Анализ изменений в законодательстве Российской Федерации в области гражданской обороны | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 750 раз

Библиографическое описание:

Воронин, А. Н. Анализ изменений в законодательстве Российской Федерации в области гражданской обороны / А. Н. Воронин, А. Л. Пелехов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/398/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

В первой половине 2015 г. в Федеральный закон «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11. 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны были внесены существенные изменения. Они коснулись теории гражданской обороны, полномочий органов власти разного уровня, организации и порядка подготовки различных групп и категорий населения, в том числе обучающихся, в области гражданской обороны. В статье дается анализ только тех изменений, которые имеют непосредственное отношение к преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в соответствующих образовательных организациях.

Ключевые слова: правовое регулирование,нормативные правовые акты, гражданская оборона, задачи, подготовка, органы власти, полномочия.

 

В июне 2015 г. в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Далее – Федеральный закон) в целях приведения отдельных его положений в соответствие с другими нормативными правовыми актами и современными реалиями был внесен целый ряд изменений как формального, так и содержательного характера.

В первую очередь следует отметить качественное изменение понятия «гражданская оборона». После замены слов «при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" словами "при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" его содержание стало трактоваться следующим образом: «Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» [1, Ст.1].

Внесение данного изменения было связано с необходимостью привести понятийный аппарат Федерального закона в соответствие с понятийным аппаратом новой Военной доктрины Российской Федерации. В ней дается следующее определение военного конфликта: «военный конфликт – форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)» [2, п.8].

Указанное изменение повлекло аналогичные изменения по всему тексту Федерального закона:

•                в абзацах 3, 7, 8, 9,12, 15 статьи 2 Задачи в области гражданской обороны;

•                в п. 2 статьи 4 Принципы организации и ведения гражданской обороны;

•                в абзаце 5 статьи 7 Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны;

•                в абзацах 5 и 9 п. 1 и абзацах 4 и 8 п. 2 статьи 8 Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны;

Кроме того, развитие теории гражданской обороны заключается дополнением статьи 1 Федерального закона двумя новыми понятиями:

•                управление гражданской обороной - целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны.

•                система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.

Важное изменение внесено в статью 2 Федерального закона, в которой перечисляются основные задачи гражданской обороны: в первой задаче слово «обучение» заменено словом «подготовка» и в новой редакции она звучит как «подготовка населения в области гражданской обороны». Для того, чтобы уяснить смысл замены следует обратиться к понятию «обучение», которое дается в Федеральном закон «Об образовании». В нем оно трактуется следующим образом: «обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [3, Ст. 2 ]. И этот процесс рассматривается здесь применительно к деятельности образовательных организаций, а под обучающимися понимаются лица, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по различным программам. Поскольку в области гражданской обороны необходимо готовить другие группы и категории населения, в частности работающее и неработающее население, и их подготовка осуществляется по месту работу и месту жительства, то такая замена выглядит логично.

Данное изменение повлекло изменения в ряде статей Федерального закона:

- в статье 6. Полномочия Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации: определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны;

- в статье 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют подготовку населения в области гражданской обороны;

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят подготовку населения в области гражданской обороны;…

- в статье 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

- в статье 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проходят подготовку в области гражданской обороны.

Изменен пункт 1 статьи 3 Правовое регулирование в области гражданской обороны. В новой редакции он выглядит следующим образом: «Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны» [1, Ст. 3].

С одной стороны, можно говорить о расширении круга лиц, в компетенцию которых входит правовое регулирование в области гражданской обороны, а с другой стороны данное положение законодательно закрепляет уже сложившуюся практику. Например, постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 19.06. 2012 г. N 37-пг утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге, которое определяет организационные основы гражданской обороны, состав сил и средств гражданской обороны, порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Санкт-Петербурге [4].

Представлены дополнительные полномочия в области гражданской обороны федеральным органам исполнительной власти (статья 7), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления (статья 8):

- федеральные органы исполнительной власти определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне;

- органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Такова, по нашему мнению, содержание и сущность изменений, внесенных в июне 2015 г. в Федеральный закон «О гражданской обороне».

В апреле 2015 г. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2015 г. N 332 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» были внесены значительные изменения в постановления Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждения положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (далее – Постановление Правительства РФ № 841) и от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Постановление Правительства РФ № 547).

Часть из них непосредственно касается преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

В Постановление Правительства РФ № 841внесены следующие изменения.

Слова «формы обучения» заменены словами «виды обучения». Данная замена направлена на приведение понятийного аппарата в соответствие с понятийным аппаратом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором под формами обучения понимаются очная, очно-заочная или заочная формы обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также семейное образование и самообразование [3, Ст.17].

Уточнено, что обучение в области гражданской обороны проводится в «организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан » [5, Ст.4].

Изменена периодичность повышения квалификации преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность: в соответствии с новыми требованиями она должна проводиться не реже одного раза в 3 года [5, Ст.4]. Это связано с необходимостью более оперативно доводить до преподавателей в форме повышения квалификации происходящие изменения в теории и практике гражданской обороны.

Таким образом, в первой половине 2015 г. в Федеральный закон «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11. 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны были внесены изменения, знать которых необходимы преподавателям курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Литература:

  1.                Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»// Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
  2.                Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
  3.                Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
  4.                Постановление губернатора Санкт-Петербурга от 19.06.2012 г. N 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге» // Справочная правовая система «Гарант» (дата обращения: 15.10.2015).
  5.                Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11. 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»// Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
  6.                Постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, Российская Федерация, область, местное самоуправление, исполнительная власть субъектов, Постановление Правительства РФ, исполнительная власть, подготовка населения, понятийный аппарат, правовое регулирование.

Похожие статьи

Совершенствование подготовки населения по вопросам...

гражданская оборона, Российская Федерация, область, местное самоуправление, исполнительная власть субъектов, Постановление Правительства РФ, исполнительная власть, понятийный аппарат, правовое...

Гражданская оборона в современных условиях

гражданская оборона, Российская Федерация, область, местное самоуправление, исполнительная власть субъектов, Постановление Правительства РФ, исполнительная власть, понятийный аппарат, правовое...

Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной...

«О Правительстве РФ» Правительство РФ лишь осуществляет эту власть, являясь коллегиальным органом государственной власть, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

В настоящее время нормативно-правовое регулирование органов исполнительной власти Российской Федерации базируется на положениях Конституции РФ и Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010)...

Современная система гражданской обороны в Российской...

гражданская оборона, Российская Федерация, область защиты, ситуация, образовательная деятельность, подготовка населения, программа, дошкольное образование, местное самоуправление, высшее образование.

Сущность государства в статусе органов государственной власти

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, представительная демократия, гражданское общество, прямая демократия, орган, часть, официальная публичная власть.

Актуальные вопросы по определению номенклатуры и объемов...

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской...

Безопасность населения на территории местного...

пожарная безопасность, Российская Федерация, тушение пожаров, орган, область защиты населения, местное самоуправление, исполнительная власть, личной состав, государственный пожарный надзор, городской округ.

Взаимодействие государственных органов власти и органов...

Основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: - правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления

Похожие статьи

Совершенствование подготовки населения по вопросам...

гражданская оборона, Российская Федерация, область, местное самоуправление, исполнительная власть субъектов, Постановление Правительства РФ, исполнительная власть, понятийный аппарат, правовое...

Гражданская оборона в современных условиях

гражданская оборона, Российская Федерация, область, местное самоуправление, исполнительная власть субъектов, Постановление Правительства РФ, исполнительная власть, понятийный аппарат, правовое...

Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной...

«О Правительстве РФ» Правительство РФ лишь осуществляет эту власть, являясь коллегиальным органом государственной власть, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

В настоящее время нормативно-правовое регулирование органов исполнительной власти Российской Федерации базируется на положениях Конституции РФ и Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010)...

Современная система гражданской обороны в Российской...

гражданская оборона, Российская Федерация, область защиты, ситуация, образовательная деятельность, подготовка населения, программа, дошкольное образование, местное самоуправление, высшее образование.

Сущность государства в статусе органов государственной власти

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, представительная демократия, гражданское общество, прямая демократия, орган, часть, официальная публичная власть.

Актуальные вопросы по определению номенклатуры и объемов...

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской...

Безопасность населения на территории местного...

пожарная безопасность, Российская Федерация, тушение пожаров, орган, область защиты населения, местное самоуправление, исполнительная власть, личной состав, государственный пожарный надзор, городской округ.

Взаимодействие государственных органов власти и органов...

Основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: - правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления

Задать вопрос