидуальные эмоциональные потребности дошкольников, что может приводить к повышенной тревожности, замкнутости или агрессии. Креативные практики, основанные на визуальных, пластических, музыкальных и драматических искусствах, позволяют ребенку выражать свои переживания в безопасной форме, развивают воображение и способствуют гармоничному развитию личности.

Под креативными практиками понимаются разнообразные формы творческой активности, которые способствуют самовыражению, эмоциональной разгрузке и развитию ребенка. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, а креативные практики органично вписываются в этот процесс через рисование, лепку, танцы, театрализацию и другие виды активности.

Основные функции креативных практик в работе с дошкольниками:

— Диагностическая — через анализ детских работ можно выявить страхи, тревоги, особенности восприятия мира.

— Развивающая — помогает преодолеть эмоциональные трудности, развивает мелкую моторику, воображение, коммуникативные навыки.

— Профилактическая — снижает уровень стресса, агрессии, способствует адаптации в коллективе.

— Воспитательная — формирует эстетическое восприятие, учит выражать чувства социально приемлемыми способами.

В дополнительном образовании применяются различные креативные практики:

1. Изобразительные практики (рисование, живопись, графика):

— свободное рисование (ребенок выражает свои эмоции без заданных рамок);

— метод мандал (раскрашивание круговых узоров для гармонизации состояния);

— рисование пальцами, песком, нетрадиционными материалами (развивает сенсорное восприятие).

2. Сказки и драматизация:

— сочинение и проигрывание сказок (позволяет проработать страхи, конфликты);

— кукольный театр (развивает эмпатию, речевые навыки).

3. Музыка и движение:

— игра на простых инструментах (бубен, ксилофон) для снятия напряжения.

— танцевальные импровизации (развивают координацию, эмоциональную раскрепощенность).

4. Песочные практики:

— создание композиций в песочнице (способствует релаксации, развивает фантазию).

В течение учебного года мною был проведен цикл занятий с применением креативных практика в студии раннего эстетического развития «Капельки солнца» с группой из 15 дошкольников (возраст 6–7 лет) в рамках лаборатории (модуля) «Закулисье» программы «Росток+». Занятия проводились 1 раз в неделю по 30 минут и включали различные творческие методы.

Каждое занятие состояло из трех этапов:

  1. Разминка (эмоциональное погружение через игры, дыхательные упражнения).
  2. Основная часть (творческая деятельность в зависимости от выбранной техники).
  3. Рефлексия (обсуждение работ, проговаривание чувств).

Примеры занятий:

Таблица 1

Динамика уровня тревожности у детей до и после курса занятий

Техника

Содержание занятия

Педагогические задачи

Изобразительные практики

Рисование эмоций (дети изображали радость, грусть, страх с помощью цветов и линий)

Развитие эмоционального интеллекта, снижение тревожности

Сказки и драматизации

Сочинение и разыгрывание «Сказки про Зайчика, который боялся темноты»

Проработка страхов, развитие речи

Песочные практики

Создание «волшебного мира» в песочнице с миниатюрными фигурками

Снятие напряжения, развитие воображения

Музыка и движение

Игра на шумовых инструментах под ритмичную и спокойную музыку

Развитие слухового восприятия, регуляция эмоций

Для оценки эффективности использовалась методика «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), определяющая уровень тревожности по реакциям на изображения эмоций.

Таблица 2

Исследование уровня тревожности

Показатель

До занятий

После занятий

Изменение (%)

Высокий уровень тревожности

7 детей (47 %)

2 ребенка (13 %)

↓ 34 %

Средний уровень тревожности

5 детей (33 %)

6 детей (40 %)

↑ 7 % (переход из высокой группы)

Низкий уровень тревожности

3 ребенка (20 %)

7 детей (47 %)

↑ 27 %

Из таблицы 2 видно, что количество детей с высокой тревожностью сократилось более чем в 3 раза; на 27 % увеличилось число дошкольников с устойчивым эмоциональным состоянием; дети стали охотнее выражать эмоции, уменьшились проявления агрессии и замкнутости.

Наблюдаемые изменения в поведении детей:

— Улучшились навыки коммуникации (дети чаще включались в групповые игры).

— Появилась уверенность в демонстрации своих работ.

— Снизилось количество конфликтов в группе.

Таким образом, систематическое применение креативных практик в дополнительном образовании дошкольников доказало свою эффективность. Они способствуют:

— снижению тревожности и агрессивности;

— развитию креативного мышления и коммуникативных навыков;

— гармонизации эмоционального состояния;

— формированию позитивной самооценки.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой комплексных программ, сочетающих креативные практики с другими педагогическими технологиями, а также с изучением их долгосрочного влияния на личностное развитие ребенка.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2017. — 20 с.
  2. Киселева М. В. Творческие методы в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2021. — 160 с.
  3. Лебедева Л. Д. Практика творческого развития: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2020. — 256 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный