Методическая разработка урока по учебному предмету «сольфеджио» с учащимися 6-го класса ДПОП в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 01.04.2021

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, Ж. Н. Методическая разработка урока по учебному предмету «сольфеджио» с учащимися 6-го класса ДПОП в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты» / Ж. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6237/ (дата обращения: 20.04.2024).



Методическое обоснование темы: урок входит в систему занятий по изучению темы «Аккорды», объемной по своим масштабам и одной из центральных в учебном предмете «Сольфеджио». Непосредственно знакомство с аккордами происходит в 1-ом классе, а их дальнейшее изучение растягивается на все годы обучения в музыкальной школе.

В основе занятия лежат различные формы работы с аккордовыми гармоническими последовательностями (так называемыми у теоретиков «цифровками»). На данном этапе у обучающихся уже имеются предварительные навыки определения аккордовых цепочек на слух. Практическая значимость урока заключается в том, что учащиеся на основе теоретических знаний и практических навыков должны почувствовать некоторую свободу в обращении с аккордами ( «слышу — строю — пою» ). И в заключение урока своеобразным открытием для них должно стать определение знакомых аккордовых построений в нотах, в «живой» музыке различных композиторов.

На организационном этапе урока необходимо уделить внимание созданию рабочей обстановки и настроить школьников на творческое мышление. Проверка домашнего задания способствует дальнейшей активизации внимания у учащихся и мотивации к активному творческому восприятию.

Темы программы: «Главные трезвучия лада», «Обращения главных трезвучий лада», «Доминантовый септаккорд», «Обращения доминантсептаккорда».

Место урока в изучаемой теме : Урок представляет собой исключительно практическое занятие, синтезирующее в себе несколько тем программы, рассредоточенных по разным классам обучения: «Главные трезвучия лада», «Обращения главных трезвучий», «Доминантсептаккорд и его обращения». Изучаемые по спиральному принципу, т. е. с постепенным углублением, все эти темы находят свое непосредственное целевое применение в настоящем практическом занятии.

Тема урока : Аккордовые гармонические последовательности на уроке сольфеджио и в произведениях различных композиторов.

Тип урока : урок закрепления полученных знаний и выработки практических умений и навыков.

Вид урока : практическая работа.

Цель урока : развитие навыков аккордового гармонического мышления и восприятия аккордовых последовательностей на слух.

Задачи урока:

Обучающие:

— упорядочить теоретические знания по превалирующим темам;

— закрепить в практических упражнениях слуховые навыки;

Развивающие:

— создать условия для активного развития гармонического слуха учащихся;

— стремиться к осознанному и точному интонированию в 3-хголосном пении;

— формировать умение оперировать классической терминологией;

Воспитательные :

— повысить у учащихся интерес к предмету путем применения различных форм ансамблевого музицирования;

— подчеркнуть взаимосвязь предмета «Сольфеджио» с другими учебными дисциплинами музыкально-теоретического цикла и произведениями мировой классической музыкальной литературы;

создать условия, способствующие формированию у учащихся интереса к классической музыке.

Основные методы:

Метод обучения

Форма деятельности

Метод вербальной передачи информации и слухового восприятия информации учащимися

- объяснение преподавателя

— рассуждения, беседа с учащимися

— фронтальный опрос

Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации учащимися

- наглядный материал (дидактические карточки с гармоническими «блоками»)

— работа с нотным текстом

Метод передачи информации с помощью практической деятельности

- определение на слух, построение и исполнение гармонических последовательностей

— анализ и определение аккордов в музыкальных произведениях

Активные формы обучения:

— индивидуальная форма работы — самостоятельное определение на слух и построение нотами аккордовых цепочек, распределение «блоков» в правильной последовательности;

— групповая форма работы — унисонное и трехголосное исполнение аккордовых цепочек, работа учащихся в группе, реализация коммуникативных навыков общения;

— привлечение обучающихся к активному мышлению путем рефлексии, основанной на субъективном осознании гармонических основ в классических музыкальных произведениях.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока : фортепиано, доска, электропиано, синтезатор, портреты композиторов, нотные издания, наглядный материал (дидактические карточки-блоки), мультимедийная аппаратура.

Целевая аудитория : учащиеся 6-го класса музыкального отделения МБУ ДО «Талнахская детская школа искусств».

Продолжительность урока : 45 минут.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний:

— повторение теоретического материала (главные ступени, трезвучия главных ступеней с обращениями, неустойчивые аккорды доминантовой группы — Д 7 с обращениями)

  1. Основная часть:

— повторение основных гармонических оборотов (рабочие «блоки»-основы: Т5 3 -S6 4 -Т5 3 , Т5 3 –Д 6 –Т5 3 , Т5 3 -Д6 4 – Т 6 , Т5 3 –S 6 –Д5 3 ).

— определение аккордовых последовательностей на слух, цифровая запись в тетради, затем запись нотами

— пение цепочки последовательно и трехголосно

— анализ аккордов в произведениях композиторов различных стран и эпох.

4. Оценка результативности урока, запись домашнего задания.

Конспект урока.

( Преподаватель ). Сегодня на уроке сольфеджио мы с вами будем работать над аккордовыми гармоническими последовательностями. Наше занятие носит чисто практический характер. Для начала давайте мы с вами вспомним, из каких аккордов складываются распространенные гармонические последовательности. А сделать это можно, только повторив определенные теоретические темы. Поэтому я предлагаю вам ответить на вопросы, подготовка к которым составляла часть вашей домашней работы.

(Вопросы учащимся) . Какие аккорды составляют основу для гармонических последовательностей? Что такое главные ступени? Какие аккорды относятся к тонической функции? Какие аккорды относятся к субдоминантовой функции? Какие аккорды входят в группу доминанты[1]?

(Ожидаемые ответы учащихся) . Гармонические последовательности складываются из аккордов, построенных на главных ступенях лада, а также их обращений. Именно эти аккорды являются основными при построении гармонических цепочек. Главными ступенями для каждого лада являются те, которые показывают его окраску: в мажоре на главных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре — минорные. Это I, IV и V ступени. Эти ступени отличаются от других ступеней тем, что имеют названия (Тоника, Субдоминанта, Доминанта).

( Преподаватель ). Молодцы. Эти темы вы помните хорошо. А теперь давайте вспомним, как мы начинали определять на слух аккордовые последовательности в тональности. Я рассказывала вам о том, что целая аккордовая цепочка — это большая постройка (например, дом или замок), которая собирается из кубиков как детский конструктор. И мы можем разобрать ее, разложить на отдельные элементы — кубики. Эти формообразующие кубики мы назвали «блоками». Сейчас мы с вами вспомним основные наши блоки, которые составляют каркас для больших построений. Это 4 главных блока:

Распределяю заготовленные карточки-блоки на доске и вместе с учащимися называем все аккорды.

( Преподаватель ). А теперь давайте вспомним, как они звучат.

Играю эти аккордовые заготовки, выделяя мелодическую линию нижнего голоса.

( Преподаватель ). Какой из трех голосов я сейчас проводила более отчетливо, акцентируя на нем ваше внимание?

(Ожидаемые ответы учащихся) . Более ярко, громко и заметно звучал нижний голос, линия баса.

( Преподаватель ). Мне тут же хочется задать вам следующий вопрос: «А для чего я его подчеркивала, зачем вам нужно слушать более внимательно именно нижний голос?»

(Ожидаемые ответы учащихся) . Именно по нижнему голосу мы точно определяем ступень, которая звучит в данный момент в басу, и, значит, можем назвать аккорд. Потому что каждый аккорд строится на своей, определенной ступени. Так, Т5 3 строится на I ступени, Т 6 на III ступени и т. д.

Двое-трое учащихся вызываются к доске и под каждым аккордом подписывают ступени.

( Преподаватель ). Теперь давайте исполним линию баса одновременно со звучанием аккордов. Я играю, и мы пропеваем ступень в нижнем голосе. Так и называем ее, какой она является по счету: «первая — первая — первая», далее будет «первая — седьмая — первая» и т. д.

Играю аккордовые блоки, одновременно пропевая вместе с учащимися мелодическую линию басового голоса.

( Преподаватель ). Что еще мы с вами заметили? Какие блоки стоят на месте, а какие из них двигаются? И в каком направлении происходит это движение?

(Ожидаемые ответы учащихся) . Первые два блока стоят на месте, показывая нам Тонику, первую ступень лада, обыгрывая ее с помощью аккордов Субдоминанты и Доминанты. А третий и четвертый блоки уходят от первой ступени; третий — движется вверх, а четвертый — вниз.

( Преподаватель ). Правильно. Вы можете у себя в тетрадях добавить к блокам стрелочки, показывающие направление движения в этих цепочках.

А теперь приступим к определению аккордов на слух. Я вам играю последовательность, а вы записываете ее в виде аккордовой цифровки.

Внимание! Гармоническая сетка прозвучит 2 раза, от начала до конца, с небольшим перерывом. Слушаем внимательно. Вот тональная настройка.

Играю тоническое трезвучие тональности Ре мажор [2] .

Аккордовая последовательность проигрывается два раза в сдержанном темпе, от начала до конца. (Т5 3 — S6 4 — T5 3 — S 6 — D5 3 — D 7 — T 3 ).

( Преподаватель ). Записали? Давайте проверим.

Учащиеся называют аккорды. В случае необходимости исправляем ошибки, проверяем движение нижнего голоса. К доске выходит один из учеников и записывает цифровку.

( Преподаватель ). Мы с вами идем далее и сейчас прослушаем и запишем еще одну последовательность. Будьте внимательны, также слушаем 2 раза.

Звучит еще одна аккордовая цепочка. (T5 3 — D6 4 — T 6 — S5 3 — S 6 — D 7 — T 3 ).

Проверяем записанные аккорды, в случае необходимости исправляем ошибки, проверяем движение нижнего голоса.

( Преподаватель ). А для дальнейшей работы нам понадобится эта последовательность в виде нотной записи.

К доске вызывается один из учеников, который в момент начала записи обнаруживает к своему и всеобщему удивлению, что нам неизвестна тональность.

( Преподаватель ). А вот, наконец, и возник перед нами вопрос — какая тональность? Предлагаю вам попробовать самим определить ее, можно попробовать «угадать»… Сегодня мы с вами работаем в тональности D dur.

Учащийся записывает аккордовую последовательность нотами [3] .

( Преподаватель ). Давайте пропоем эту цепочку. Сначала традиционно, от баса последовательно к верхнему голосу.

Теперь наоборот, сверху вниз[4].

И, наконец, наше любимое занятие, которое мы прозвали «Бутерброд»!

Невозможно, наверное, представить себе бутерброд без хлеба. Так вот, роль хлеба для нас и выполняет басовый голос, это основа, фундамент всей аккордовой постройки. Средний голос и верхний — предлагаю вам пофантазировать и самим представить, что именно будет в нашем бутерброде.

Разделяемся на 3 голоса и поем эту цепочку трехголосно, с постепенным наслаиванием голосов друг на друга.

и т. д.

Несколько раз пропеваем цепочку в трехголосном виде, стараясь добиться максимальной интонационной точности. Прослушиваем чистое звучание каждого тянущегося аккорда.

( Преподаватель ). Сейчас я вам сыграю еще раз цепочку, а вы послушаете и скажете мне, что изменилось в ней?

Играю ту же самую последовательность в одноименной тональности (ре минор).

(Ожидаемые ответы учащихся) . Последовательность была мажорная, а стала минорная. Но при этом высота звучания не изменилась, поменялось только настроение.

( Преподаватель ). Верно. Я вам сыграла аккорды в тональности ре минор , до этого у нас был Ре мажор . Что надо сделать с нашей нотной записью, чтобы вся аккордовая последовательность моментально очутилась в миноре? Как называется эта тональность по отношению к начальной тональности?

(Ожидаемые ответы учащихся) . Ре мажор и ре минор — это одноименные тональности. У них одинаковая I ступень. Поэтому можно просто поменять ключевые знаки, и мы сразу окажемся в миноре. А для аккордов доминантовой группы надо добавить повышение VII ступени.

Пропеваем аккорды в ре миноре.

( Преподаватель ). А сейчас вам предстоит совершить небольшое открытие. Но для начала вопрос — как вы думаете, зачем мы вообще так подробно изучаем и разбираем аккордовые соединения? Для чего они нам нужны?

(Ожидаемые ответы учащихся) . Мы изучаем аккорды для того, чтобы правильно их соединять друг с другом; невозможно представить себе любое музыкальное произведение без аккордов; из аккордов можно подобрать аккомпанемент к мелодии и т. д.

( Преподаватель ). А различные композиторы использовали их в своих произведениях? Соблюдали ли они правила построения таких цепочек? Или это важно только на уроках сольфеджио, при изучении теории? Как вы думаете?

(Ожидаемые ответы учащихся) [5]. Наверное, композиторы просто сочиняли музыку, не задумываясь о правилах. Главное для них было передать в звуках свои внутренние ощущения и переживания. Но, может быть, они и придерживались правил, потому что мы знаем, что все композиторы хотели совершенствоваться и изучали музыку других знаменитых композиторов.

( Преподаватель ). Вот мы сейчас это и проверим. Рассмотрим 4 произведения, которые были написаны разными композиторами.

Учащиеся, условно поделенные на 4 группы, получают на парты ноты одного из четырех произведений.

( Преподаватель ). Обратите, пожалуйста, внимание на авторов, с которыми мы работаем. Давайте их назовем. Это Иоганн Себастьян Бах, живший в эпоху барокко; Леопольд Моцарт, отец великого австрийского классика; Михаил Иванович Глинка, основоположник русской классической школы, и Сергей Васильевич Рахманинов, яркий выразитель романтических идей. Мы видим, что каждый из них обладает своим собственным стилем. Дата рождения и смерти каждого у вас указаны. Составляя ленту времени, которая хронологически отражает годы жизни, мы видим следующую картину:

И. С. Бах

Л. Моцарт

М. И. Глинка

С. В. Рахманинов

1685–1750

1719–1787

1804–1857

1873–1943

Как вы думаете, могли встречаться эти композиторы? Конечно, нет. Ведь они жили в разное время и почти все в разных странах.

Обратите внимание на названия произведений, это танцы: у зарубежных авторов — два менуэта, а у русских — две польки. Интересен для нас и тот факт, что все 4 данные произведения в оригинале написаны в одной и той же тональности. Это ре минор.

Я исполняю на фортепиано по очереди первый период каждой пьесы, а учащиеся должны проследить по нотам и «узнать» на слух то произведение, которое досталось именно им.

( Преподаватель ). И теперь ваше главное, самое интересное, задание — под нижним голосом подписать аккорды, которые мы легко можем определить по басовой линии в левой руке.

Учащиеся подписывают аккорды:

И. Бах Менуэт

Л. Моцарт Менуэт

М. Глинка Полька

С. Рахманинов Итальянская полька

( Преподаватель ). Давайте сверим, что у нас получилось? Похожи ли эти аккорды на наши записанные последовательности? Посмотрите внимательно. Мы видим почти полное совпадение!!

Заключение . Так вот оказывается, что все композиторы во все времена, и наверное, во всех странах, где только существовала теория музыки, конечно же, изучали эти аккорды, и в своих произведениях очень строго придерживались правил. И в этом вы сейчас смогли убедиться лично. Знание основ построения гармонических «цифровок» помогает вам запоминать музыкальный материал наизусть и музицировать.

Рефлексия . Постарайтесь каждый для себя решить, подумав предварительно, как же действовал композитор? Может быть, он просто «слышал» внутри себя музыку, или, например, мелодию? И не задумываясь о правилах, записывал нотами. Или сначала композитор выстраивал по всем правилам аккордовые соединения, а потом к ним присочинял мелодию? Как бы действовали вы, если бы вы были композиторами?

Оценка результативности урока и домашнее задание . По результатам работы на уроке происходит выставление дифференцированных оценок учащимся (в целях стимулирования мотивации предпочтительнее выставлять только оценки «отлично» и «хорошо»).

В качестве домашнего задания учащимся предлагается сочинить мелодию. Я предлагаю им действовать по 2-му варианту: сочинить мелодию на уже готовый гармонический каркас (тот, что в классе был записан нотами в тетради и на доске). А можно за основу взять любую из разобранных аккордовых последовательностей. «У вас, ребята, появляется уникальная возможность почувствовать себя в роли композитора».

Анализ эффективности проведения открытого урока. Урок разработан с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей учащихся старшего класса, для которых характерна активная жизненная позиция. Ведущий вид деятельности — познавательный. Поэтому именно форма поисково-творческого обучения для них актуальна на данном этапе. Большое значение я придаю эвристическому методу при общении на уроке с учащимися, предоставляя им возможность самостоятельно найти единственно верное решение, совершить небольшое открытие, опираясь на ранее изученный материал.

Литература:

  1. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М., 1985
  2. Лернер И. Дидактическая система методов обучения. М., 1980.

[1] За счет использования такой формы опроса, как фронтальный, должны быть опрошены несколько учащихся. Желательно задействовать каждого шестиклассника.

[2] Звуковысотно тональность учащимся не озвучивается. Исходя из собственного опыта, замечу, что для ребят, как правило, вопрос тональной окраски не является актуальным. Ежели кто-либо из них вспомнит о тональности и спросит, я мягко ухожу от ответа, обращая их внимание на то, что на данном этапе прослушивания это не является принципиально важным моментом. А главное – «зацепиться» за Тонику и почувствовать основу – линию баса. Или, как вариант, предлагаю каждому ученику представить себе любую тональность, например, свою любимую. Также возможно субъективное определение тональности по насыщенности, красочности звучания и цветовому ощущению гармонической последовательности. Здесь, на мой взгляд, важно постараться избавить учащихся от привычки мыслить исключительно в До мажоре.

[3] В целях экономии аудиторного времени можно вызвать к доске ученика, который быстро и сразу верно справится с заданием. Но это не всегда педагогически целесообразно. Возможно преднамеренное «приглашение» к доске одного из «слабых» или «медлительных» учеников. Как другой вариант, можно предложить игровой момент: записанная заранее на доске правильная последовательность все это время скрывалась за карточками-блоками.

[4] Возможно пропевание по голосам «вразброс», в произвольном порядке. Но данная форма работы не является главной целью настоящего урока, а также может вывести за временные рамки. Если продолжительность урока составляет более 40-45 минут, преподаватель вправе позволить себе эту форму работы.

[5] Здесь по традиции учащиеся делятся на два лагеря. Одни искренне верят, что композиторы сочиняли музыку исключительно по зову души и не задумывались о правилах соединения аккордов. Другие учащиеся твердо убеждены в том, что все композиторы знали правила и строго соблюдали их.

Задать вопрос