В статье автор предлагает разнообразные формы работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи при составлении рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ.
Ключевые слова: составление рассказов по картине, ТРИЗ, логопедическая работа, игровой формат, дошкольники.
Цель : Формирование умения составлять рассказ по картине.
Задачи :
— Совершенствовать умение составлять рассказы об объекте картины, используя имена признаков (место, действие, время, направление, характер, цвет, форма, размер, материал, влажность, рельеф).
— Формировать умения строить описание, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания, используя союз «потому что» и «как».
— Активизировать словарь признаков по теме: характеристика человека-воина, отца (смелый, сильный, ловкий, честный, быстрый, внимательный, осторожный, храбрый, отважный, бесстрашный, умный, решительный, заботливый, добрый); характеристика неживых объектов по цвету, форме, материалу и т. д.
— Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к Родине, поддерживать интерес детей к истории страны, развивать чувство гордости за служение и верности народа интересам страны.
— Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на плоскости.
— Развивать инициативу и самостоятельность в индивидуальной работе, парами и малых подгруппах.
Предварительная работа: дети знакомятся с картиной с помощью игры «подзорная труба» рассматривают объекты, педагог рассказывает историю создания картины художником.
Материалы и оборудование : репродукция картины Шумилова Вячеслава Фёдоровича «Весна 1945-го», коврограф, коврографы индивидуальные, карточки-части картины, карточки-схемы имен признаков, карточки-схемы «линейка признаков», «Карусель», бумага, карандаши, мелки, фломастеры.
Мотивационно-организационный этап занятия
Педагог вносит в группу коврограф (рис. 1), на котором обозначена рамка картины, и хаотично разбросаны карточки с объектами картины Шумилова В. Ф. «Весна 1945-го», 1989.
Дети рассматривают коврограф, вспоминают название картины и ее автора (педагог открывает картину (рис. 2), соотносят расположение объектов на картине и карточек с объектами на коврографе.
|
|
Рис. 1. Коврограф |
Рис. 2. Картина Шумилова В. Ф. «Весна 1945-го», 1989. |
Деятельностный этап занятия
1. Работа в парах на индивидуальных коврографах
Логопед предлагает игры «Исправь ошибку?», «Кто дружит?»
Дети :
— делятся на пары;
— находят объекты на карточках, располагают на индивидуальных коврографах (рис 3), ориентируясь на местоположение объекта на картине;
— сверяют свои действия с работой других детей;
— соединяют «дорожками» объекты;
— обосновывают свой выбор используя понятия центральная часть, левая — правая, нижняя — верхняя части картины; правый — левый, верхний — нижний углы картины («мосток и шайка дружат, потому что они деревянные», «Папа и мальчик дружат, потому что они родственники»).
Ожидаемые результаты: дети умеют выбирать объекты, принадлежащие изображению на картине, могут составить схему расположения объектов на плоскости. Составляют короткие рассказы-рассуждения из двух-трех предложений с союзом «потому что».
Рис. 3. Индивидуальный коврограф с карточками-объектами картины
2. Подбор признаков игра «Карусель»
Логопед предлагает поиграть в игру «Карусель» (схемы признаков: место, действие, время, направление, характер, настроение). Объект для карусели педагог загадывает в загадке: он смелый, сильный, ловкий, честный, быстрый, внимательный, осторожный, храбрый, отважный, бесстрашный, умный, решительный, заботливый, добрый (отец-солдат)
Дети двигаются вокруг игрового поля (рис 4). По сигналу останавливаются напротив схемы-признака. Далее поочередно подбирают признаки для живых объектов картины, ориентируясь на свою схему. Игра проводится 3 раза.
Ожидаемые результаты : дети подбирают прилагательные к объекту, употребляют в речи новые понятия.
Рис. 4. Игровое поле «Карусель»
3. Работа в командах «Составление загадок»
Логопед предлагает разделиться на две команды и составить загадки о неживых объектах картины, ориентируясь на «линейку признаков» (рис. 5) (схемы признаков: цвет, форма, размер, материал, влажность, рельеф)
Дети подбирают признаки, характеризующие нужный объект, коллективно составляют загадку (треугольная, как морковка, прозрачная, как стекло, холодная, как снег — сосулька)
Ожидаемые результаты: дети умеют составлять рассказ — описание в виде загадки, используя союз «как»
Рис. 5. «Линейки признаков»
4. Игра-беседа «Я превращаюсь в героя»
Логопед предлагает детям «превратиться» в один из объектов картины и рассказать о себе.
Дети поочерёдно составляют предложения-описания живых или неживых объектов, используя наводящие вопросы педагога. (Я — сосулька, я треугольная, холодная, мокрая. Я вишу на краю крыши и понемногу таю, потому что на меня светит солнышко.)
Ожидаемые результаты : дети умеют описывать объект, используя ранее проговариваемые признаки объектов.
Итог занятия
Появляется «Волшебник времени» и предлагает детям нарисовать то, что произойдёт с героями картины в будущем.
Во время рисования педагог беседует с детьми. Дети фантазируют, рисуют, припоминают характеристики объектов, которые назывались в течение занятия, делятся впечатлениями.
Ожидаемые результаты : дети знают об объектах картины, могут составить описательный рассказ о них в отдельности и в общем о картине.
По окончанию рисования, педагог предлагает детям оценить свою деятельность в течение занятия.
Дети анализируют этапы занятия, с помощью смайликов выбирают интересные задания, и задания, вызвавшие затруднения.