Инновационные педагогические практики профессионального образования (региональный аспект) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. Инновационные педагогические практики профессионального образования (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6363/ (дата обращения: 24.04.2024).



Инновационное развитие системы образования предполагает согласование интересов всех инициаторов изменений в образовании, что требует от системы управления понимания глубинных причин происходящего и уважения базовых интересов каждого субъекта, гибкости и перспективности реагирования на новые вызовы.

Результативность инновационной практики обусловлена эффективностью сложившейся инновационной инфраструктуры в системе образования Хабаровского края, которую составляют краевые инновационные площадки, а также конкурсы, на которых представляются инновационные программы, проекты и продукты.

Краевые инновационные площадки осуществляют деятельность в сфере образования как региона в рамках инновационных проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования и науки Хабаровского края, так и по инициативно разработанным образовательными учреждениями инновационным проектам. Эти разработки призваны повысить качество образования и его доступности во всей образовательной системе. Таким образом, инновационные площадки выступают в качестве своеобразных локомотивов инновационного движения в образовании.

Обращаясь к роли конкурсного движения как драйвера инновационных процессов в образовании, важно подчеркнуть, что такую функцию конкурсы выполняют продуктивно, если они предусматривают форматы выявления и распространения лучших практик. Проведение конкурсов инновационной направленности началось в образованных системах с 2000-х годов и сегодня они представляют сложный конгломерат. Сегодня конкурсные процедуры предоставляют возможность продемонстрировать наиболее успешные направления деятельности образовательных учреждений и имеющиеся у них перспективные разработки. Также следует подчеркнуть, что конкурсы стимулируют инновационную активность в образовательных системах в целом.

В рамках конкурсного движения Хабаровского края имеются возможности для представления, как инновационных проектов, так и продуктов — авторских разработок, уже подготовленных к трансляции в другие образовательные системы. Последнее очень важно для системы профессионального образования в целом, так как профессиональное сообщество сегодня очень нуждается в замене слабых средств передачи большого числа непроверенных практик на надежную трансляцию внутри системы небольшого количества лучших разработок.

Ключевой процедурой, поддерживающей педагогические инновации Хабаровского края, является краевой конкурс инновационных продуктов, который ориентирован на достижение трех взаимосвязанных целей:

 выявление инновационного опыта профессиональных образовательных организаций Хабаровского края,

 создание условий для распространения инноваций в региональной системе образования путем формирования банка инновационных продуктов (методик, учебных материалов, технологий и т. п.)

 организации диссеминации опыта, а также стимулирования педагогов к развитию инноваций в образовательной практике.

Краевой конкурс инновационных продуктов — это уникальная возможность заглянуть в будущее и увидеть, какими будут отдельные аспекты образовательного процесса в перспективе. Конкурс позволяет структурировать инновационный опыт работы профессиональных образовательных организаций. Впервые конкурс был проведен в 2016 году, и с тех пор более 25 образовательных организаций системы среднего профессионального образования Хабаровского края представили на нем свои наработки.

Динамично изменяющееся в соответствии с образовательными потребностями содержание представляемых на конкурс инновационных продуктов, показывает, что профессиональное образование Хабаровского края не стоит на месте, а постоянно развивается, идет в ногу со временем. Качество инновационных продуктов растет с каждым годом, так как является результатом организованной инновационной деятельности образовательных учреждений, в общем объеме видов инновационных продуктов увеличивается доля методических материалов, что повышает их востребованность педагогами и возможности их диссеминации в системе образования.

Интерес профессионалов к конкурсу растет, это выражается и в количестве заявок поданных на конкурс и в количестве педагогов желающих принять участие в испытаниях (Рисунок 1).

Активность участников краевого конкурса инновационных продуктов

Рис. 1. Активность участников краевого конкурса инновационных продуктов

Содержание представленных на конкурс продуктов различается не только по жанру, но и содержательно. Среди них имеются как продукты основанные на широком использовании информационно-компьютерных технологий в профессиональном образовании (специальные он-лайн серверы для педагогов и студентов, тематические электронные навигаторы, различные электронные образовательные ресурсы и др.), так и большое количество продуктов, носящих ярко выраженный гуманитарный характер (новые решения для управления профориентацией обучающихся, новые методики психологической и педагогической поддержки участников конкурсного движения WSR и др.). Такое сочетание инновационных продуктов на ежегодных конкурсах показывает многоаспектный и комплексный характер педагогического и управленческого поиска педагогов профессионального образования, стремящихся найти ответы на новые вызовы образованию.

Для поддержания актуальности конкурса как средства поддержки инноваций его условия совершенствуются организаторами. Так в конкурсе инновационных продуктов 2018 и 2019 году были внесены свои «инновации» — к оценке представленных работ были широко привлечены международные организации из Китая и Корее и средства массовой информации, которые по результатам общественной экспертизы вручили лучшим участникам специальные призы. В 2020 году оценку работ проводило квалифицированное жюри, состоящее из представителей федеральных агентств, инновационных центров, образовательных организаций, как Хабаровского края, так и других регионов Российской Федерации.

За пять лет проведения конкурса инновационных продуктов, были разработаны педагогические практики по следующим актуальным для профессионального образования Хабаровского края направлениям (Рисунок 2).

Анализ заявок конкурса, который проводится ежегодно, позволяет выявить их соответствие направлениям Стратегии развития системы образования.

В настоящее время, согласно Приказу Минобрнауки России от 01.11.2012 № 881 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции», под инновационной продукцией понимается товары или услуги, являющиеся новыми или существенно улучшенными по своим характеристикам, либо по предполагаемому использованию, что означает наличие значимых улучшений в технических спецификациях, компонентах и материалах, программных продуктах или других функциональных характеристиках.

Направленность инновационных продуктов педагогов профессиональных образовательных организаций

Рис. 2. Направленность инновационных продуктов педагогов профессиональных образовательных организаций

Какие же продукты были удостоены внимания в профессиональном сообществе и получили соответствующие награды в 2020 году? В номинации «Неформальное образование» победителем была признана Мазур Татьяна Викторовна, педагог Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания с проектом «Компьютерная дидактическая игра «Микропроцессоры».

В номинации «Профессия и карьера» победителями стали Хамидулина Юлия Валерьевна, Романов Юрий Вячеславович, педагоги Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума с проектом «Программа профориентационного клуба «BabyPr@».

В номинации «Сотворчество в управлении» жюри отметило проект «Сайт цикловой комиссии колледжа как образовательная платформа в условиях дистанционного обучения», разработанный автором Хабаровского технологического колледжа Прохоровой Ингой Александровной.

Проект педагогов Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре Кожевниковой Елены Александровны, Куренковой Вероники Васильевны «Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Инженерная графика» был отмечен в номинации «Доступность качества».

Проект «Апгрейд информационных компетенций педагога», подготовленный педагогами Хабаровского колледжа водного транспорта и промышленности Аграфениным Егором Викторовичем, Мельниковой Галиной Викторовной, был признан лучшим в номинации «Кадровый капитал».

В номинации «Сетевое открытое профобразование», несмотря на напряженную борьбу, жюри отметило проект «Цифровой мир финансовой грамотности», представленный педагогами Хабаровского торгово-экономического техникума Глущенко Еленой Николаевной, Ереминой Светланой Ринатовной.

В номинации «Разные и равные» победителем стал проект «Профессиональная диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья», разработанный коллективом авторов Хабаровского промышленно-экономического техникума — Карповой Ириной Викторовной, Оситнянко Яной Александровной.

Лауреатами краевого конкурса инновационных продуктов стали:

 Хачатрян Тамара Саргисовн, педагог из Хабаровского техникума техносферной безопасности и промышленных технологий, которая представила инновационный продукт «Мобильный отряд «Школа безопасности».

 Наринская Алена Евгеньевна, педагог Хабаровского технологического колледжа и ее инновационный продукт «Гуманитарный фортнайт (или две недели увлекательных занятий) как компонент технологии блокчейна».

 Носкова Елена Дмитриевна, педагог Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре, представивший инновационный продукт «Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы мехатроники» для студентов, обучающихся по специальностям 15.02.09 Аддитивные технологии, 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)».

 Тювикова Галина Павловна, педагог Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре и ее инновационный продукт «Система эффективного дистанционного обучения преподавателя общеобразовательных дисциплин в СПО на основе digital-компетенций».

 Тарасов Олег Юрьевич, Шульженко Николай Владимирович, коллектив авторов из ХИИК «СибГУТИ» факультет среднего профессионального образования, который представил инновационный продукт «Организация и управление научно-исследовательской работой студентов в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях».

 Горбунова Галина Александровна, Ефремова Анна Семеновна, Зворыгина Татьяна Юрьевна, коллектив авторов из Комсомольского-на-Амуре колледжа технологий и сервиса и их инновационный продукт «Региональный инклюзивный конкурс профессионального мастерства».

 Мальцева Ольга Александровна, Гоголева Ирина Ивановна, коллектив авторов из Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша, который представил инновационный продукт «Организация дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) в рамках формы наставничества «педагог-педагог)».

Ознакомившись с работами конкурсантов, эксперты из издательств и средств массовой информации определили педагогов-новаторов, которым готовы оказать информационную поддержку для масштабирования их инновационного продукта.

Таким образом, в рамках среднего профессионального образования Хабаровского края силами педагогов, методистов и мастеров производственного обучения создаются подчас революционные педагогические разработки. Однако до сих пор не существовало единой системы поддержки данной работы. Любой, даже наиболее выдающийся специалист, не видя внешней позитивной оценки своей работы, может утратить энтузиазм и забросить свою деятельность, вернувшись к рутинному выполнению своих обязанностей. Подхватить таких специалистов, оценить проделанную ими работу, выстроить диалог между педагогами-новаторами со всех уголков Хабаровского края явилось главной задачей краевого конкурса инновационных продуктов, который стал важным элементом инновационной инфраструктуры профессионального образования Хабаровского края, позволяющий педагогам:

 проявить творчество в профессиональной деятельности;

 развить готовность к реагированию на неожиданности;

 готовность к принятию самостоятельных решений, требующих риска;

 готовность нести за них ответственность;

 критичность в оценке своих и чужих действий.

В заключении можно отметить, что анализ хода и результатов конкурса инновационных продуктов в профессиональном образовании Хабаровского края позволяет считать их важным объектом для изучения, что помогает определять особенности инновационных процессов в системе образования и делать прогнозы. В целом конкурс инновационных продуктов демонстрирует:

 нелинейность протекания инновационных процессов в региональной системе образования;

 особенности зарождения и реализации образовательных инноваций в различных территориальных образовательных системах внутри региона;

 высокую интенсивность инновационных процессов в образовательных учреждениях и разнообразие получаемых в ходе них результатов.

Такие выводы подтверждают значение краевого конкурса инновационных продуктов как условия поддержки инновационных процессов в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Задать вопрос