Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.10.2017

Статья просмотрена: 734 раза

Библиографическое описание:

Бондина, Н. А. Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития / Н. А. Бондина, Л. Ю. Коренева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2738/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Ключевые слова: ориентировка в пространстве, дошкольная образовательная организация, дети с задержкой психического развития

Недостаточность сформированности пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, и проявляется в нарушениях графической деятельности, в трудностях овладения чтением, письмом и математическими операциями

Современное дошкольное образование опирается на личностно ориентированный подход, который обеспечивает раскрытие у дошкольника личностных качеств и способностей. Развитие пространственных и временных представлений у дошкольников формируется медленно, с одной стороны — это связано с недостаточно развитой наблюдательностью, восприимчивостью, логическим мышлением, с другой — с небольшим накоплением жизненного опыта ребенка.

Психологи отмечают, что у детей с ЗПР развитие высших психических функций сильно отстает. Это ограничивает потребность ребенка в общении и его познавательный потенциал, способность к получению и усвоению новых знаний. Следствием такого ограничения являются недостаточно сформированные пространственные и временные представления, затруднения в ориентировке в схеме тела и анализе структуры предмета, которые определяют развитие речевого развития и мыслительных процессов: восприятия, памяти, формирования понятий, решения задач, воображения, логики и являются фундаментом сенсорной интеграции, социализирующим ребенка к действительности окружающего мира. Нарушения умений ориентироваться в пространстве у дошкольников с задержкой психического развития обусловлено их неспособностью перерабатывать вербально или невербально пространственную информацию. А также недостаточно развиты базисные пространственные ориентировки и представления, их словесные обозначения и отражение в продуктивных видах образовательной деятельности.

Система коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений и функций у дошкольников с ЗПР основана на методах наблюдения и объяснения расположения предметов на плоскости или в пространстве и является главным звеном в формировании успешного обучения будущего школьника. В процессе педагогического мониторинга на протяжении всего учебного периода, направленного на выявление уровня развития у детей пространственно-временной ориентировки, изучались: ориентировка в «схеме собственного тела», умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, понимание и употребление предлогов, понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные отношения. Проанализировав полученные результаты педагогами было выявлено, что у данной категории детей наблюдается несформированность даже самых элементарных уровней овладения пространственных представлений (схемы тела), не говоря уже о трудностях анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, так же трудности при ориентировке на листе бумаги, еще сложнее отразить это в собственной речи.

Для более результативной работы педагогами создана картотека игр-пятиминуток, дидактических и подвижных игр, разработан альбом «Смекалочка», содержащий игровые и дидактические упражнения на формирование и развитие всех компонентов пространственной ориентировки.

Для достижения поставленной цели и решения коррекционно-образовательных задач работа по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР включила четыре этапа. На первом этапе педагоги учили детей ориентироваться в схеме собственного тела, для этого в организационные моменты добавляли игры-пятиминутки «Моя правая рука делает так», «Весёлая геометрия», загадки про части тела и стихотворные физкультминутки «Легкая забава», «Аист длинноногий». Игры и упражнения позволили сформировать у дошкольников умение ориентироваться относительно себя. Для достижения цели второго этапа — развитие ориентировки в окружающем пространстве, в непосредственно-образовательную деятельность включены занятия — квесты «Там на неведомых дорожках», «Сокровища Джека Воробья», дидактические игры «Доскажи словечко», «Наоборот», подвижные игры «Автомобили», «Птички на дереве». На третьем этапе дети учились ориентироваться на плоскости — придумывали лабиринты, карты-схемы, шифровки, писали графические диктанты. На четвертом этапе специалисты знакомили детей с временными представлениями, для этого была разработана система занятий по окружающему миру «Круглый год», консультации для родителей о работе над временными представлениями дома, в рамках родительского клуба организован мастер-класс «Сказки о времени». На протяжении всей коррекционно-развивающей работы особое внимание уделялось активизации словарного запаса детей: применение в речи предлогов и наречий, согласование слов в предложении.

Решение поставленных задач невозможно без тесного взаимодействия всех специалистов детского сада: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателей, роль которых совершенствовать у детей с ОВЗ практические умения и навыки, полученные в ходе непосредственно-образовательной деятельности. Одним из важных условий успешного формирования у детей пространственной ориентировки является вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, повышение их педагогической компетенции. При поддержке родителей организовано музыкально-познавательное мероприятие «Вокруг света за 30 минут», созданы авторские дидактические игры «Путешествие кораблика», «Зелёный лабиринт». Только тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса значительно позволило повысить уровень знаний пространственно-временных представлений у детей с ЗПР и достичь поставленных целей в коррекционно-развивающей работе.

Итоги промежуточного педагогического мониторинга доказали, что разработанная педагогами система занятий, игр и упражнений эффективна. В результате уровень сформированности пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР существенно повысился. В дальнейшем специалисты планируют продолжить работу по формированию навыков пространственной ориентировки у детей с ЗПР.

Основные термины (генерируются автоматически): представление, ребенок, коррекционно-развивающая работа, пространственная ориентировка, дошкольная образовательная организация, лист бумаги, непосредственно-образовательная деятельность, образовательный процесс, психическое развитие, собственное тело.

Похожие статьи

К вопросу формирования пространственных представлений...

представление, ребенок, пространственная ориентировка, коррекционно-развивающая работа, собственное тело, психическое развитие, образовательный процесс... Пространственные и пространственно-временные...

представление, ребенок, пространственная ориентировка...

представление, ребенок, пространственная ориентировка, коррекционно-развивающая работа, собственное тело, психическое развитие, образовательный процесс...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения.

Пространственные и пространственно-временные...

собственное тело, представление, психическое развитие, личная сфера, когнитивное развитие ребенка, составляющая, дошкольный возраст, психическая деятельность, психическая активность, психическое...

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Коррекционно-развивающая работа включает: - выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Поэтому цель данной работы в ОУ является совершенствование коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования...

Формирование пространственных представлений...

Рассматриваются особенности формирования пространственных функций у детей с речевыми нарушениями. Затрагиваются вопросы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию...

Потребность в повышении эффективности коррекционно-образовательного процесса натолкнула на поиск и разработку новых технологических приемов Г. Н. Градову и Ю. Г. Воронину [4]. В практике работы по формированию пространственных представлений у...

Похожие статьи

К вопросу формирования пространственных представлений...

представление, ребенок, пространственная ориентировка, коррекционно-развивающая работа, собственное тело, психическое развитие, образовательный процесс... Пространственные и пространственно-временные...

представление, ребенок, пространственная ориентировка...

представление, ребенок, пространственная ориентировка, коррекционно-развивающая работа, собственное тело, психическое развитие, образовательный процесс...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения.

Пространственные и пространственно-временные...

собственное тело, представление, психическое развитие, личная сфера, когнитивное развитие ребенка, составляющая, дошкольный возраст, психическая деятельность, психическая активность, психическое...

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Коррекционно-развивающая работа включает: - выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Поэтому цель данной работы в ОУ является совершенствование коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования...

Формирование пространственных представлений...

Рассматриваются особенности формирования пространственных функций у детей с речевыми нарушениями. Затрагиваются вопросы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию...

Потребность в повышении эффективности коррекционно-образовательного процесса натолкнула на поиск и разработку новых технологических приемов Г. Н. Градову и Ю. Г. Воронину [4]. В практике работы по формированию пространственных представлений у...

Задать вопрос