Цифровизация профессионального образования региона через формирование электронной образовательной среды на базе информационно-технологической платформы издательства «АКАДЕМИЯ» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лебедева, О. И. Цифровизация профессионального образования региона через формирование электронной образовательной среды на базе информационно-технологической платформы издательства «АКАДЕМИЯ» / О. И. Лебедева, Ю. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 49-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6371/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрены возможности использования цифровых ресурсов информационно-технологической платформы издательства «Академия». Описывается проект по созданию «цифрового колледжа», рассматривается опыт внедрения цифровых ресурсов и полученные результаты.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, информационно-технологическая платформа издательства «Академия», системы среднего профессионального образования.

В настоящее время цифровые технологии в образовании стремительно развиваются, становятся доступными каждому человеку, при этом часть из них «обнуляет» некоторые традиционные образовательные методики.

Трансформацию цифрового образования можно представить в виде трехаспектной модели:

 управленческие модели, предполагающие внедрение цифровых платформ в образовательных учреждениях;

 внедрение цифровых технологий в содержание учебных дисциплин;

 формирование цифрового мышления всех участников образовательного процесса.

Трансформация образования обусловлена внедрением цифровых технологий, появлением новой образовательной среды, цифрового инструментария, «цифровых следов». Обсуждению содержания, структуры цифровой трансформации образования посвящаются многочисленные конференции, семинары, активно проводимые как на международном, всероссийском, так и региональных уровнях.

Несмотря на появляющиеся в последнее время опасения, согласно исследованию зарубежных ученых К. Фрея и М. Осборна, а также Р. С. Фонсека «смерть» вследствие полной компьютеризации профессиям преподавателя, учителя, тренера и менеджера в образовании не грозит. Однако представителям всех этих профессий необходимо подготовиться и приспособиться к цифровизации образования, осваивая новые инструменты и приобретая современные профессиональные навыки. По прогнозу университета «Синергия», уже через пару лет на рынке станут востребованы такие профессии, как разработчик образовательных траекторий, тьютор или архитектор виртуальной реальности [2].

Современный рынок труда требует качественно иного содержания подготовки выпускников. Современный учитель должен не столько научить ученика имеющемуся знанию, сколько научить его искать, обрабатывать и усваивать информацию в определённой области. Наша жизнь меняется под влиянием цифровых технологий, в будущем этот процесс будет продолжаться, поэтому современный учитель должен быть готов к профессиональному росту онлайн. Кроме того, исследования современного состояния образования в Финляндии, Южной Корее, Сингапуре показывают, что наличие у учителя навыка использования передовых технологий обеспечивает использование этих технологий в обучении и как следствие — активное применение их учащимися. При этом уровень овладения технологией учениками зависит от компетенций преподавателей в той же степени, как и от доступности технологии [2]. Поэтому роль современного учителя состоит не столько в подключении учащихся к той или иной цифровой образовательной платформе, а в осознанном формировании образовательной программы для учащихся в рамках уроков и внеурочной деятельности на основе синтеза комплементарных цифровых ресурсов, содержащих образовательный контент, и сервисов, обеспечивающих педагогическое взаимодействие в аудитории.

Цифровизация образования затрагивает не только его содержание, но и организацию. При этом исследования российских ученых Крамаренко Н. С., Квашина А. Ю., Каракозова С. Д., Уварова А. Ю., Акимовой А. Б., Козловой Н. Ш. показали, что из-за ограниченности ресурсов и недостаточной цифровой грамотности педагогических работников, цифровая трансформация в образовательных учреждениях значительно запаздывает [1, 2].

В описанном контексте очевидным решением является внедрение в образовательный процесс электронной образовательной среды (далее — ЭОС), адаптированной под специфику учреждения. ЭОС должна представлять собой одну или несколько современных образовательных платформ, позволяющих всем участникам образовательного процесса получать необходимые знания, умения, формировать соответствующие компетенции.

Подключение к базовой платформе «Цифровой колледж» издательского центра «Академия» (ИТП «Академия-медиа») в рамках регионального соглашения позволило образовательным учреждениям Хабаровского края использовать возможности дистанционного обучения в условиях ЭОС.

На первоначальном этапе методистами и преподавательским активом Хабаровского колледжа водного транспорта и промышленности были детально изучены предложенные разработчиками курсы и сделана персональная подборка с учетом специфики реализуемых образовательных программ общеобразовательного и профессионального циклов по укрупненным группам профессий и специальностей 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», 38.00.00 «Экономика и управление» и 15.00.00 «Машиностроение». Из 600 предложенных ИЦ «Академия» курсов было выбрано 86 (Рис.1).

На втором, организационном, этапе преподаватели и обучающиеся колледжа были подключены к цифровой платформе.

С методической точки зрения считаем необходимым отметить содержание учебных материалов: информативные, ориентированные на уровень среднего профессионального образования пособия издательства «Академии» знакомы многим преподавателям, использовались в учебном процессе и ранее. Отдельного внимания заслуживает общеобразовательный цикл: учебные пособия по русскому, иностранному языкам, литературе, математике, истории полностью соответствуют примерным рабочим программам Федерального института развития образования.

Создание перечня изучаемых курсов

Рис. 1. Создание перечня изучаемых курсов

Помимо теоретического материала, учебные материалы, как правило, содержат различного уровня сложности практикоориентированные задания, кейсы, упражнения, тесты, которые в интерактивном формате с возможностью использования неограниченного количества попыток предоставляют студенту максимально качественно усвоить новый материал.

Отдельного внимания заслуживает панель навигации, расположенная слева, адаптированная под мобильную версию (позволяющая работать с платформой с телефона), что дает возможность преподавателю быстро оценить содержание учебного пособия, выделить разделы/темы, необходимые для изучения, подходящие к ним задания.

После выполнения тренировочных заданий обучающиеся имеют возможность просмотра отчета с результатами. Эта функция доступна также и преподавателю через систему отчетов о результатах работы групп с оценочными средствами, что позволяет увидеть, какие вопросы вызывают наибольшие/наименьшие затруднения, дает возможность рефлексии и проработки «западающих» моментов (Рис. 2).

Приятным бонусом выступает наличие электронного журнала с возможностью добавления дополнительных занятий в разрезе форм контроля (практическая, самостоятельная работа, устный и письменный опрос) для выполнения домашнего задания с последующим выставлением оценок. Обучающиеся видят результаты своего труда онлайн, педагоги имеют в своем арсенале дополнительные возможности их мотивации (Рис. 3).

Работа с отчетами

Рис. 2. Работа с отчетами

Использование цифрового журнала

Рис. 3. Использование цифрового журнала

Резюмируя вышесказанное, считаем нужным остановиться на основных преимуществах цифровой платформы:

 наличие инструкции для пользователей с пошаговым описанием работы;

 высокий уровень обучающего контента курсов;

 наличие разных форм отчётов в разрезе активностей пользователей, обучающихся, среднего балла и т. д.;

 возможность создания и пополнения платформы собственными ресурсами и наработками педагогов;

 электронный журнал;

 наличие интерактивных заданий, упражнений, квизов, кейсов и т. д.

Анализируя опыт организации дистанционного обучения в весеннем семестре 2019–2020 учебного года и в текущее время, следует отметить отсутствие в регионе на сегодняшний день цифровых сервисов, адаптированных под специфику электронного профессионального обучения. Если при реализации дисциплин общеобразовательного цикла педагоги используют материалы таких сервисов, как Skysmart, Якласс, видеуроки.net и подобных, то профессиональный цикл, особенно цикл уникальных профессий и специальностей, например, входящих в ТОП-50, остается «на откуп» мастерству педагогов, которые самостоятельно осуществляют поиски учебников, подбирают подходящие практические задания. Преобразование подобной поисковой работы педагогов в «дистанционную подачу материала» трансформируется в основном технологией «Перевернутого класса»: перепиши, сфотографируй, отправь на почту. Реализация подобной технологии взаимодействия с обучающимися полностью искажает основные принципы, заложенные в основу дистанционного обучения.

«Цифровой колледж» избавляет преподавателей от длительного подбора специфического учебного материала, загромождения собственных почтовых ящиков, длительных загрузок фотоотчетов и конспектов. Экономия самого ценного ресурса в век стремительного развивающихся технологий — времени — представляет здесь особую значимость.

Кратко остановимся на некоторых проблемах, возникающим при внедрении цифровой платформы, к основным из которых можно отнести: технические проблемы; ограниченность содержания учебных материалов платформы; консерватизм педагогов.

Наибольший удельный вес занимают проблемы технического характера, обусловленные как человеческими факторами, включающими нежелание пробовать новое, недовольство появлением дополнительного функционала в четко отлаженном механизме работы IТ-сотрудников, «возрастной ценз» педагогов (в частности, в колледже водного транспорта и промышленности численность преподавателей 55+ порядка 40 %), обуславливающий определенные трудности в освоении цифровых ресурсов, так и объективными, проявляющимися в скорости интернет-подключений.

Педагоги нашего колледжа, ознакомившиеся с материалами курсов, дают высокую положительную оценку содержательной составляющей дисциплин, в частности, таких как инженерная графика, механика, электроника и электротехника, психология общения, информационные технологии в профессиональной деятельности и некоторых других. Однако, не все общепрофессиональные дисциплины нашли отражение в материалах цифровой платформы. Поэтому при условии пополнения платформы уникальными наработками и появлением созданного педагогами собственного контента ценность данной платформы может значительно возрасти.

Консерватизм педагогов, которые почти за год преимущественно дистанционного обучения подобрали себе более или менее подходящие способы организации обучения (например, СДО MOODLE, онлайн — уроки в ZOOM, Discord), удается побороть четко отлаженным механизмом системы наставничества «Педагог — педагог».

Отметим также, что родительская общественность активно призывает сконцентрировать обучение детей на одном-двух сервисах для максимальной ясности и возможности осуществления контроля за результатами обучения. «Цифровой колледж», на наш взгляд, вполне может претендовать на один из таких постоянных сервисов при условии дополнения его уникальными учебными контентами.

Литература:

  1. Акимова О. Б., Щербин М. Д. Цифровая трансформация образования: современность учебно-познавательной деятельности обучающихся / О. Б. Акимова, М. Д. Щербинин // Инновационные проекты и программы образования. — № 1. — С.27.
  2. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды. — М. Изд-во НИУ ВШЭ, 2019. — С. 85.

Ключевые слова

цифровые ресурсы, системы среднего профессионального образования, информационно-технологическая платформа издательства «Академия»
Задать вопрос