Нравственное воспитание как условие развития личности школьника | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Стасенко, М. И. Нравственное воспитание как условие развития личности школьника / М. И. Стасенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6859/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания школьников. Рассматриваются средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: воспитание, нравственность

Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове — нравственность.

Иоганн Герберт

Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

С давних времен в Древней Греции идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.

В настоящее время у молодёжи ценности сместились в сторону потребления, а это приводит к обнищанию личности. Как спасти молодёжь от нравственного и духовного оскудения? Это одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями нашей школы.

Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Философ и ученый Древней Греции Аристотель придавал большое значение упражнениям в нравственных поступках. Он выделял три источника нравственного воспитания: природные задатки, разум и развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий).

Задача школы вместе с родителями воспитать человека, чтобы внутренними стимулами развития личности стали моральные ценности (долг, честь, достоинство). Мы воспитываем детей в каждый момент нашей жизни: как мы одеваемся, как разговариваем с другими людьми и о других людях, как мы радуемся или печалимся, как общаемся с друзьями или врагами — все это имеет для ребенка большое значение. (Например: не поощрять, а пресекать ябедничество и доносы, не обсуждать товарища, в его отсутствие, так как он не имеет возможности себя защитить). Не случайно на первое место выведена ценность личности человека. На уважении к ней, на учёте её индивидуального развития базируется личностно-ориентированное воспитание. И именно с формирования этой общечеловеческой ценности должен начинать свою работу учитель, ибо как говорил Сенека: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает».

Планируя работу с классом, я за основу беру такие общечеловеческие ценности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, Земля.

Самое главное — научить ребёнка понимать другого человека и уметь бескорыстно прийти на помощь, над чем постоянно работаю не только как учитель, но и как классный руководитель.

Чтобы не ущемить интересы детей и лучше их узнать, я провожу диагностику «Сфера интересов». Обработав данные, было выявлено, что дети выделяют в первую очередь по значимости развлечение, коллектив. Они находятся на достаточном уровне. На среднем уровне оказались интерес к трудоёмким, активным видам деятельности, общение, творческая деятельность. Все остальные сферы интересов (широта интересов, организуемый взрослыми труд, самовоспитание) находятся на низком уровне. Проведение этой диагностики позволило определить направления воспитательной работы с классом и индивидуально развивать способности каждого.

Особое место отвожу досуговой деятельности, которая представляет собой развивающий отдых, свободное общение, где коллектив выступает «инструментом» воспитания. Это форма создания общественного мнения коллектива о своих одноклассниках, является реальным фактором воспитания.

Традиционными стали такие мероприятия, как День именинника, «Умники и умницы», «Поговорим о милосердии», «О жадности и жадинах», «Если друг оказался вдруг…», «Я среди людей». Учащиеся с удовольствием участвуют в классных часах, различных школьных мероприятиях: конкурсных программах, утренниках, познавательных играх, литературных чтениях. Принимают участие в работе классного самоуправления, планируют деятельность класса, выбирают те мероприятия, в которых хотели бы участвовать. Например, для этого, использую методику «Дерево желаний». Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают классному руководителю. На основе этих работ учащихся можно провести интересный классный час под названием «Мои «хочу», «могу» и «надо».

Чтобы создать сильный ученический коллектив, на общем собрании класса мы приняли ряд положений, определяющих весь распорядок жизни коллектива.

На уроках и внеурочных занятиях активно внедряю элементы игры в различные виды деятельности, что дает возможность направлять эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение материалом в новой ситуации: проектная деятельность. Учебный материал включает посильный поиск и исследования в соответствии с жизненным опытом учащихся.

Каждый ученик ставит качественную оценку самому себе, а также предлагается оценивание другими детьми. На основе сравнения можно сделать выводы о том, над чем нужно работать.

Фактором нравственного воспитания в этом случае становится целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.

Такие мероприятия позволяют лучше узнать детей, раскрыть их творческие возможности и способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь полезным делом, учат общению, не оставляя без внимания ни одного ученика, что и способствует развитию личностных качеств каждого ученика индивидуально.

Работа по духовно-нравственному воспитанию затрагивает каждого ученика нашей школы, воспитывает миропонимание ребенка на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться, раскрывая значение слов «родина», «Отечество», «защитник», формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
  2. Из истории изучения проблемы нравственного воспитания. https://vuzlit.ru/453516/istorii_izucheniya_problemy_nravstvennogo_vospitaniya#672
  3. Харламов И. Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. — 520 с.

Ключевые слова

воспитание, нравственность
Задать вопрос