Развитие творческого потенциала - одна из задач проекта «Доброжелательная школа» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.

Дата публикации: 25.12.2020

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Клемешова, Н. С. Развитие творческого потенциала - одна из задач проекта «Доброжелательная школа» / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5888/ (дата обращения: 24.04.2024).



Ключевые слова: доброжелательная школа, обучающийся, творческие способности, барельеф, декупаж, правополушарное рисование, тестопластика.

С 2020 года в Белгородской области реализуется проект «Доброжелательная школа». Проект нацелен на то, чтобы ребенок обучался в благоприятной, дружественной и комфортной среде. Образовательное учреждение должно стать тем местом, где школьник хочет учиться, а педагог — учить. В доброжелательной школе дети с разными способностями учатся с удовольствием и пользой для собственного будущего, всем ученикам предоставляется максимально широкое поле возможностей, все они самоценны и признаны [2]. В доброжелательной школе каждого ребёнка учим понимать, что такое успех, и учим быть успешным, то есть ставить цели и достигать их. При таком подходе каждый ученик ощутит успех: один — в учении, другой — в спорте, третий — в творчестве и т. п.

Развитие творческого потенциала учащихся — одна из задач обучения в доброжелательной школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?

В своей работе мы стараемся применять различные методики, использовать нетрадиционные материалы, чтобы процесс обучения сделать увлекательным и интересным. Одной из таких методик является — тестопластика. В преддверии нового года с первоклассниками сделали подарочный сувенир для родителей — «Новогоднюю подкову» (Рис.1). Соленое тесто заготовили заранее. Сначала раскатали жгутик, выложили на доске для лепки и придали форму подковы. Затем украсили поделку стразами, бусами, дали возможность ей высохнуть.

Поделка «Новогодняя подкова»

Рис. 1. Поделка «Новогодняя подкова»

Когда «подкова» подсохла — раскрасили гуашевыми и акварельными красками и в завершении посыпали блестками. Этот вид работы принес детям радость, ведь каждый вкладывал в поделку частичку своей души.

Чтобы у обучающихся возникли первые представления о таком виде искусства, как барельеф, с детьми первых классов используем специальные наборы для творчества. В этих наборах предлагается все необходимое по отливке барельефов — специальные формы, материал, краски и кисточки для раскрашивания. И каждое занятие по созданию барельефа превращается в увлекательнейший урок, ведь используемый материал быстро затвердевает, и дети быстрее приступают ко второму этапу — раскрашиванию.

Вместе с детьми сначала насыпали гипс в глубокую емкость, затем наливали воду в соотношении 3 части гипса на 2 части воды. Размешивали и доводили до состояния жидкой сметаны. Формочки устанавливали на ровную горизонтальную поверхность и заливали смесь в формочки. Дали хорошо просохнуть. Аккуратно вынимали заготовки из формочек и раскрашивали первоклассники барельефы на свой вкус (Рис.2).

Поделка «Барельеф — морские обитатели» Поделка «Барельеф — морские обитатели»

Рис. 2. Поделка «Барельеф — морские обитатели»

Увлекательным занятием для обучающихся оказалась работа в технике декупаж. Декупаж — это способ декорирования различных предметов и поверхностей, который заключается в вырезании изображений с последующим наклеиванием и лакированием [3, с.4]. В настоящее время мотивы (или картинки) чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название — салфеточная техника. Но мы решили взять для работы декупажные карты. Деревянную разделочную доску — основу для декупажа — покрыли белой гуашевой краской. Затем из декупажных карт дети вырезали понравившихся им персонажей: зайчиков, цыплят и др. Далее располагали элементы декупажной карты на дощечке, наносили клей на элементы декупажной карты. Это работа требовала сосредоточенности и особого старания от ребят, т. к. кисточкой с клеем необходимо промазывать картинку от центра к краям, чтобы не получилось складочек на деталях.

Работы в технике декупаж

Рис. 3. Работы в технике декупаж

Последним этапом становилось наклеивание фрагмента на досочку. Чтобы избежать неровностей, использовали сухую тряпочку, которой потихоньку разглаживали рисунок на деревянной основе (Рис.3).

В своей работе применяем с детьми также и правополушарное рисование. Данный метод в корне отличается от стандартного обучения. При таком рисовании мы не следуем логике и знаниям, а рисуем эмоциями, чувствами, интуицией и фантазией, при этом получают настоящее удовольствие. В чем суть этой методики? Наш мозг разделен на два полушария: левое и правое. Левое отвечает за логику и следует правилам (Л-режим). Правое же работает с интуицией, вдохновением, чувствами (П-режим). Именно в правой стороне мозга рождается фантазия. Мы рисуем интуицией: линиями и цветом «как есть». Сравниваем формы, размеры, соотносим свет и тень и т. д. [2]. Многие люди говорят, что у них нет таланта и им не дано рисовать. Но, попробовав метод правополушарного рисования, удивлены тем, как хорошо у них получилось. Те, кто опробовали данный метод рисования, начинают любить сам процесс. Он избавляет от стресса и дает положительный отклик на повседневную жизнь. Это своего рода психотерапия: наносить сочные мазки краски на бумагу, не задумываясь о том, что должно получиться. Радуемся прикосновению кисти к холсту, «примеряем» разные оттенки под свое настроение.

Рисунки в таком варианте невозможно испортить и это создает ситуацию успеха для детей. Для работы «Осенняя веточка» в этой технике мы использовали гуашь, воду, сухую тряпочку и кисти разных размеров. Сначала «загрунтовывали» лист бумаги, т. е. покрывали его белой гуашевой краской. Затем для создания фона ставили цветные точки по всему листу.

Осенняя веточка

Рис. 4. Осенняя веточка

Цвета подбирали в зависимости от сюжета картины — дети рисовали осеннюю веточку, поэтому брали желтые, красные, зеленые оттенки. После этого набирали на кисточку белую краску и растушевывали. Когда фон высох, начинали рисовать веточку и листочки.

В доброжелательной школе умеют приносить радость друзьям, здесь любят праздники, сами придумывают их — для себя и для других. К праздникам у нас особое отношение. Инсценировка, постановка спектаклей и танцевальных номеров — все это способствует развитию творческих способностей у детей. И к этому должно быть особое отношение — как к обновлению, придающему развитие, движение, ускорение. Итоги надо подводить красиво, результаты предъявлять тех людей, которые эти результаты делают, потому что признание достижений, анализ ошибок, слова благодарности нужны здесь и сейчас, в этот короткий для истории, но такой значимый в жизни человека период времени [1].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: школа — это образовательная площадка для развития интеллектуальных, творческих, спортивных способностей учеников. Школа, как и семья, развивает и формирует личность. Ученику XXI века предстоит жить в постоянно меняющемся глобализованном мире, поэтому усилия доброжелательной школы направлены на формирование умения адаптироваться и постоянно учиться новому.

Литература:

  1. Доброжелательная школа: в поисках истины https://stsh16.jimdofree.com
  2. Правополуашарное рисование https://www.livemaster.ru/topic/
  3. С. Рощупкина. «Декупаж. Лучшая книга о декорировании», 2012
Задать вопрос