Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников

Развитие дошкольника
26.11.2025
11
Поделиться
Аннотация
Автор поднимает проблему развития эмоциональной сферы дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Разработана и реализуется модель, как система работы в данном направлении. Предлагается авторская позиция педагогического воздействия на эмоциональную сферу ребенка с учетом требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Библиографическое описание
Родюкова, Л. А. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников / Л. А. Родюкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10583.


Введение

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Далее — ФОП ДО) одной из целей ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Эмоциональное благополучие напрямую соотносится с развитием эмоционального интеллекта. Умение управлять своими эмоциями, понимать эмоции других детей и взрослых, умение контролировать свое поведение при помощи волевых навыков — это достаточно сложное образование в детском психофизиологическом развитии. В связи с этим, проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной и решение этой проблемы сопряжено с множеством педагогических и психологических факторов.

Степень изученности проблемы

На протяжении многих лет учеными исследуются психические познавательные процессы и эмоциональная сфера детей. Мэтры дошкольного образования рассматривают этот феномен как один из наиболее важных.

Авторы Е. В. Алдошина, Т. С. Чебакова считают, что игры помогают ребенку осознавать, понимать, регулировать и выражать свои эмоции. В игре у ребенка формируется сочувствие, толерантность и социальные навыки. Играя, ребенок учится следовать правилам игры, взаимодействовать с другими детьми, понимать и принимать социальные нормы и выражать подавленные чувства в безопасной обстановке [1].

Коллектив авторов З. К. Бгуашева, З. М. Казиева, С. П. Можанова в эмоциональное развитие дошкольников включают игровые технологии. В процессе исследования авторами подтверждено, что игра позволяет детям работать с внутренними переживаниями и эмоциями, а также стабилизировать свое эмоциональное состояние. Затронута тема развития эмоционального интеллекта, как важного аспекта социальной адаптации [2].

Л. А. Емельянова, И. Л. Стибунова поднимают проблему развития эмоциональной сферы у дошкольников, считая, что есть необходимость формирования у детей представлений об эмоциональных процессах с раннего возраста. Важно научить ребенка нейтрализации своих негативных эмоциональных состояний [3].

Интересным, актуальным является учебно-методическое пособие авторов Н. Б. Трофимовой и Е. М. Беспаленко «Основы психологии семьи (формирование системы компетенций в сфере фамилистики)». Показан современный взгляд на формирование семейного сознания, как важного условия при создании семьи, где будут рождаться дети. В семейном сознании рассматривается совокупность эмоциональных, когнитивных, мотивационных, ценностно-нормативных и других компонентов. Ценность данного издания в разработанных авторами иллюстрированных кейсов, которые отражают проблемы эмоционального развития ребенка в семье [4].

Нельзя не отметить авторов, посвятивших свои труды развитию эмоциональной сферы дошкольников, таких как: Е. А. Белецкая, Л. С. Выготский, Е. А. Дидык, С. Дубовец, Е. И. Изотова, А. В. Запорожец, Н. Л. Кряжева, Т. Ю. Сироткина, В. А. Сухомлинский, Н. В. Черепкова и др.

Анализ множества статей, диссертаций, учебных пособий послужил для определения цели исследования — рассмотрение проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Модель развития эмоциональной сферы дошкольников

Рис. 1. Модель развития эмоциональной сферы дошкольников

Для достижения цели была разработана модель развития эмоциональной сферы дошкольников. Модель имеет следующую структуру: цель; направления диагностики и развития эмоциональной сферы дошкольников; содержательный компонент (педагогические условия и педагогические принципы); педагогические методы (игровые; наглядные; практические, словесные); развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 126»; эффективные педагогические технологии; результат: достижение целевых ориентиров развития эмоциональной сферы дошкольников.

Одним из важнейших направлений развития эмоциональной сферы дошкольников является развитие интеллектуальных, эстетических, нравственных чувств. Они способствуют развитию эмоционального интеллекта и формируют личность, умеющую строить отношения с другими людьми, умеющую сопереживать и оказать моральную поддержку.

Диагностика уровня развития эмоциональной сферы проводится при помощи решения простых детских кейсов (ситуаций). В соответствии с требованиями ФГОС ДО в детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

При проведении занятий (реализация ФОП ДО) формируется способность к эмоциональной децентрации, когда у дошкольника появляется чувство дружбы, а источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с другими детьми.

Атрпедагогика способна корректировать эмоции, а физическая культура позволяет освободиться от негативных эмоций. Например, одна из функций артпедагогики — воспитательная, она формирует морально-эстетические, коммуникативно-рефлективные основы личности. Изменяя эмоциональное состояние в позитивную сторону, артпедагогика содействует социокультурной адаптации ребенка, которое эмоционально привлекательно. Вся педагогическая деятельность по развитию эмоциональной сферы дошкольников ведется с соблюдением педагогических принципов и опираясь на педагогические условия.

Реализация модели позволила сделать следующие выводы : возрастной период от 4 до 7 лет является сензитивным для развития эмоциональной сферы по причине снижения амбивалентности, инверсий и повышение дифференциации позитивных и негативных эмоций; развитие эмоциональной и когнитивной сфер находятся в тесном взаимодействии и высокий уровень интеллекта (в соответствии с возрастом) соответствует высокому уровню эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста; у дошкольников наблюдаются тесные положительные связи между когнитивной сферой и эмоциональным отношением к игровой деятельности.

Литература:

  1. Алдошина, Е. В. Игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст] /Е. В. Алдошина, Т. С. Чебакова // В сборнике: Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики. — 2017. — С. 22–24.
  2. Бгуашева, З. К. Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников [Текст] / З. К. Бгуашева, Казиева З. М., Можанова С. П. // В сборнике: Академическая наука — проблемы и достижения. 2018. — С. 49–52.
  3. Емельянова, Л. А. К проблеме изучения эмоциональной сферы дошкольников [Текст] /Л. А. Емельянова, И. Л. Стибунова // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд. — 2018. — С. 222–225.
  4. Трофимова Н. Б., Беспаленко Е. М. Основы психологии семьи (формирование системы компетенций в сфере фамилистики): учебно-методическое пособие для магистрантов психолого-педагогического факультета, обучающихся по направлению 44.04.02. Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2023, — 96 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников в процессе игровой деятельности
Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Создание психоэмоционального комфорта детей в образовательном процессе дошкольной организации
Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте
Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей
Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации
Роль педагога в развитии эмпатии и саморегуляции у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО
Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада

Молодой учёный