Тема урока: Имя существительное как часть речи
Цель: Сформулировать определение понятия «имя существительное», формировать умения выделять основные признаки имен существительных, формировать у учащихся умение формулировать алгоритм распознавания понятия «имя существительное» и пользоваться им посредством технологии учебного сотрудничества
Этап: подготовка к восприятию знания о признаках имени существительного
Повторение написания соединений букв и словарных слов
Вид работы: словарная работа
УЗ 1
Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с новым словарным словом. Формировать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Учебная задача для учащихся: Ребята, сейчас мы узнаем новое словарное слово.
Практическая задача: Для этого отгадаем загадку.
Организация деятельности: Работать будем так: вы отгадываете загадки и узнаете новые словарные слова, затем запишите их в словарик. Выделите ударение и орфограммы в словах карандашом.
Организация контроля:
У:Проверять будем так:после того, как вы запишите слово, проверьте, правильно ли записали и выделены ли орфограммы. Давайте выделим критерии, которые нужно соблюдать при записи словарных слов.
Д:
- Слова должны быть написаны правильно.
- В слове должны быть выделены орфограммы.
- В слове должно быть поставлено ударение.
- Соблюдать требования к написанию букв.
Содержание: словарная работа
Контрольно-регулировочный компонент:
Контроль со стороны учителя: следит за самостоятельностью выполнения работы.
Контроль со стороны учащихся : проверяют написанное словарное слово по критериям.
Оценочно-результативный компонент:
У: Вы хорошо справились с этим заданием.
Итог этапа.
У: Итак, ребята, что мы делали?
Д: Мы писали словарное слово, узнали новые слова.
У: Зачем нам это надо?
Д: Нам это надо, чтобы правильно писать.
У: Замечательно.
Вид работы: Определение темы и целей урока.
УЗ 2
УЗУ: Формировать у учащихся умение определять тему и цель урока.
Узу: тренироваться определять тему и цель урока
ПЗ: Сейчас мы выполним задание
О-Д: Работать будем вместе. Читаем слова и определяем, какой частью речи они являются.
Содержание:
Учитель: Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь?
Ученики: Из предложений.
Учитель: Из чего состоят предложения?
Ученики: Наша речь состоит из предложений.Предложения состоят из группы слов или одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика.
СК:
Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой.
Учитель: Что обозначают слова каждой группы?
Ученики: 1 — слова, называющие предметы, 2 — слова, называющие признаки, 3 — слова, называющие действия.
Учитель: Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе (предметы).
Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.
Учитель: Что нам сегодня нужно узнать и чему научиться?
Ученики: Узнать признаки имени существительного, научиться определять имена существительные, учиться работать в группе.
Этап урока: восприятие и осмысление понятие имени существительного
ОДЗ: Учиться определять признаки изучаемого нами понятия «имя существительное», на основе наблюдения развивать у учащихся умение определять признаки имени существительного, сформулировать понятие «имя существительное».
Вид работы: беседа.
УЗ1
Учебная задача для учителя : наблюдение за признаками понятия «имя существительное», на основе наблюдения развивать у учащихся умение определять признаки имени существительного.
Учебная задача для учащихся : Определим признаки имени существительного.
Практическая задача : для этого побеседуем.
Организация деятельности :
Учитель: Работать будем следующим образом,ябуду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте.
Содержание :
Учитель: У меня в руках находится предмет. Как он называется?
Ученики: Мяч.
Учитель: Как вы думаете, что мы можем с ним сделать?
Ученики: Убрать мяч
Ученики: Мы можем его кинуть
Ученики: Мы можем с ним поиграть.
Учитель: А теперь я вам скажу слово мяч. Что мы можем с ним сделать?
Ученики: Мы можем его услышать.
(Ученики показывают зелёную карточку)
Ученики: Также мы можем его произнести.
(Ученики показывают зелёную карточку)
Ученики: Ещё мы можем его записать.
(Ученики показывают зелёную карточку)
Учитель: А сам предмет мяч мы можем записать?
Ученики: Нет!
Учитель: А зачем нам нужно это слово?
Ученики: Это слово необходимо, чтобы называть предмет.
Учитель: А теперь давайте поиграем с вами в игру, задай вопрос такой, чтобы ответом на вопрос было слово мяч.
Ученики: Что? мяч.
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас я буду показывать вам предмет, а вы называете его словом.
Учитель: А теперь, попробуйте Вы назвать вопрос. И ответить на него.
Вид работы: работа в группах.
ДЗУ: Формировать умение работать в группе и оказывать помощь своим сверстникам.
УЗ2
Учебная задача для учителя : формировать у учащихся умение формулировать определение понятия на основе формулы и обобщенных признаков. Формировать умение работать в группе и оказывать помощь своим сверстникам.
Учебная задача для учащихся : будем учиться формулировать определение понятия «имя существительное».
Практическая задача : для этого поработаем в группах
Организация деятельности :
Учитель: Ребята, а скажите, зачем нам нужно учиться работать в группе?
Ученики: Это нужно для того, чтобы мы умели слушать и слышать друг друга, вместе добиваться общей цели, находить общий язык.
Ученики: Работа в группе помогает нам сплотиться, помогать друг другу, и на высоком уровне представлять результаты своей работы. Вместе — мы можем преодолеть многое и многому научиться! А также эффективно выполнить работу.
Учитель: Хорошо. Вы все правильно сказали. Также при сотрудничестве возникают оригинальные идеи и развиваются творческие способности.
Учитель: Работая в группе, сформулируйте определение понятия «имя существительное» и представьте вариант своей группы всему классу. Время выполнения задания: 5 минут. Время на представление результатов работы в группе: 2–3 минуты.
Каждому человеку в группе нужно будет выбрать свою роль. У каждого на столах лежат карточки с ролями и значки. Распределитесь — кто кем хочет быть. И прикрепите значок себе на грудь.
Чтец — читает вслух.
Секретарь — записывает от лица группы.
Критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.
«Почемучка» — задает уточняющие вопросы.
Хронометрист — следит за временем выполнения работы.
Выступающий — тот, кто будет представлять результаты работы группы.
Организация контроля :
Учитель: Ребята, какие критерии мы будем использовать при выполнении групповой работы?
Ученик: В работе должны участвовать вся группа.
Учитель: Тогда первый критерий, который я запишу — участие каждого в группе.
(Учитель записывает на доске первый критерий)
Учитель: Какой будет следующий критерий?
Ученик: При работе в группе нужно соблюдать дисциплину.
Учитель: Молодцы, давайте его сформулируем, как соблюдение дисциплины.
(Учитель записывает на доске второй критерий)
Учитель: Это все критерии, которые мы можем с вами выделить?
Ученик: Нет, ещё один критерий. Разработанный группой ответ должен соответствовать заданию, которое было предложено учителем.
(Учитель записывает на доске третий критерий)
Учитель: Хорошо!
Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит определение понятия?
Ученик: Из термина, родового отношения и видовых признаков.
Учитель: Верно, ребята! Давайте запишем модель — Т=РО-ВП+ВП
(Учитель записывает на доске структуру определения понятия)
Учитель: Как мы будем оценивать определение?
Ученики: Нам нужно контролировать ответы наших одноклассников с помощью критериев.
Учитель: Молодцы, ребята. Выделим его как «содержание всех признаков».
(Учитель записывает на доске третий критерий)
Содержание :
(Ученики формулируют в группах определение понятие «имя существительное»)
Учитель: Ребята, время вышло, завершаем работу. Представители групп выходите к доске, вам необходимо прочитать, что у вас получилось. Итак, первая группа озвучьте свой результат.
Ученик: Третьей группы, потому что их определение соответствует всем критериям.
Учитель: Верно, ребята!
Учитель: Давайте откроем учебник и сопоставим представленное в нем определение с тем, которое мы составили. Для этого откройте учебник на стр. 45.
Ученики: У нас получился точно такое же понятие, и мы его составили верно.
Учитель: Вы отлично справились с работой.
Этап урока: Первичное закрепление понятия «Имя существительное»
ОДЗ: совместно с учащимися осуществить формулирование алгоритма распознавания понятия «имя существительное», выполнить задание, направленное на применение сформулированного алгоритма. Формировать умение работать совместно с учителем и в группе.
Вид работы: работа в группах.
УЗ1
Практическая задача : Для этого составим алгоритм и поработаем в группах.
Организация деятельности :
Учитель: Сейчас мы с вами поработаем в группах, на выполнение задания вам 5 минут. Вам необходимо сформулировать шаги алгоритма, а затем один человек от группы представляет всему классу. Время выполнения задания: 10 минут. Время на представление результатов работы в группе: 2–3 минуты.
Каждому человеку в группе нужно будет выбрать свою роль. У каждого на столах лежат карточки с ролями и значки. Распределитесь — кто кем хочет быть. В этот раз — поменяйтесь с товарищами ролями, чтобы побывать в новой для себя роли. И прикрепите значок себе на грудь.
Чтец — читает вслух.
Секретарь — записывает от лица группы.
Критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.
«Почемучка» — задает уточняющие вопросы.
Хронометрист — следит за временем выполнения работы.
Выступающий — тот, кто будет представлять результаты работы группы.
Содержание :
(Ученики составляют алгоритм в группах)
Учитель: Время закончилось, давайте озвучим ваши алгоритмы. Ребята из первой группы, представьте свою работу.
- Читаю слово, определяю лексическое значение;
- Определяю, что называет слово;
- Выясняю, на какой вопрос отвечает;
- Если называет предмет и отвечает на вопросы кто? / что?, то это имя существительное.
Учитель: Посмотрите внимательно. Правильно ли записан алгоритм, который мы с вами составили?
Ученик : Да.
Учитель : Мы с вами смогли составить алгоритм определения имени существительного, который поможет нам в дальнейшем выполнении заданий.
Оценочно-результативный компонент:
Учитель: Какие трудности у вас возникли?
Ученик: Нам было трудно правильно сформулировать шаги алгоритма.
Учитель: Смогли ли мы реализовать поставленную задачу?
Ученик: Да.
Учитель: Как работа в группах помогла вам выполнить задание?
Ученики: Благодаря работе в группе, мы быстро справились с заданием, помогали друг другу, каждый справился со своей ролью. Было интересно, что в этот раз, мы поменялись ролями. Нам понравилось работать в группе.
Учитель: Какими качествами вы овладели, работая в группе?
Ученики: Ответственность, пунктуальность, дружелюбность, умение выслушивать каждого члена группы, убеждение.
Учитель: Молодцы, вы отлично справились с данной работой. Алгоритм, который мы с вами составили, поможет вам определять имя существительное. Я приятно удивлена, как Вы справились с заданием, активно и сплоченно работали в группах, молодцы! Оцените работу в группах, на листах, которые вы видите у себя на партах, (Приложение 2) после чего положите карточки на край стола.
Вид работы: беседа
УЗ2
Учебная задача для учителя : осуществить первичное закрепление умения определять имя существительное с помощью алгоритма.
Учебная задача для учащихся : Потренируемся определять имя существительное, пользуясь алгоритмом.
Практическая задача : Для этого поупражняемся.
Организация деятельности :
Учитель: Работать будем следующим образом. На доске записаны слова, каждый из вас по очереди выходит к доске и определяет что это за слово, выполняя рассуждения в соответствии с составленным нами алгоритмом.
Организация контроля :
Учитель: Когда вы отвечаете, то не пропускайте шаги алгоритма, они должны быть в той последовательности, которую мы с вами определили. Если кто-то заметил ошибку, то поднимаете красную карточку и аргументируете почему.
Содержание :
Ск:
Книга, слон, солнце, щенок.
Учитель: На ком остановилась цепочка?
(Лена выходит к доске)
Лена: Книга, лексическое значение — печатное издание в виде переплетенных вместе листов с каким-либо текстом. Обозначает предмет. Задаю вопрос — что? книга. Значит это имя существительное.
(Учащиеся показывают зеленые карточки)
Андрей: Слон, лексическое значение — крупное травоядное млекопитающее с длинным хоботом. Обозначает предмет, задаю вопрос — кто? слон. Значит это имя существительное.
(Учащиеся показывают зеленые карточки)
Оля : Солнце, лексическое значение — тело шарообразной формы. Обозначает предмет, задаю вопрос — что? солнце. Значит это имя существительное.
Дима: Щенок, лексическое значение — животное. Обозначает предмет, задаю вопрос — кто? щенок. Значит это имя существительное.
(Учащиеся показывают зеленые карточки)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание.
Оценочно-результативный компонент:
Учитель: Возникли ли у вас трудности при выполнении данного задания?
Ученики: Да.
Учитель: Давайте озвучим их.
Ученики: Было сложно соблюдать последовательность алгоритма.
Ученики: Также не получилось с первого раза правильно определить имя существительное это или нет.
Учитель: Что помогло вам выполнить данное задание?
Ученик: Алгоритм, который мы составили.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы правильно определили, что грамотно составленный нами алгоритм помог распознать имя существительное.
Этап Итог урока
ОДЗ : Придать уроку логическую завершенность
Содержание:
Учитель: Что мы сегодня узнали на уроке?
Ученики: Признаки имени существительного, определение понятия имени существительного
Учитель: Какие цели мы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?
Ученики: Научиться определять имена существительные, выделить основные признаки имени существительного, а также продолжать учиться работать в группах.
Учитель: Достигли ли мы их?
Ученики: Да.
Учитель: Как на ваш взгляд, помогла вам сегодня работа в группах?
Ученики 1: Каждый член групп принимал участие в создании итоговых продуктов.
Ученики 2: Мы вместе осуществляли взаимоконтроль.
Ученики 3: В группе были партнерские равноправные отношения. Мы помогали друг другу, советовались.
Ученики 4: Все члены групп с удовольствием работали в группах, никто не отлынивал.
Учитель: А где вам могут пригодиться навыки и умения работать в группе?
Ученики: В дальнейшей жизни, когда пойдем работать — важно уметь работать в группе, в коллективе. Также в старших классах это пригодится.
Учитель: Молодцы! Я очень рада, что вы учитель работать в группе, помогать друг другу, приходить к общему мнению. Работать сообща, в группе (в парах) — это важное умение, которым нужно овладевать. Я желаю вам удачи! Спасибо за урок!
Учитель: Выберите наклейку, которая соответствует описанию вашей работы на уроке и оцените свою работу этим знаком:
«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» -
«Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» -
«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится –
Ученики: Оценивают свою работу наклейками на полях тетради.
Учитель: Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Хочу отметить Вашу работу в группах. Все группы активно работали над заданиями, никто не сидел, сложа руки, слышала ваши бурные обсуждения — это похвально. Также стоит заметить то, как вы оценивали ответы своих товарищей, с помощью сигнальных карточек и то, как вы воспринимали оценку на свой счет, пытались исправить свой ответ или помочь своему однокласснику.
Домашнее задание: выполните задания на карточках.
Учитель: Посмотрите внимательно на задание, представленное на карточках. Все ли вам понятно?
Ученики: Да!
Учитель: Что вам нужно будет сделать?
Ученики: Прочитать слова, разделить их на 2 группы.
Учитель: Хорошо! На следующем уроке послушаем ваши предположения деления на группы. Подготовьте обоснование — почему вы так разделили на группы.