Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Технология учебного сотрудничества в рамках урока русского языка в начальной школе. 2-й класс

Методическая копилка: конспекты и сценарии
2
Поделиться
Библиографическое описание
Москвина, Н. А. Технология учебного сотрудничества в рамках урока русского языка в начальной школе. 2-й класс / Н. А. Москвина, А. М. Кочетова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8695/.


Тема урока: Имя существительное как часть речи

Цель: Сформулировать определение понятия «имя существительное», формировать умения выделять основные признаки имен существительных, формировать у учащихся умение формулировать алгоритм распознавания понятия «имя существительное» и пользоваться им посредством технологии учебного сотрудничества

Этап: подготовка к восприятию знания о признаках имени существительного

Повторение написания соединений букв и словарных слов

Вид работы: словарная работа

УЗ 1

Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с новым словарным словом. Формировать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебная задача для учащихся: Ребята, сейчас мы узнаем новое словарное слово.

Практическая задача: Для этого отгадаем загадку.

Организация деятельности: Работать будем так: вы отгадываете загадки и узнаете новые словарные слова, затем запишите их в словарик. Выделите ударение и орфограммы в словах карандашом.

Организация контроля:

У:Проверять будем так:после того, как вы запишите слово, проверьте, правильно ли записали и выделены ли орфограммы. Давайте выделим критерии, которые нужно соблюдать при записи словарных слов.

Д:

  1. Слова должны быть написаны правильно.
  2. В слове должны быть выделены орфограммы.
  3. В слове должно быть поставлено ударение.
  4. Соблюдать требования к написанию букв.

Содержание: словарная работа

Контрольно-регулировочный компонент:

Контроль со стороны учителя: следит за самостоятельностью выполнения работы.

Контроль со стороны учащихся : проверяют написанное словарное слово по критериям.

Оценочно-результативный компонент:

У: Вы хорошо справились с этим заданием.

Итог этапа.

У: Итак, ребята, что мы делали?

Д: Мы писали словарное слово, узнали новые слова.

У: Зачем нам это надо?

Д: Нам это надо, чтобы правильно писать.

У: Замечательно.

Вид работы: Определение темы и целей урока.

УЗ 2

УЗУ: Формировать у учащихся умение определять тему и цель урока.

Узу: тренироваться определять тему и цель урока

ПЗ: Сейчас мы выполним задание

О-Д: Работать будем вместе. Читаем слова и определяем, какой частью речи они являются.

Содержание:

Учитель: Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь?

Ученики: Из предложений.

Учитель: Из чего состоят предложения?

Ученики: Наша речь состоит из предложений.Предложения состоят из группы слов или одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика.

СК:

Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой.

Учитель: Что обозначают слова каждой группы?

Ученики: 1 — слова, называющие предметы, 2 — слова, называющие признаки, 3 — слова, называющие действия.

Учитель: Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе (предметы).

Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.

Учитель: Что нам сегодня нужно узнать и чему научиться?

Ученики: Узнать признаки имени существительного, научиться определять имена существительные, учиться работать в группе.

Этап урока: восприятие и осмысление понятие имени существительного

ОДЗ: Учиться определять признаки изучаемого нами понятия «имя существительное», на основе наблюдения развивать у учащихся умение определять признаки имени существительного, сформулировать понятие «имя существительное».

Вид работы: беседа.

УЗ1

Учебная задача для учителя : наблюдение за признаками понятия «имя существительное», на основе наблюдения развивать у учащихся умение определять признаки имени существительного.

Учебная задача для учащихся : Определим признаки имени существительного.

Практическая задача : для этого побеседуем.

Организация деятельности :

Учитель: Работать будем следующим образом,ябуду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте.

Содержание :

Учитель: У меня в руках находится предмет. Как он называется?

Ученики: Мяч.

Учитель: Как вы думаете, что мы можем с ним сделать?

Ученики: Убрать мяч

Ученики: Мы можем его кинуть

Ученики: Мы можем с ним поиграть.

Учитель: А теперь я вам скажу слово мяч. Что мы можем с ним сделать?

Ученики: Мы можем его услышать.

(Ученики показывают зелёную карточку)

Ученики: Также мы можем его произнести.

(Ученики показывают зелёную карточку)

Ученики: Ещё мы можем его записать.

(Ученики показывают зелёную карточку)

Учитель: А сам предмет мяч мы можем записать?

Ученики: Нет!

Учитель: А зачем нам нужно это слово?

Ученики: Это слово необходимо, чтобы называть предмет.

Учитель: А теперь давайте поиграем с вами в игру, задай вопрос такой, чтобы ответом на вопрос было слово мяч.

Ученики: Что? мяч.

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас я буду показывать вам предмет, а вы называете его словом.

Учитель: А теперь, попробуйте Вы назвать вопрос. И ответить на него.

Вид работы: работа в группах.

ДЗУ: Формировать умение работать в группе и оказывать помощь своим сверстникам.

УЗ2

Учебная задача для учителя : формировать у учащихся умение формулировать определение понятия на основе формулы и обобщенных признаков. Формировать умение работать в группе и оказывать помощь своим сверстникам.

Учебная задача для учащихся : будем учиться формулировать определение понятия «имя существительное».

Практическая задача : для этого поработаем в группах

Организация деятельности :

Учитель: Ребята, а скажите, зачем нам нужно учиться работать в группе?

Ученики: Это нужно для того, чтобы мы умели слушать и слышать друг друга, вместе добиваться общей цели, находить общий язык.

Ученики: Работа в группе помогает нам сплотиться, помогать друг другу, и на высоком уровне представлять результаты своей работы. Вместе — мы можем преодолеть многое и многому научиться! А также эффективно выполнить работу.

Учитель: Хорошо. Вы все правильно сказали. Также при сотрудничестве возникают оригинальные идеи и развиваются творческие способности.

Учитель: Работая в группе, сформулируйте определение понятия «имя существительное» и представьте вариант своей группы всему классу. Время выполнения задания: 5 минут. Время на представление результатов работы в группе: 2–3 минуты.

Каждому человеку в группе нужно будет выбрать свою роль. У каждого на столах лежат карточки с ролями и значки. Распределитесь — кто кем хочет быть. И прикрепите значок себе на грудь.

Чтец — читает вслух.

Секретарь — записывает от лица группы.

Критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.

«Почемучка» — задает уточняющие вопросы.

Хронометрист — следит за временем выполнения работы.

Выступающий — тот, кто будет представлять результаты работы группы.

Организация контроля :

Учитель: Ребята, какие критерии мы будем использовать при выполнении групповой работы?

Ученик: В работе должны участвовать вся группа.

Учитель: Тогда первый критерий, который я запишу — участие каждого в группе.

(Учитель записывает на доске первый критерий)

Учитель: Какой будет следующий критерий?

Ученик: При работе в группе нужно соблюдать дисциплину.

Учитель: Молодцы, давайте его сформулируем, как соблюдение дисциплины.

(Учитель записывает на доске второй критерий)

Учитель: Это все критерии, которые мы можем с вами выделить?

Ученик: Нет, ещё один критерий. Разработанный группой ответ должен соответствовать заданию, которое было предложено учителем.

(Учитель записывает на доске третий критерий)

Учитель: Хорошо!

Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит определение понятия?

Ученик: Из термина, родового отношения и видовых признаков.

Учитель: Верно, ребята! Давайте запишем модель — Т=РО-ВП+ВП

(Учитель записывает на доске структуру определения понятия)

Учитель: Как мы будем оценивать определение?

Ученики: Нам нужно контролировать ответы наших одноклассников с помощью критериев.

Учитель: Молодцы, ребята. Выделим его как «содержание всех признаков».

(Учитель записывает на доске третий критерий)

Содержание :

(Ученики формулируют в группах определение понятие «имя существительное»)

Учитель: Ребята, время вышло, завершаем работу. Представители групп выходите к доске, вам необходимо прочитать, что у вас получилось. Итак, первая группа озвучьте свой результат.

Ученик: Третьей группы, потому что их определение соответствует всем критериям.

Учитель: Верно, ребята!

Учитель: Давайте откроем учебник и сопоставим представленное в нем определение с тем, которое мы составили. Для этого откройте учебник на стр. 45.

Ученики: У нас получился точно такое же понятие, и мы его составили верно.

Учитель: Вы отлично справились с работой.

Этап урока: Первичное закрепление понятия «Имя существительное»

ОДЗ: совместно с учащимися осуществить формулирование алгоритма распознавания понятия «имя существительное», выполнить задание, направленное на применение сформулированного алгоритма. Формировать умение работать совместно с учителем и в группе.

Вид работы: работа в группах.

УЗ1

Практическая задача : Для этого составим алгоритм и поработаем в группах.

Организация деятельности :

Учитель: Сейчас мы с вами поработаем в группах, на выполнение задания вам 5 минут. Вам необходимо сформулировать шаги алгоритма, а затем один человек от группы представляет всему классу. Время выполнения задания: 10 минут. Время на представление результатов работы в группе: 2–3 минуты.

Каждому человеку в группе нужно будет выбрать свою роль. У каждого на столах лежат карточки с ролями и значки. Распределитесь — кто кем хочет быть. В этот раз — поменяйтесь с товарищами ролями, чтобы побывать в новой для себя роли. И прикрепите значок себе на грудь.

Чтец — читает вслух.

Секретарь — записывает от лица группы.

Критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.

«Почемучка» — задает уточняющие вопросы.

Хронометрист — следит за временем выполнения работы.

Выступающий — тот, кто будет представлять результаты работы группы.

Содержание :

(Ученики составляют алгоритм в группах)

Учитель: Время закончилось, давайте озвучим ваши алгоритмы. Ребята из первой группы, представьте свою работу.

  1. Читаю слово, определяю лексическое значение;
  2. Определяю, что называет слово;
  3. Выясняю, на какой вопрос отвечает;
  4. Если называет предмет и отвечает на вопросы кто? / что?, то это имя существительное.

Учитель: Посмотрите внимательно. Правильно ли записан алгоритм, который мы с вами составили?

Ученик : Да.

Учитель : Мы с вами смогли составить алгоритм определения имени существительного, который поможет нам в дальнейшем выполнении заданий.

Оценочно-результативный компонент:

Учитель: Какие трудности у вас возникли?

Ученик: Нам было трудно правильно сформулировать шаги алгоритма.

Учитель: Смогли ли мы реализовать поставленную задачу?

Ученик: Да.

Учитель: Как работа в группах помогла вам выполнить задание?

Ученики: Благодаря работе в группе, мы быстро справились с заданием, помогали друг другу, каждый справился со своей ролью. Было интересно, что в этот раз, мы поменялись ролями. Нам понравилось работать в группе.

Учитель: Какими качествами вы овладели, работая в группе?

Ученики: Ответственность, пунктуальность, дружелюбность, умение выслушивать каждого члена группы, убеждение.

Учитель: Молодцы, вы отлично справились с данной работой. Алгоритм, который мы с вами составили, поможет вам определять имя существительное. Я приятно удивлена, как Вы справились с заданием, активно и сплоченно работали в группах, молодцы! Оцените работу в группах, на листах, которые вы видите у себя на партах, (Приложение 2) после чего положите карточки на край стола.

Вид работы: беседа

УЗ2

Учебная задача для учителя : осуществить первичное закрепление умения определять имя существительное с помощью алгоритма.

Учебная задача для учащихся : Потренируемся определять имя существительное, пользуясь алгоритмом.

Практическая задача : Для этого поупражняемся.

Организация деятельности :

Учитель: Работать будем следующим образом. На доске записаны слова, каждый из вас по очереди выходит к доске и определяет что это за слово, выполняя рассуждения в соответствии с составленным нами алгоритмом.

Организация контроля :

Учитель: Когда вы отвечаете, то не пропускайте шаги алгоритма, они должны быть в той последовательности, которую мы с вами определили. Если кто-то заметил ошибку, то поднимаете красную карточку и аргументируете почему.

Содержание :

Ск:

Книга, слон, солнце, щенок.

Учитель: На ком остановилась цепочка?

(Лена выходит к доске)

Лена: Книга, лексическое значение — печатное издание в виде переплетенных вместе листов с каким-либо текстом. Обозначает предмет. Задаю вопрос — что? книга. Значит это имя существительное.

(Учащиеся показывают зеленые карточки)

Андрей: Слон, лексическое значение — крупное травоядное млекопитающее с длинным хоботом. Обозначает предмет, задаю вопрос — кто? слон. Значит это имя существительное.

(Учащиеся показывают зеленые карточки)

Оля : Солнце, лексическое значение — тело шарообразной формы. Обозначает предмет, задаю вопрос — что? солнце. Значит это имя существительное.

Дима: Щенок, лексическое значение — животное. Обозначает предмет, задаю вопрос — кто? щенок. Значит это имя существительное.

(Учащиеся показывают зеленые карточки)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание.

Оценочно-результативный компонент:

Учитель: Возникли ли у вас трудности при выполнении данного задания?

Ученики: Да.

Учитель: Давайте озвучим их.

Ученики: Было сложно соблюдать последовательность алгоритма.

Ученики: Также не получилось с первого раза правильно определить имя существительное это или нет.

Учитель: Что помогло вам выполнить данное задание?

Ученик: Алгоритм, который мы составили.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы правильно определили, что грамотно составленный нами алгоритм помог распознать имя существительное.

Этап Итог урока

ОДЗ : Придать уроку логическую завершенность

Содержание:

Учитель: Что мы сегодня узнали на уроке?

Ученики: Признаки имени существительного, определение понятия имени существительного

Учитель: Какие цели мы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?

Ученики: Научиться определять имена существительные, выделить основные признаки имени существительного, а также продолжать учиться работать в группах.

Учитель: Достигли ли мы их?

Ученики: Да.

Учитель: Как на ваш взгляд, помогла вам сегодня работа в группах?

Ученики 1: Каждый член групп принимал участие в создании итоговых продуктов.

Ученики 2: Мы вместе осуществляли взаимоконтроль.

Ученики 3: В группе были партнерские равноправные отношения. Мы помогали друг другу, советовались.

Ученики 4: Все члены групп с удовольствием работали в группах, никто не отлынивал.

Учитель: А где вам могут пригодиться навыки и умения работать в группе?

Ученики: В дальнейшей жизни, когда пойдем работать — важно уметь работать в группе, в коллективе. Также в старших классах это пригодится.

Учитель: Молодцы! Я очень рада, что вы учитель работать в группе, помогать друг другу, приходить к общему мнению. Работать сообща, в группе (в парах) — это важное умение, которым нужно овладевать. Я желаю вам удачи! Спасибо за урок!

Учитель: Выберите наклейку, которая соответствует описанию вашей работы на уроке и оцените свою работу этим знаком:

«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» -

«Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» -

«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится –

Ученики: Оценивают свою работу наклейками на полях тетради.

Учитель: Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Хочу отметить Вашу работу в группах. Все группы активно работали над заданиями, никто не сидел, сложа руки, слышала ваши бурные обсуждения — это похвально. Также стоит заметить то, как вы оценивали ответы своих товарищей, с помощью сигнальных карточек и то, как вы воспринимали оценку на свой счет, пытались исправить свой ответ или помочь своему однокласснику.

Домашнее задание: выполните задания на карточках.

Учитель: Посмотрите внимательно на задание, представленное на карточках. Все ли вам понятно?

Ученики: Да!

Учитель: Что вам нужно будет сделать?

Ученики: Прочитать слова, разделить их на 2 группы.

Учитель: Хорошо! На следующем уроке послушаем ваши предположения деления на группы. Подготовьте обоснование — почему вы так разделили на группы.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный