Введение
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Далее — ФОП ДО) одной из целей ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Эмоциональное благополучие напрямую соотносится с развитием эмоционального интеллекта. Умение управлять своими эмоциями, понимать эмоции других детей и взрослых, умение контролировать свое поведение при помощи волевых навыков — это достаточно сложное образование в детском психофизиологическом развитии. В связи с этим, проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной и решение этой проблемы сопряжено с множеством педагогических и психологических факторов.
Степень изученности проблемы
На протяжении многих лет учеными исследуются психические познавательные процессы и эмоциональная сфера детей. Мэтры дошкольного образования рассматривают этот феномен как один из наиболее важных.
Авторы Е. В. Алдошина, Т. С. Чебакова считают, что игры помогают ребенку осознавать, понимать, регулировать и выражать свои эмоции. В игре у ребенка формируется сочувствие, толерантность и социальные навыки. Играя, ребенок учится следовать правилам игры, взаимодействовать с другими детьми, понимать и принимать социальные нормы и выражать подавленные чувства в безопасной обстановке [1].
Коллектив авторов З. К. Бгуашева, З. М. Казиева, С. П. Можанова в эмоциональное развитие дошкольников включают игровые технологии. В процессе исследования авторами подтверждено, что игра позволяет детям работать с внутренними переживаниями и эмоциями, а также стабилизировать свое эмоциональное состояние. Затронута тема развития эмоционального интеллекта, как важного аспекта социальной адаптации [2].
Л. А. Емельянова, И. Л. Стибунова поднимают проблему развития эмоциональной сферы у дошкольников, считая, что есть необходимость формирования у детей представлений об эмоциональных процессах с раннего возраста. Важно научить ребенка нейтрализации своих негативных эмоциональных состояний [3].
Интересным, актуальным является учебно-методическое пособие авторов Н. Б. Трофимовой и Е. М. Беспаленко «Основы психологии семьи (формирование системы компетенций в сфере фамилистики)». Показан современный взгляд на формирование семейного сознания, как важного условия при создании семьи, где будут рождаться дети. В семейном сознании рассматривается совокупность эмоциональных, когнитивных, мотивационных, ценностно-нормативных и других компонентов. Ценность данного издания в разработанных авторами иллюстрированных кейсов, которые отражают проблемы эмоционального развития ребенка в семье [4].
Нельзя не отметить авторов, посвятивших свои труды развитию эмоциональной сферы дошкольников, таких как: Е. А. Белецкая, Л. С. Выготский, Е. А. Дидык, С. Дубовец, Е. И. Изотова, А. В. Запорожец, Н. Л. Кряжева, Т. Ю. Сироткина, В. А. Сухомлинский, Н. В. Черепкова и др.
Анализ множества статей, диссертаций, учебных пособий послужил для определения цели исследования — рассмотрение проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.
Рис. 1. Модель развития эмоциональной сферы дошкольников
Для достижения цели была разработана модель развития эмоциональной сферы дошкольников. Модель имеет следующую структуру: цель; направления диагностики и развития эмоциональной сферы дошкольников; содержательный компонент (педагогические условия и педагогические принципы); педагогические методы (игровые; наглядные; практические, словесные); развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 126»; эффективные педагогические технологии; результат: достижение целевых ориентиров развития эмоциональной сферы дошкольников.
Одним из важнейших направлений развития эмоциональной сферы дошкольников является развитие интеллектуальных, эстетических, нравственных чувств. Они способствуют развитию эмоционального интеллекта и формируют личность, умеющую строить отношения с другими людьми, умеющую сопереживать и оказать моральную поддержку.
Диагностика уровня развития эмоциональной сферы проводится при помощи решения простых детских кейсов (ситуаций). В соответствии с требованиями ФГОС ДО в детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
При проведении занятий (реализация ФОП ДО) формируется способность к эмоциональной децентрации, когда у дошкольника появляется чувство дружбы, а источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с другими детьми.
Атрпедагогика способна корректировать эмоции, а физическая культура позволяет освободиться от негативных эмоций. Например, одна из функций артпедагогики — воспитательная, она формирует морально-эстетические, коммуникативно-рефлективные основы личности. Изменяя эмоциональное состояние в позитивную сторону, артпедагогика содействует социокультурной адаптации ребенка, которое эмоционально привлекательно. Вся педагогическая деятельность по развитию эмоциональной сферы дошкольников ведется с соблюдением педагогических принципов и опираясь на педагогические условия.
Реализация модели позволила сделать следующие выводы : возрастной период от 4 до 7 лет является сензитивным для развития эмоциональной сферы по причине снижения амбивалентности, инверсий и повышение дифференциации позитивных и негативных эмоций; развитие эмоциональной и когнитивной сфер находятся в тесном взаимодействии и высокий уровень интеллекта (в соответствии с возрастом) соответствует высокому уровню эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста; у дошкольников наблюдаются тесные положительные связи между когнитивной сферой и эмоциональным отношением к игровой деятельности.
Литература:
- Алдошина, Е. В. Игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст] /Е. В. Алдошина, Т. С. Чебакова // В сборнике: Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики. — 2017. — С. 22–24.
- Бгуашева, З. К. Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников [Текст] / З. К. Бгуашева, Казиева З. М., Можанова С. П. // В сборнике: Академическая наука — проблемы и достижения. 2018. — С. 49–52.
- Емельянова, Л. А. К проблеме изучения эмоциональной сферы дошкольников [Текст] /Л. А. Емельянова, И. Л. Стибунова // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд. — 2018. — С. 222–225.
- Трофимова Н. Б., Беспаленко Е. М. Основы психологии семьи (формирование системы компетенций в сфере фамилистики): учебно-методическое пособие для магистрантов психолого-педагогического факультета, обучающихся по направлению 44.04.02. Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2023, — 96 с.

