Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу о гуманитаризации образования в области традиционного прикладного искусства

Среднее профессиональное образование
Поделиться
Аннотация
Профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства имеет огромный потенциал воспитания гармоничной личности в контексте национальных культурных традиций. Гуманитаризация образования позволяет говорить о мировоззренческом самоопределении, об общекультурных компетенциях и ценностях, а приобщение к художественной народной культуре, можно считать проявлением образованности и профессиональной компетентности художника. Традиционное прикладное искусство является проводником в мир народного искусства, которое хранит в себе духовное начало нашего народа и особое мировоззрение.
Библиографическое описание
Ермакова, М. В. К вопросу о гуманитаризации образования в области традиционного прикладного искусства / М. В. Ермакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5591.


Профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства имеет огромный потенциал воспитания гармоничной личности в контексте национальных культурных традиций. Гуманитаризация образования позволяет говорить о мировоззренческом самоопределении, об общекультурных компетенциях и ценностях, а приобщение к художественной народной культуре, можно считать проявлением образованности и профессиональной компетентности художника. Традиционное прикладное искусство является проводником в мир народного искусства, которое хранит в себе духовное начало нашего народа и особое мировоззрение.

Ключевые слова: гуманитаризация, профессиональное образование, традиционное прикладное искусство, развитие личности, принцип народности.

В современном обществе каждый человек с ранних лет включается в образовательный процесс, который реализуется развитой системой образовательных учреждений. Образование является важным общественным и государственным целенаправленным процессом, направленным на формирование и развитие личности. Именно образование позволяет не только усваивать знания и навыки, ценностные установки, но и развивать интеллектуальные, духовно-нравственные, творческие потребности человека.

На современном этапе развития социальной, экономической, профессиональной сфер предъявляются новые требования к выпускнику среднего профессионального образования. От готовности выпускника в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи решать нестандартные творческие задачи, от стремления постоянно совершенствоваться напрямую зависит его профессиональный рост, под которыми подразумеваются следующие необходимые качества: правовая, информационная, коммуникативная культура, культура предпринимательства, способность к получению новых знаний, ответственность за выполняемую работу. Цель профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи заключается не только в передаче некоторой суммы профессиональных знаний и формировании соответствующих навыков, но, что не менее важно, в развитии личности и творческих способностей студентов.

Область профессиональной деятельности выпускников –художественное проектирование и изготовление изделий традиционного прикладного искусства — тесным образом связана с творческой и исполнительской деятельностью. Чтобы выпускник был конкурентоспособен и мог продуктивно решать профессиональные вопросы, он должен быть готов к творческой деятельности, сохранению и развитию традиций федоскинского промысла и уметь создавать свои творческие изделия. И здесь встает вопрос о том, как грамотно организовать процесс подготовки студентов Федоскинского института, чтобы максимально полно раскрыть творческий потенциал обучающихся.

Для того чтобы реализовать все выше сказанное, необходимо создать условия для образовательного процесса, в котором органично сочетаются процессы воспитания, обучения и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества в гармонически развитой личности [4, с. 77].

Нами был разработан интегрированный курс в соответствии с образовательным стандартом по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы» по специализации: художник народных художественных промыслов на основе дисциплин «Русский язык», «Литература», «История». разработка интегрированных занятий требует серьезно подготовки, включающей в себя корректировку содержания рабочих программ на основе изучения результатов опроса преподавателей профессиональных дисциплин с целью определения круга тем, изучаемых по общеобразовательным дисциплинам и наиболее востребованных в профессиональном цикле (наиболее популярные сюжеты художественных произведений, исторические события, судьбы выдающихся личностей).

В основу курса положены базовые принципы отечественного образования гуманизация и гуманитаризация. Размышляя о творческой перспективе кандидат философских наук А. Ф. Павловский говорит о необходимости перехода от подготовки специалиста к подготовке культурного человека, а для этого необходима гуманитарная парадигма образования [7, с.7–8] в основе которой заложено развитие личности учащегося, его духовно-нравственного и творческого потенциала. Путь развития личности долгий и трудоемкий. Человека мало обучить важнейшим навыкам и дать узкопрофессиональные знания, необходимо воспитать личность гармоничную и духовно развитую.

Логика курса заключается в том, что изолированное преподавание этих трех дисциплин нарушает целостность восприятия культуры народа, его языка, мировоззрения, истории, самобытной материальной и духовной культуры. Идея интеграции состоит не только в объединении тем трех предметов — это требует творческого подхода педагога. Но, что более важно, в возможности акцентировать внимание обучающихся на синтезе знаний и активизации деятельности.

И здесь особое значение имеет полихудожественный подход , разработанный Б. П. Юсовым [6], позволяющий представить учащимся народную культуру целостно, в единстве отдельных понятий, явлений.

Основой преподавания русского языка является знакомство с родным словом. Слово величайшее из человеческих сокровищ. Оно связывает поколения между собой, служит каналом связи с национальной и мировой культурой. Язык выполняет ключевую роль в развитии духовной жизни народа, развиваясь в целостном историческом контексте эпохи. К. Д. Ушинский называл язык «величайшим народным наставником», который не только знакомит нас с новыми словами, но и позволяет усваивать понятия, логику языка и его философию. Что представляет богатый материал не только для духовного, интеллектуального развития личности, но и для творческого развития художника. Основу значительной части традиционных федоскинских сюжетов составляют сюжеты на основе устного народного творчества (пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки), и здесь «лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» [6, с.112]. Уникальные авторские сюжеты многих жанровых композиций созданы на основе устного народного творчества, работам даются яркие и меткие названия, например: Т. А. Дмитриева «Приехала баба из города, привезла новостей три короба», «На каждый роток не накинешь платок», Н. А. Зотов «Мил подарочек принес».

Кроме этого почетное место в творчестве художников занимают сказочные сюжеты по народным и авторским произведениям: Т. А. Дмитриева «Снегурочка», А. А. Козлова «Русская сказка», «Две лисички», С. А. Зотов «Зимняя рыбалка», А. К. Отряскин «По-щучьему велению», С. С. Чистов «Жар-птица», Н. А. Зотов «Сивка бурка» и многие другие.

Литература позволяет приобрести студентам художественно-эстетический опыт, концентрирующий в себе такие формы и компоненты как образы, типы, индивидуальности людей, модели поведения и взаимоотношений, культурные формы проявления человека, опыт развития личности. Художественные тексты ставят перед читателями огромное количество вопросов, выводят на новые просторы мировосприятия. И здесь важно направить обучающих к размышлениям, к анализу, поиску ответов на множество волнующих вопросов. Эти знания необходимы при создании творческих композиций по сюжетам художественных произведений. Это направление занимало и занимает важное место в творчестве федоскинских мастеров. Ведь творчество — это всегда поиск новых, нестандартных решений, в случае с художником, можно говорить о творческом развитии темы, заданной писателем в художественном произведении. Здесь заслуживают внимания такие работы ведущих мастеров как Е. Ю. Хомутинникова «Мастер и Маргарита», Н. М. Хижняк «Бегущая по волнам», Д. В. Рогатов «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.

Также этот курс поддерживается знаниями, получаемыми студентами по дисциплине «История». Поскольку личность раскрывается в контексте исторических событий и процессов. Н. В. Леонова «Маршал Жуков Г. К»., Н. М. Солонинкин «В. М. Ломоносов», Е. В. Городилина «В. В. Путин», М. Г. Пашинин «П. И. Чайковский», В. Д. Липицкий «Лев Толстой», М. Г. Пашинин «У грота. М. Ю. Лермонтов» и др.

Развитие профессионального образования всегда тесным образом связано как со спецификой социально-культурного развития страны, так и с общим ходом цивилизационного развития. Процессы глобализации приводят к унификации культур. Национальное и самобытное постепенно отходит все дальше и дальше, теряются связи с родной культурой, с родной землей и предками. При этом мы имеем уникальную возможность сохранять и развивать народную культуру и не терять связи с самобытным искусством пока у нас есть народные художественные промыслы. Поэтому интегрированный курс является актуальным дополнением профессиональной подготовки будущих художников народных художественных промыслов.

Образование тесно связано со всеми процессами, происходящими в обществе, что позволяет говорить о необходимости особым образом организованного образовательного пространства, которое составляет совокупность внешних условий, в которых протекает повседневная жизнь студентов, способствующая раскрытию возможностей его развития как личности. Федоскинский институт находится на действующем промысле, обладающем всеми признаками образовательного пространства или «экоэтносистемы». Это понятие в научный оборот вводит М. А. Некрасова, отмечая при этом, что основу народного искусства составляет исторически сложившаяся местная традиционная культура [3, с. 64]. Образовательное пространство на протяжении десятилетий складывается благодаря тесному взаимодействию Федоскинского института и Федоскинской фабрики лаковой миниатюрной живописи, существенный вклад в изучение и сохранение промысла вносит и Московский областной музей народных художественных промыслов. Также стоит отметить и совершенно особую атмосферу села, где каждая семья так или иначе связана с промыслом. Такое единство интересов, особая погруженность в процесс создания лаковых изделий, знание истории развития промысла по судьбам своих ближайших родственников позволяет сохранять и передавать молодому поколению уникальные знания и умения производства живописных изделий из папье-маше.

Традиционное прикладное искусство является проводником в мир народного искусства, которое хранит духовное начало народа и его мировоззрение. Искусство позволяет формировать ценностные установки и учит ценить человека.

Профессиональные образовательные учреждения в области традиционного прикладного искусства не только участвуют в сохранении самобытных уникальных промыслов, но и выполняют важную социально-культурную функцию воспитания молодого поколения в контексте национальных культурных и духовных ценностей, чему способствует гуманитаризация образования в этой области. На наш взгляд, эта область образования, как никакая другая, имеет огромный потенциал воспитания гармоничной личности. Перед образовательными учреждениями стоит важная задача сохранения и передачи подрастающему поколению духовных культурных ценностей, накопленных народом. Приоритетом становится воспитание художников народных художественных промыслов в контексте национальных культурных традиций.

Более того, народные художественные промыслы обладают уникальным набором компонентов для формирования подобной образованности. Постижение основ художественного искусства не мыслимо без изучения истории промысла и жизни отдельных мастеров, а через это и приобщение к истории всей страны, без изучения родного языка и устного народного творчества, литературы, которые К. Д. Ушинский называл основой народного образования.

А. В. Бакушинский разработал целую систему эстетического воспитания, основанную богатом практическом опыте, где основной целью художественного воспитания видел развитии культуры творческой личности на основе идеи приобщения к произведениям искусства — «творческом переживании» произведения искусства [1].

В. Ф. Максимович говорит о воспитательном и обучающем воздействии народного художественного творчества на студентов творческих профессий. «Именно выработка качеств, а не иллюстрирование искусством этических норм и правил имеет прямое отношение к процессу воспитания, создает прочную базу для нравственного, экологического, патриотического, общечеловеческого сознания» [2, с. 25].

Процесс обучения федоскинской лаковой миниатюрной живописи увлекательный и кропотливый, требующий большого терпения и самоотдачи, многократного повторения, оттачивания каждого движения, чувства цвета и в тоже время творческой смелости, новаторства. Не каждому дается шанс стать творцом лаковой миниатюрной живописи. Создание уникальных творческих работ — это высшее проявление мастерства и таланта художника. А талант — это потенциал, изначально заложенная способность индивида. Следовательно, для раскрытия потенциала необходимы определенные благоприятные условия. Талант надо развивать, а значит надо развивать, обучать, воспитывать личность. Стремление к всестороннему развитию личности — вот путь осознания и раскрытия талантов. Широкий кругозор, умение воспринимать мир всеми органами чувств, умение находить информацию, анализировать, осмысливать — все это позволяет художнику творить.

Обучение народным художественным промыслам это не только передача мастерства и формирование профессиональных навыков, но в первую очередь это воспитание культуры, как личной, так и профессиональной. Область традиционного прикладного искусства обладает огромным потенциалом воспитания и развития высокопрофессиональных специалистов, обладающих широким кругозором, сохраняющими связь с народной культурой и традициями.

Таким образом интеграционный курс, объединяющий гуманитарные дисциплины «Русский язык», «Литература», «История» является важной составляющей учебно-воспитательного процесса и позволяет подготовить высококвалифицированного специалиста, готового решать любые задачи, которые перед ним ставит профессиональная деятельность либо личные жизненные обстоятельства. Человек, имеющий широкий кругозор, обладающий высокой культурой, всегда сможет найти ответ на любой вопрос, сумеет грамотно сформулировать цели и задачи своей деятельности, сможет критически оценить достоверность и качество информации, а, следовательно, проанализировать и сделать выводы.

Образовательный потенциал народного художественного искусства позволяет воспитывать культурную личность, осознающую себя членом определённой общности, имеющей свою историю, культуру, традиции, научиться анализировать, понимать и оценивать значение декоративно-прикладного искусства, вырабатывать жизненные ориентиры.

Литература:

  1. Бакушинский А. В. Исследования и статьи. — М.: Советский художник,1981. — 350 с.
  2. Максимович В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. — М.: «Флинта», 2000. — 200 с.
  3. Некрасова М. А. Народное искусство в России в современной культуре. — М.: «Коллекция М», 2003. — 256 с.
  4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М, 1983.
  5. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство: монография. — М.: МАКС Пресс, 2014. — 100 с.
  6. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст]: В 6 т. Т.2. / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1988. — 496 с.
  7. Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы (Ежегодник Института художественного образования РАО). — М., 2003. — с. 306
  8. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». — М.: Компания Спутник +, 2004. — 253 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный