Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 348 раз

Библиографическое описание:

Катаева, Л. Н. Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования / Л. Н. Катаева, Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6232/ (дата обращения: 24.04.2024).



Ключевые слова: дополнительное образование, образовательный процесс, занятие, педагог.

Занятие в дополнительном образовании детей — единица образовательного процесса. В настоящее время ведется довольно много исследований, в которых ученые, обосновывая состояние и перспективы развития дополнительного образования, делают попытки обозначить позиции для характеристики современного занятия. Многие педагоги дополнительного образования ещё работают «по старинке», не учитывая мейнстримы в данной сфере, что, конечно, негативно сказывается на качестве оказываемых образовательных услуг. Именно поэтому необходимо обосновать и выдвинуть современные требования к занятию в дополнительном образовании.

Занятие подчиняется всем закономерностям образовательного процесса, в нем взаимодействуют все компоненты: общие педагогические, воспитательные и дидактические цели, содержание, методы и инструменты обучения. Вместе с этим набором на занятии в дополнительном образовании всегда присутствует двухстороннее творчество: от обучающегося и педагога. Всем известно, что педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Творческий подход генерирует новаторство на базе преобразования уже существующего опыта и создания новейших сочетаний знаний, умений, навыков, уникального результата своей деятельности. Именно в дополнительном образовании практически все педагоги являются мастерами своего дела. Такой педагог — новатор, его отличает определенное мышление, высокая степень профессионального мастерства, исследовательские риски, своё видение, инициативность, креативное мышление, энергичность, самоорганизованность, мощный мотивационный потенциал. Он интегрирует в своей работе творческие и научные инновационные подходы. Творчество ребенка — это потенциал для его развития, выявления степени значимости полученных знаний и использование их на практике, воплощение в жизни. Для педагога дополнительного образования это возможность для самореализации, созидательности, осуществление собственных идей.

По результатам сравнительного анализа урока в школе и занятия в учреждениях дополнительного образования, перечислим ряд основных характеристик занятий:

— занятие в отличие от школьного урока менее регламентировано, более разнообразно по составу субъектов, по ранжированию форм работы, наполнению различными видами деятельности;

— занятие позволяет сочетать индивидуальный труд с коллективной деятельностью;

— занятие строится на нестандартизированном программном материале, носит элемент опережения;

— занятие отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога дополнительного образования и ребенка;

— во время занятия педагог дополнительного образования практически реализует почти все важнейшие задачи, которые стоят перед ним: передает обучающимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, ценные личностные качества и компетенции, значительные для нового поколения.

Чтобы перечисленные характеристики были реализованы в образовательном процессе, важно определить требования, диктуемые дополнительным образованием. Авторы статьи придерживаются категории понятия «требование», как условия или возможности, которой должна соответствовать система. Исходя из этого, требование к занятию в системе дополнительного образования можно обозначить как условие, при котором педагог может достичь конкретных поставленных целей для развития личности ребенка, а в широком смысле реализовывать социальный заказ государства и общества.

Одной из заметных тенденций в сфере услуг для детей стало формирование сектора «эдьютейнмент» («учение с увлечением») — организаций и программ, совмещающих образовательную и досуговую (развлекательную) компоненту. Термин «edutainment» предполагает широкий круг форматов, включая, в том числе цифровые и медиаобразовательные технологии, в более узком смысле — такие форматы, как детские городки профессий, интерактивные музеи и музеи науки, «квесты», мастер-классы, научные шоу. Программы интерактивных форматов позиционируются как хорошая возможность для закрепления и расширения школьных знаний, формирования интереса к занятиям наукой и поддержки ориентации в мире современных профессий. Наряду с этим подчеркиваются возможности в развитии коммуникативных навыков, навыков командного взаимодействия. По мнению экспертов, именно система дополнительного образования сегодня предоставляет наилучшие возможности для внедрения цифровых технологий и продуктов. Особое значение цифровизация имеет с точки зрения двух ведущих характеристик потенциала дополнительного образования: персонализации и мотивации. Вероятно, талантливый педагог-профессионал может организовать увлекательное и продуктивное занятие с детьми в любом месте, используя речь и подручные средства [1]. Однако качественное дополнительное образование ассоциируется сегодня с практиками в безопасных помещениях, пространствах с современным дизайном, использованием разнообразного учебного оборудования и материалов, в том числе с «цифровой» составляющей. Познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь участниками высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. Данная идея нашла свое практическое выражение в организации модельных программ. Предыдущий год сформировал условия для применение новых форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Учитывая характеристики дополнительного образования детей, его можно считать неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования, которую можно рассматривать в качестве:

— сложившейся структуры образования, ориентированной на дальнейшее развитие жизненных деятельностно-коммуникативных умений детей, выведение их на высокий уровень компетентности к принятию обоснованных решений, контроля над жизненными проблемами;

— области перспективы развития каждого человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом;

— образовательного сообщества, участники которого имеют равные права, свободный выбор, здесь принципом выступает уважение к разнообразию и ценности индивида, неформальность ценностей и смыслов интегрированной деятельности и творчества;

— социокультурной технологии, сочетающей педагогический потенциал с развитием личности ребенка и формирующей индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в независимой деятельности.

Следовательно, дополнительное образование является катализатором для развития всего образования, а также для увеличения обхвата глобальных знаний и информации, стремительного обновления его содержания, которое будет отвечать установкам стратегии развития страны. По сути, данная область является инновационной базой для апробирования образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке [2].

Таким образом, занятие, реализуемое с учетом современных характеристик, присущих дополнительному образованию, будет соответствовать следующим требованиям:

— ориентация на выявление жизненного, познавательного и творческого опыта обучающегося, его актуализация и развитие;

— использование диагностики интересов обучающихся и их мотивации для обеспечения вариативности предлагаемых направлений деятельности и форм их осуществления;

— организация детско-взрослых образовательных сообществ, в которые войдут и обучающиеся и их родители, что позволит детям получить опыт конструктивных социальных взаимодействий;

— изучение и применение новейших достижений науки и практики, с внедрением цифровых технологий и продуктов;

— новые образовательные формы (электронное и сетевое обучение), технологии (антропологические, инженерные, визуальные) и сервисы информального образования (виртуальные читальные залы, мобильные приложения, онлайн-ресурсы) — неотъемлемый элемент занятия;

— отражение национальных, региональных и этнокультурных особенностей и формирование современных традиций.

Учитывая данные требования, занятие в сфере дополнительного образования будет инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

Литература:

  1. Буйлова, Л. Н. Концепция развития дополнительного образования детей и задачи обновления образовательной системы / Л. Н. Буйлова. — Текст: электронный // Про ДОД: [сайт]. — URL: https://prodod.moscow/archives/923 (дата обращения: 29.03.2021).
  2. Концепция развития дополнительного образования детей. — Текст: электронный // Городской методический центр: [сайт]. — URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html?print=1&tmpl=component (дата обращения: 29.03.2021).
Задать вопрос