Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 19.09.2022

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Мещерякова, С. В. Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / С. В. Мещерякова, И. В. Скорик. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7585/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматривается какую роль оказывают н ародные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: патриотизм, игра, дети, воспитание, развитие.

Нравственно-патриотическое воспитание-основа для развития нравственных качеств дошкольников. Чувство любви к Отчизне формируется постепенно. Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма является игра. Великие люди, такие, как А. В. Суворов, был в восторге от игры в городки, А. С. Пушкин, любил игру в бабки. Они знали толк в жизни и понимали всю прелесть игр, которые всегда дарят хорошее настроение и отличное здоровье. По выражению выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, игра не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремления. Она являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Народные игры — это наше детство, забавы старшего поколения — наших родителей, бабушек и дедушек. Особенность народных игр в том, что они имеют нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. Формируется уважительное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается основа для развития патриотических чувств.

Знакомить детей с русской народной подвижной игрой можно начинать ещё с младшего дошкольного возраста. Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого есть простые игры типа: «Карусели», «Огуречик», «Зайка серенький», «Хоровод», «Пузырь…». В них мы играем в спортивном зале и в бассейне. Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни. Уже в средней группы я использую все виды народных игр . Народные игры бывают: коллективные и командные. К коллективным относят: «Ручеек», «Горелки», «Прятки», «Волк во рву», «Чехарда» и.д. К командным: «Лапта», «Муха», «Городки». Я. М. Климова отмечает, что при огромном разнообразии видов игр и их классификаций, все записанные фольклорные игры можно разделить на четыре раздела : 1) игры с пением и танцами (хороводами ) ; 2) игры подвижные; 3) игры интеллектуальные; 4) игры молодежные. По содержанию все народные игры лаконичны, эмоциональны, а с пением еще и музыкальны.

Используемые считалки, народные игры формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю.

Ознакомление и обучение детей русским народным играм можно

осуществлять с помощью персонажа бабушки Агафьи, у которой есть «волшебный сундучок». С этим сундучком бабушка Агафья приходит в гости к детям и знакомит с новой игрой.

Предлагаем детям способы выбора водящего, с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки. Но в свою очередь, не только педагог предлагает детям, в какие народные игры мы будем играть, но и дети, проявляя инициативу, рассказывают о тех играх, в которые их научили играть родители. Ребята с радостью объясняют правила игры и весело играют всей группой. Бабушка научила внучку игре «Лиска-лиса», «В козла». А она нас.

По считалке выбирается «лиска-лиса», остальные участники игры — «куры», которые запевают:

Лиска-лиса,

Дивья краса,

Долгий нос,

Рыжий хвост!

Пропев дразнилку, «куры» бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит их ловить. Кого первого поймает, тот и будет водить.

«В козла»

Девочки становятся в круг. В центре него стоит мальчик. Девочки поют песню и водят вокруг него хоровод:

Шел козел дорогою,

Дорогою, дорогою,

Нашел козу безрогую,

Безрогую, безрогую.

С этими словами мальчик — «козел» выбирает девочку и выводит в круг, они толкуют:

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И горюшко размыкаем,

Размыкаем, коза.

Потом девочка становится обратно в хоровод, а мальчик выбирает другую девочку. И так игра идет, пока все девочки не станцуют с мальчиком.

Есть еще много интересных игр, вот некоторые из них.

«Баба снежная»

По считалке выбирается «Снежная баба»:

Бабу снежную лепили.

Во дворе поставили.

Поиграть мы с ней решили,

И водить заставили.

Раз, два, три, «Баба снежная», води!

«Баба снежная» становится в отведенное место.

Дети крадутся к ней, напевая (на мотив «Ах вы, сени, мои сени) слова:

Баба снежная сидит,

Утром дремлет, днями спит,

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет!

(Если роль ведущего выпала на мальчика, то называем его «Дед снежный».)

После этих слов «Снежная баба» (водящий) «замораживает» детей. Тех, кого он заморозил, остаются на месте. После окончания игры, подсчитываются пойманные дети.

Нельзя допустить, чтобы замечательные старинные игры забылись и затерялись. Каждая семья — это Родины частица. Поэтому, вся работа по ознакомлению детей с подвижными играми проходит в тесном контакте с семьей. Было проведено родительское собрание, на котором родители рассказали о своих любимых народных играх, в которые они играли в детстве, а сейчас научили своих детей. Родители стали активными участниками в подготовке атрибутов к народным играм, участвовали в конкурсах рисунков «Игры нашего двора».

В дальнейшем планируем расширять и систематизировать знания детей о народных подвижных играх, закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки. Будем продолжать развивать заинтересованное отношение детей к культуре своей страны и создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Таким образом, патриотическое воспитание через игру — наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Большинство игр простые, никаких специальных требований или инвентаря не потребуется. Самое главное — это правильно построить игровой процесс, чтобы воспитанникам было интересно познавать новое, начинать проникаться патриотическими настроениями незаметно для себя.

Литература:

  1. Амосова, И. Воспитывать истинных патриотов [Текст] / И. Амосова // Диалог.- 2002.- № 11.- С. 58–59.
  2. Венгер Л. А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии. 1996. № 3; 3.Володченко В. Ю. Игры нашего двора: сборник/Худож. Челмодеев И. В.,-М.:Дом.1998,-88с.: ил.
  3. Карпова С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С. Н. Карпова Л. Г. Лысак. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 142 с.
Задать вопрос