Роль классного руководителя в обеспечении профильного обучения в классах с экологической направленностью | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Попова, О. О. Роль классного руководителя в обеспечении профильного обучения в классах с экологической направленностью / О. О. Попова, Е. А. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6146/ (дата обращения: 16.04.2024).



При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с этим для общеобразовательных учреждений становится актуальным реализация программ внеурочной деятельности и дополнительного образования различной, в частности, экологической тематики, в том числе и формирование классов с экологической направленностью.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Работа с экологическими классами предусматривает формирование личности через экологизацию обучения и воспитания. Содержание и структура такой работы построены в соответствии с логикой обучения и воспитания. [3]

Целью работы с эко-классами является формирование высоко духовно-нравственной личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемые в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с гражданским и патриотическим сознанием учащихся.

Работа с классами экологического профиля предусматривает следующие задачи:

  1. Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
  2. Формирование профориентационной деятельности с учащимися, которая реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную деятельность;
  3. . Выработка гибкой системы взаимодействия экологических классов с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьников является важнейшим звеном в воспитательной работе школьного образования и основным механизмом индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Классный руководитель, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, может создавать условия для выявления профессиональных интересов обучающихся, их намерений в отношении продолжения образования. Учитель может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив. [2]

Содержание и сущность практического опыта

Основной целью работы классного руководителя является развитие целостной личности неравнодушной к проблемам окружающей среды, способных практически решать экологические проблемы.

Содержание экологического образования имеет сложный состав, требующий как классной, так и большой внеклассной работы.

Внеклассная работа определяется как деятельность во внеурочное время на основе интересов учащихся и их самостоятельной деятельности. Одной из задач внеклассной работы по экологическому воспитанию является расширение объема знаний школьников о природе, формирование устойчивых взглядов и направленности ко всему живому и охране природной среды.

В рамках реализации проекта работы с эко классами были проведены следующие мероприятия:

— Участие в экологических акциях, например, городская экологическая акция «Синичкин день»; городская экологическая акция «Лайк природе» и «Моя клумба, грядка, сад — каждому цветочку рад!» от МАУ ДО ЦДОДД «Луч» г. Перми;

— Участие в различных научно-практических конференциях биологической и экологической направленности, проходившие на базе ПГГПУ, Пермского ГАТУ;

— Участие в олимпиадах и конкурсах («Юные таланты» при ПГГПУ, Всероссийская олимпиада школьников как по биологии так и по экологии, «Чистая вода» от агропромышленного техникума);

— Проведение профориентационных экскурсий в ПГНИУ, ПГАТУ, в аптеку сети «Планета здоровья».

— Проведение профориентационных занятий на базе МАОУ «ЭнергоПолис» по профпробам: эколог-лаборант, биолог-лаборант, умная теплица и др.

Все экскурсии, научно-практические конференции, олимпиады и конкурсы, а также мероприятия планируются с учетом возрастных особенностей учащихся. Главная цель в работе классного руководителя — помочь понять личностные смыслы общения, связанные с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. И, конечно же, надо включить в работу изучение мнения учащихся о результативности их работы, а также давать необходимую информацию родителям о внеклассных мероприятиях и достижениях учащихся.

Экологическое воспитание помогает привлечь обучающихся к решению экологических проблем в своей местности, основанную на проведении мероприятий экологической направленности, воспитать любовь и уважение к природе, ответственности за её благополучие, приобрести навыки и умения в первичной помощи природе.

Самым значимым инструментом формирования экологической культуры школьников являются походы на экологические экскурсии, в краеведческие музей, экологические лаборатории, а также самостоятельные организации школьников экологической направленности, так называемые экологические отряды. Все это является хорошим способом показать учащимся на практике, что означает быть экологически культурным и грамотным человеком [1].

Таким образом, формирование ответственного отношения к природе у детей — это сложный и длительный процесс. Его результат — это овладение знаниями, навыками и умениями, а главное желанием защищать, улучшать и облагораживать природную среду. Содержание экологического воспитания лучше усваивается учащимися с использованием различных форм деятельности. Каждая из этих форм стимулирует у обучающихся разные виды деятельности, например, игровая деятельность, развивает опят принятия решений, самостоятельная — позволяет раскрывать сущность проблемы, найти истину и др.

В заключении, хотим сказать, что результаты профориентационной деятельности классного руководителя способствуют увеличению эффективности профориентационной работы образовательного учреждения в целом.

Литература:

  1. Панфилова Т. А. Экологическое образование школьников в системе работы классного руководителя. Опят работы школы по решению задач экологического образования школьников/ Т. А. Панфилова, С. В. Зиновьева, Д. А. Варгузин. — Текст непосредственный//Молодой ученый. — № (294). — с. 307–310.
  2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8–11 классы).- М.:ВАКО, 2006. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1990.
Задать вопрос