Цифровые технологии в работе преподавателя, куратора | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бакутина, Р. В. Цифровые технологии в работе преподавателя, куратора / Р. В. Бакутина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6372/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье раскрываются структурно-функциональные особенности конструкции комплексно-взаимосвязанных таблиц для оперативного контроля текущей и промежуточной успеваемости обучающихся.

Ключевые слова: сетевые информационные технологии, учебная деятельность, контрольно-измерительные материалы, система среднего профессионального образования.

В настоящее время в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство образовательных организаций, в том числе и колледжей, по рекомендации Министерства науки и образования РФ приняли решение о переходе на дистанционное обучение. В связи с этим все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные при наличии виртуальных аналогов, были перенесены в онлайн-среду. Образовательные организации разработали приемлемые для своего уровня развития IT-инфраструктуры с учетом доступных внешних ресурсов, разработали сценарии реализации дистанционного обучения и требования к форматам учебного процесса. Именно поэтому у каждого вуза, колледжа, техникума возник свой набор инструментов и сценариев для организации обучения в онлайн-среде.

В данной статье предлагаем вам рассмотреть мощное средство обработки больших массивов числовых данных — электронные таблицы, прекрасным образом выполняющие учетные функции образовательного процесса.

Электронные таблицы обеспечивают проведение динамических вычислений, т. е. пересчет по формулам при введении новых чисел, что дает возможность наглядного представления данных и выявления между ними определенных зависимостей с помощью графиков и диаграмм.

В период проведения онлайн-занятий преподаватель должен также вести определенную документацию, имеющую свою спецификацию в новых динамически развивающихся виртуальных условиях образования как учетного, статистического, так и отчетного характера.

Рассмотрим два примера ведения документации, используемых в целях контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации.

На занятиях, где группа делится на подгруппы, и бумажный журнал в нужный момент недоступен, преподаватели нашего колледжа используют электронный журнал, который рассчитан на весь период обучения. В журнале фиксируются успеваемость и посещаемость студентов. Этот журнал динамичный. Выставляя отметки за отдельные практические задания, автоматически появляется средняя оценка за семестр, и она постоянно меняется в зависимости от наполняемости текущими отметками. Кроме того, журнал настроен на автоматический подсчет пропущенных занятий.

Следующая функция, которая делает этот документ удобным в использовании, это возможность фиксировать все занятия одной группы на одной странице на протяжении всего курса обучения дисциплины. Удобство заключается в том, что семестры, которые уже завершены или предстоящие, можно скрыть и на рабочем поле программы будет только текущий семестр. В результате этой операции над строкой с датами появилась квадратная скобка с кнопкой в конце скобки. В развернутом виде на кнопке изображен минус, а в свернутом — плюс. Этот журнал можно размещать в Облаке mail.ru.

Одним из основополагающих цифровых документов для преподавателя и куратора является сводная ведомость успеваемости, созданная в программе Exсel. Эта ведомость обычно размещается в сетевой папке колледжа и доступна для просмотра администрацией. Данный отчет освобождает куратора и преподавателей от утомительных подсчетов успеваемости группы, автоматически считает процент качества, степень обученности студентов.

Отчет является динамичным, многостраничным документом, в котором фиксируется успеваемость обучающихся, анализируется и сравнивается с успеваемостью предыдущего семестра. На закладках документа мы видим все, что в нем размещаем (рис.1). Каждый лист — это результаты текущей или промежуточной аттестации по дисциплинам и по семестрам. Таким образом фиксируется успеваемость студента на протяжении всего обучения в колледже.

В отчете можно анализировать успеваемость: подсчитывать количество «5», «4», «3», «2», количество зачетов, вычислять средний балл, успеваемость, качество знаний, степень обученности по каждому студенту, по каждой дисциплине и общие данные по группе.

Ведомость успеваемости группы страница 1 семестра.
На закладках «Сравнительный анализ успеваемости» можно увидеть, насколько изменилась (повысилась, понизилась или осталась на прежнем месте) успеваемость каждого студента по дисциплинам, всей группы по каждому предмету и как изменились в процентном отношении успеваемость, качество знаний и степень обученности студентов.

Рис. 1. Ведомость успеваемости группы страница 1 семестра.

После каждого семестра в ведомости размещена страница «Сравнительный анализ успеваемости». Здесь же можно настроить страницы и для сравнительного анализа успеваемости разных семестров, если курс длиться несколько семестров.

Особенностью такого учета, пожалуй, является только затраченное время на начальном этапе создания таблиц, однако в последующем эта страница копируется на другие листы и все формулы остаются в рабочем состоянии.

Положительные качества таблицы в том, что все данные, необходимые для отчета по успеваемости как отдельного студента, так и всей группы, формируются автоматически, если формулы написаны правильно.

Недостатки в том, что при изменении списка обучающихся, «сбивается» работа формул. Для того, чтобы формулы работали правильно всех вновь прибывших студентов необходимо добавлять в конце списка, а выбывших не удалять, а «скрывать». Для наглядности можно, например, отличников выделять одним цветом, с одной «3» или «4» другим цветом и т. д. Удобно на основании этой таблицы составлять рейтинг студентов. Это очень эффективный метод для стимулирования к обучению.

В заключении отметим, что наглядные таблицы и графики рекомендуется использовать в качестве наглядного источника информации для ознакомления на педагогических Советах, инструктивно-методических совещаниях кураторов для осуществления мониторинга успеваемости обучающихся, качества знаний и степени обученности по дисциплинам.

Литература:

  1. Теория и практика современного научного знания. Проблемы. Прогнозы. Решения. // Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. — Издательство: ООО «Редакционно-издательский центр «КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС», Санкт-Петербург. — 2016.
  2. Блинов, А. Н. Влияние балльно-рейтинговой системы оценки учебной работы студентов на качество подготовки специалистов / А. Н. Блинов // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 1.
Задать вопрос