Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Составление рассказов по картине Вячеслава Фёдоровича Шумилова «Весна 1945-го»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
08.05.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Арискина, О. В. Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Составление рассказов по картине Вячеслава Фёдоровича Шумилова «Весна 1945-го» / О. В. Арискина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 6 (87). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/293/10177/.


В статье автор предлагает разнообразные формы работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи при составлении рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ.

Ключевые слова: составление рассказов по картине, ТРИЗ, логопедическая работа, игровой формат, дошкольники.

Цель : Формирование умения составлять рассказ по картине.

Задачи :

— Совершенствовать умение составлять рассказы об объекте картины, используя имена признаков (место, действие, время, направление, характер, цвет, форма, размер, материал, влажность, рельеф).

— Формировать умения строить описание, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания, используя союз «потому что» и «как».

— Активизировать словарь признаков по теме: характеристика человека-воина, отца (смелый, сильный, ловкий, честный, быстрый, внимательный, осторожный, храбрый, отважный, бесстрашный, умный, решительный, заботливый, добрый); характеристика неживых объектов по цвету, форме, материалу и т. д.

— Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к Родине, поддерживать интерес детей к истории страны, развивать чувство гордости за служение и верности народа интересам страны.

— Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на плоскости.

— Развивать инициативу и самостоятельность в индивидуальной работе, парами и малых подгруппах.

Предварительная работа: дети знакомятся с картиной с помощью игры «подзорная труба» рассматривают объекты, педагог рассказывает историю создания картины художником.

Материалы и оборудование : репродукция картины Шумилова Вячеслава Фёдоровича «Весна 1945-го», коврограф, коврографы индивидуальные, карточки-части картины, карточки-схемы имен признаков, карточки-схемы «линейка признаков», «Карусель», бумага, карандаши, мелки, фломастеры.

Мотивационно-организационный этап занятия

Педагог вносит в группу коврограф (рис. 1), на котором обозначена рамка картины, и хаотично разбросаны карточки с объектами картины Шумилова В. Ф. «Весна 1945-го», 1989.

Дети рассматривают коврограф, вспоминают название картины и ее автора (педагог открывает картину (рис. 2), соотносят расположение объектов на картине и карточек с объектами на коврографе.

D:\Users\Olya\Desktop\ТРИЗ24\Занятие\коврограф.png

D:\Users\Olya\Desktop\ТРИЗ24\scale_2400.jpg

Рис. 1. Коврограф

Рис. 2. Картина Шумилова В. Ф. «Весна 1945-го», 1989.

Деятельностный этап занятия

1. Работа в парах на индивидуальных коврографах

Логопед предлагает игры «Исправь ошибку?», «Кто дружит?»

Дети :

— делятся на пары;

— находят объекты на карточках, располагают на индивидуальных коврографах (рис 3), ориентируясь на местоположение объекта на картине;

— сверяют свои действия с работой других детей;

— соединяют «дорожками» объекты;

— обосновывают свой выбор используя понятия центральная часть, левая — правая, нижняя — верхняя части картины; правый — левый, верхний — нижний углы картины («мосток и шайка дружат, потому что они деревянные», «Папа и мальчик дружат, потому что они родственники»).

Ожидаемые результаты: дети умеют выбирать объекты, принадлежащие изображению на картине, могут составить схему расположения объектов на плоскости. Составляют короткие рассказы-рассуждения из двух-трех предложений с союзом «потому что».

Индивидуальный коврограф с карточками-объектами картины

Рис. 3. Индивидуальный коврограф с карточками-объектами картины

2. Подбор признаков игра «Карусель»

Логопед предлагает поиграть в игру «Карусель» (схемы признаков: место, действие, время, направление, характер, настроение). Объект для карусели педагог загадывает в загадке: он смелый, сильный, ловкий, честный, быстрый, внимательный, осторожный, храбрый, отважный, бесстрашный, умный, решительный, заботливый, добрый (отец-солдат)

Дети двигаются вокруг игрового поля (рис 4). По сигналу останавливаются напротив схемы-признака. Далее поочередно подбирают признаки для живых объектов картины, ориентируясь на свою схему. Игра проводится 3 раза.

Ожидаемые результаты : дети подбирают прилагательные к объекту, употребляют в речи новые понятия.

Игровое поле «Карусель»

Рис. 4. Игровое поле «Карусель»

3. Работа в командах «Составление загадок»

Логопед предлагает разделиться на две команды и составить загадки о неживых объектах картины, ориентируясь на «линейку признаков» (рис. 5) (схемы признаков: цвет, форма, размер, материал, влажность, рельеф)

Дети подбирают признаки, характеризующие нужный объект, коллективно составляют загадку (треугольная, как морковка, прозрачная, как стекло, холодная, как снег — сосулька)

Ожидаемые результаты: дети умеют составлять рассказ — описание в виде загадки, используя союз «как»

«Линейки признаков»

Рис. 5. «Линейки признаков»

4. Игра-беседа «Я превращаюсь в героя»

Логопед предлагает детям «превратиться» в один из объектов картины и рассказать о себе.

Дети поочерёдно составляют предложения-описания живых или неживых объектов, используя наводящие вопросы педагога. (Я — сосулька, я треугольная, холодная, мокрая. Я вишу на краю крыши и понемногу таю, потому что на меня светит солнышко.)

Ожидаемые результаты : дети умеют описывать объект, используя ранее проговариваемые признаки объектов.

Итог занятия

Появляется «Волшебник времени» и предлагает детям нарисовать то, что произойдёт с героями картины в будущем.

Во время рисования педагог беседует с детьми. Дети фантазируют, рисуют, припоминают характеристики объектов, которые назывались в течение занятия, делятся впечатлениями.

Ожидаемые результаты : дети знают об объектах картины, могут составить описательный рассказ о них в отдельности и в общем о картине.

По окончанию рисования, педагог предлагает детям оценить свою деятельность в течение занятия.

Дети анализируют этапы занятия, с помощью смайликов выбирают интересные задания, и задания, вызвавшие затруднения.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
составление рассказов по картине
ТРИЗ
логопедическая работа
игровой формат
дошкольники

Молодой учёный