Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гоголева, И. И. Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования / И. И. Гоголева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 73-79. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6375/ (дата обращения: 25.04.2024).



Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты современных образовательных технологий, актуальные тенденции их использования в процессе профессиональной подготовки студентов колледжа. В статье отмечаются трудности персонализированного обучения студентов в ходе социального проектирования. Данная работа сфокусирована на возможностях современных образовательных технологий и отвечает на ряд вопросов, связанных с тенденциями развития образовательных и обучающих практик.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, коллаборативное обучение, персонализированное обучение, тенденции развития, трудности использования технологий.

Характерной особенностью современного образования выступает направленность на повышение его эффективности. Эксперты в сфере образования говорят о необходимости формирования у выпускников образовательных организаций универсальных навыков, которые являются основой успеха для любого сотрудника, независимо от занимаемой должности. Среди наиболее приоритетных навыков XXI века выделяют следующие: готовность разрабатывать и принимать нестандартные решения, поддерживать коммуникацию, работать с информацией, цифровым контентом и адаптировать рабочие процессы, расставлять приоритеты и управлять собой, креативность и дизайн-мышление. Формирование у выпускников универсальных навыков обусловливает присутствие технологий в профессиональном образовании. Так согласно опросу Houghton Mifflin Harcourt (ведущее издательство учебной, научной и художественной литературы для детей и взрослых, учебных технологий), 83 % преподавателей с оптимизмом смотрят на потенциал технологий, которые помогают им расширить возможности обучения, повысить вовлеченность обучающихся. При этом более половины опрошенных отметили нехватку времени для их внедрения в образовательный процесс [1].

Сегодня нет однозначной трактовки термина «образовательные технологии”, что говорит о многозначности этой дефиниции. Образовательные технологии понимаются нами как система взаимодействия педагога и обучающихся, основой которой является конкретная концепция, определенная целью, принципами, методами, формами и средствами обучения.

Какие образовательные технологии относят к современным? Отвечая на этот вопрос, заметим, что термин «современный” означает соответствующий уровню, требованиям настоящего времени. Современные образовательные технологии — технологии, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС).

В системе среднего профессионального образования реализуется три модели ФГОС: ФГОС СПО (2014–2015гг.); ФГОС СПО по ТОП-50 (2016–2017гг.); актуализированные ФГОС СПО (2018г.). Требования ФГОС СПО носят междисциплинарный характер и являются универсальными для различных областей деятельности. Удовлетворяя этим требованиям, обновляется содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей, выбираются и реализуются образовательные технологии. В процессе профессиональной подготовки студентов активно используются такие образовательные технологии, как проблемного диалога, проектная, развития критического мышления, геймификации и эдьютейнмента, кейс-технология, наставничество и коуч, др.

Выделим характерные черты современных образовательных технологий, используемых в практике преподавателей профессиональных образовательных организаций:

 деятельностный, комплексный (на основе принципов взаимодополнения) характер;

 ориентация на развитие личности, мотивации учения и деятельности («будь лучшей версией себя»), формирование самоопределения и целеполагания, инициативы и самостоятельности;

 влияние на когнитивные способности, «программирование” их применения, что способствует формированию мышления;

 интерактивное взаимодействие педагога и обучающихся, обучающихся между собой посредством диалога, при этом каждый заинтересован в достижении качества образования;

 непринужденная атмосфера, отсутствие «давления” со стороны педагога, общий положительный эмоциональный фон (неподготовленная заранее коммуникация вызывает ощущение благополучия и успешности);

 групповая/коллективная форма работы;

 использование цифровых технологий, предполагающих разные способы получения учебного контента, новые формы общения и взаимодействия педагога и обучающихся, например курсы с применением виртуальной и дополненной реальности, вебсайты, онлайн лекции (Институт образования НИУ ВШЭ, МГППУ, ДВФУ), видеоролики и интервью с известными учеными и публичными людьми (например, М. М. Безруких, учёный-физиолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО; Л. Петрановская,семейный психолог, педагог, публицист; А. Курпатов, врач-психотерапевт, президент Высшей школы методологии, И. Шихман, эксклюзивные интервью «А поговорить?") и пр.;

 педагог — менеджер управления качеством, координатор в образовательной среде.

Современные образовательные технологии облегчают (а в ряде случаев — затрудняют) процесс профессионального обучения, делая его востребованным, вовлеченным, непрерывным, открытым конкретным запросам и возможностям, экономичным. Собственный опыт позволил выделить факторы эффективности их использования: освоение большого объема информации в ограниченное время; сложная для усвоения тема; пассивная позиция студентов, мешающая самостоятельной проработке учебного контента; недостаточный уровень учебной мотивации; необходимость наглядного изменения продвижения и результатов студентов и др. Применение современных образовательных технологий в собственной профессиональной деятельности позволяет говорить о некоторых тенденциях развития.

Отметим, что интеграция образовательных технологий выводит на коллаборацию и социальное взаимодействие, что является одним из трендов развития современного образования [2]. Коллаборация понимается нами как интерактивный процесс взаимодействия двух и более участников, совместно работающих над целью, достичь которую они не могут по отдельности.

Коллаборативные инструменты поддерживают взаимодействие участников обучения посредством цифровых платформ, приложений, чат-групп и пр. Так взаимодействие студентов друг с другом с использованием коллаборативных инструментов эффективно при групповой работе над проектами, совместном решении кейс-ситуаций, проведении совместного исследования студентов разных курсов и специальностей, наставничестве студентов 1 и 3 курсов, др. Взаимодействие студентов и преподавателей позволяет педагогам согласовывать решения о дозировании объемов учебного контента, характере и уровне сложности заданий, критериях оценивания, своевременно реагировать на запросы обучающихся и их образовательные дефициты.

Использование в процессе обучения нескольких технологий и форматов отвечает предпочтениям обучающихся. Практика обучения в дистанционном формате показала, что использование одних коллаборативных/цифровых инструментов («мода на цифру”) явно недостаточно для получения высоких результатов обучения. Необходимо инициировать поведенческие и личностные изменения обучающихся, стимулировать их осознанность в профессиональных знаниях.

Современные образовательные технологии позволяют построить процесс профессионального обучения студентов с учетом их сильных и слабых сторон, различных интересов и способов усвоения информации. Кен Робенс, один из мировых экспертов в области образования, выделяет данные характеристики как основные элементы персонализации. Персонализированное образование не ограничивается рамками образовательной организации и включает обучающихся в реальные образовательные события, затрагивает их личностное развитие и опыт.

В течение двух лет Е. Д. Кирьянцева, В. С. Семёнова, студенты 3 курса специальности «Преподавание в начальных классах” работают в социально-педагогическом проекте «Дорогой добрых дел (3Д)" в МБОУ «Правовой лицей” г. Хабаровска, 3В класс, 29 человек. Инициатор проекта: А. Ю. Рабенкова, учитель начальных классов, выпускница колледжа 2019г.

Актуальность проекта обусловлена возрастающей потребностью в методическом осмыслении современного добровольчества, его организационных аспектов с учетом возраста детей. В младшем школьном возрасте начинают складываться способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность становится личностной потребностью. Поэтому данный возраст благоприятен для введения обучающихся в новую для них сферу — сферу добровольчества.

Новизна реализуемого проекта заключается в выявлении особенностей организации добровольческой деятельности младших школьников. Его социальная значимость состоит в овладении социальными знаниями об обществе и человеческих взаимоотношениях, социальным опытом, в самореализации младших школьников и студентов посредством добровольчества.

Проектная деятельность выбрана не случайно. Для нее характерны такие черты, как: ориентация на развитие познавательного, творческого потенциала участников; практико-ориентированный характер деятельности; представление итогов проекта в «осязаемом” виде, в форме конкретных результатов, готовых к использованию; ограниченные финансовые и временные рамки.

В ходе проекта реализованы мероприятия дорожной карты: акция «Помоги дендрарию”, благотворительный марафон «Достучаться до сердец” с участием социальных партнеров (Хабаровское краевое общественное движение зоозащиты и помощи бездомным животным «Милосердие”, Хабаровский дендрарий (ФГУ «ДальНИИЛХ”), акция «От сердца к сердцу”, др. Мониторинг проекта показал эффективность его реализации [1].

Участие студентов в проекте выстроено с использованием элементов персонализированного обучения. С опорой на сильные стороны студентов осуществлялось овладение основами проектной и добровольческой деятельности, формировалось умение определять цели и достигать их, нести ответственность за планируемые результаты. Приобретаемый опыт проектной и добровольческой деятельности позволил раскрыть личностный потенциал студентов. Проект стимулировал активность студентов (конкурс «Студенческая научная весна-2020», секция «Социология, социальная политика, связь с общественностью, государственное и муниципальное управление и юриспруденция», Диплом 2 степени), помог разрешить образовательные дефициты, повысить их успеваемость.

Отметим трудности персонализированного обучения, с которыми столкнулись на практике.

Во-первых, отсутствие отработанных инструментов персонализированного обучения потребовало дозированной своевременной педагогической помощи студентам со стороны преподавателя и учителя-работодателя, а также целенаправленной организации само- и взаимообучения в процессе реализации проекта. Для оперативного взаимодействия со студентами педагоги использовали такие инструменты, как WhatApp, Padlet, учебные платформы Zoom, Skype, приложения Google для обучения и др.

Во-вторых, обучение сопровождалось оперативным созданием учебных контентов («нужный контент в нужное время”), лонгридов, чек-листов, фактчеков по различным темам учебных дисциплин и профессиональных модулей (например, особенности организации проектной деятельности младших школьников, способы организации педагогического взаимодействия с младшими школьниками, взаимодействие классного руководителя с родителями и социальными партнерами, технологии эффективного управления и др.). Обмен учебными контентами осуществлялся посредством коллаборативных инструментов, которые помогали педагогам управлять дискуссиями, давать и получать упрощенные варианты обратной связи.

В-третьих, ограниченные возможности прогнозирования и контроля процесса обучения потребовали разработки индивидуальных образовательных маршрутов и дорожных карт.

В-четвертых, персонифицированное обучение студентов затратно по временным и ресурсным форматам, сложно встраивается в формально организованный образовательный процесс, требует энергетических вложений педагогов.

В заключение обратим внимание на общую проблему: абсолютизация современных образовательных технологий («мода на технологии”) в профессиональном обучении. Образовательные технологии — не панацея всех проблем образования, а один из инструментов их решения. Более того, любая образовательная технология ведет к результату, т. к. в общетеоретическом плане предполагает структуру: цель — процедура — результат. Вопрос «Какой результат мы получим?" может выступать критерием эффективности организованного образовательного процесса.

Основу профессиональной деятельности составляют научные знания, методы научного и критического мышления, способные простраивать процесс и достигать результатов без нарушения норм. Успешность профессиональной деятельности обусловлена знаниями объективных фактов и законов образования, анализа научно-педагогических фактов, закономерностей роста и развития человека, изучением исследований смежных с педагогикой наук.

Процесс постижения знаний возможен посредством разных образовательных технологий: диалогических и монологических, пассивно-созерцательных и активных, групповых и индивидуальных. Их выбор зависит от поставленных целей и профессионализма преподавателя.

В смешанной образовательной среде педагог выступает координатором. Именно педагог модулирует процесс обучения, подсказывает нужное направление работы, оказывает помощь студентам в повышении продуктивности обучения, в формировании умений поиска, идентификации и использования информационных ресурсов и социальных сетей для достижения целей обучения. Педагог не объясняет тот или иной учебный материал, а помогает разобраться в нем с пользой для профессионального развития посредством анализа студентами собственных запросов и реальных образовательных ситуаций, выбора доступных для обучения/самообучения инструментов.

В рамках предложенной работы мы обозначили, что при грамотном использовании образовательных технологий информативное и изначально привлекательное средство может стать тем «якорем», который вытянет и интерес к предмету, и потребность в знаниях, и владение инструментами для сотрудничества и взаимодействия. Это обеспечивает более содержательный подход к профессиональному образованию, приводит к повышению его качества и эффективности.

Литература:

  1. Гоголева И. И. Реализация модели наставничества «работодатель — студент” в профессиональном обучении / И. И. Гоголева //Среднее профессиональное образование. — 2020. — № 7. — С.32–36.
  2. Максименкова О. В. Коллаборативные технологии в образовании: как выстроить эффективную поддержку гибридного обучения? / О. В. Максименкова, А. А. Незнанов // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — Том 23 — № 1–2. — С.101–110.
Задать вопрос