Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алексеенко, О. О. Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие / О. О. Алексеенко, Н. А. Портянникова, М. Ю. Жадько, Т. Н. Медведева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7140/ (дата обращения: 29.03.2024).



Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи. Разработана модель коллаборации патриотического воспитания и воспитания здорового образа жизни у дошкольников через основы духовно-нравственное развитие. Доказана эффективность модели, реализация которой отражена в рабочих материалах и планах педагогов.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, интеграция, ЗОЖ, мелкая моторика, дошкольники.

Введение. Формирование личности ребенка как гражданина, патриота своей Родины является основополагающим для образования Российской Федерации. Достижение результатов в данном направлении невозможно вне духовно — нравственно и патриотического воспитания подрастающего поколения, неотъемлемой частью которого является обращение к традициям семьи, истории Родины и общекультурных ценностей. Значительную роль в формировании картины мира ребенка играют образовательные организации, в том числе центры дополнительного образования. Однако, первостепенная роль отводится дошкольным образовательным организациям, где в план работы заложены мероприятия, значимость которых важна для воспитательно-образовательной деятельности.

Н. А. Рощупкина научно обосновала тот факт, что интеграция образовательных областей в ДОО позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности и способствует общему прогрессивному развитию [2].

С. М. Шкляревская разработала модель интеграции образовательных сред в преемственной связи детский сад — школа, где выделила пространственно-предметный, содержательно-деятельностный и социально-контактный компоненты интегрированной образовательной среды [3].

Авторы Будже Т. А., Докукина О. С., Никитина Т. А. дают определение интеграции образовательных систем как состоянию «связанности, взаимопроникновения и взаимодействия» образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса [1].

Обратившись к нормативным документам, а именно к Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, мы выделили пункты, наиболее всего подходящие к дошкольникам, а именно: воспитание потенциала в духовной и творческой деятельности на основе моральных норм и непрерывного образования; нести ответственность за свое поведение; формирование морали ребенка как необходимости социально-адаптированного поведения, которое основано на представлениях о зле и добре, принятых в обществе; укрепление нравственности, основанной на семейном воспитании, воле, свободе, духовных отечественных традициях; развитие совести; бережливость и способность к трудовому обучению; формирование инициативы и самостоятельности и др.

Если объединить условия реализации Концепции патриотического воспитания и Концепцию духовно-нравственного развития ребенка, то основной целью можно назвать укрепление веры в Россию, формирование чувства личной ответственности за Отечество, любовь к Родине и семье и др.

На каких условиях можно воспитать в ребенке такую ответственность и гражданскую идентичность? Любое воспитание начинается к бережному отношению к своему здоровью, себе как индивидуальности, здоровьесбережению как основе сохранения себя и забота о близких. На основании таких выводом нами была сформулирована цель исследования — создание условий для интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие в детском саду.

Решались следующие задачи : разработана Модель коллаборации патриотического воспитания и воспитания здорового образа жизни у дошкольников через основы духовно-нравственного развития; внедрена в образовательный процесс вариативная часть программы с Моделью и проверена ее эффективность; подготовлены интегрированные занятия и реализованы в образовательном процессе.

Предмет исследования — проектирование содержания дошкольного образования на основе интегративного подхода.

Объект исследования — воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.

Методы исследования и испытуемые

Исследование проходило в МБДОУ «ЦРР — Детский сад № 175» г. Воронежа в 2020–2021 году. Участвовали дети двух групп, всего 53 ребенка. В качестве методов исследования явился констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент использовался для проведения патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие. Было уделено внимание развитию когнитивных процессов через деятельность, развивающую мелкую моторику.

Результаты и их обсуждение

Результатом исследования стала реализация целей и задач, отраженных в Модели. Для проведения констатирующего эксперимента использовались следующие игры: настольная игра «Путешествие по Воронежу»; театр теней «Достопримечательности города»; подготовка к шествию «Бессмертный полк», утренник к 12 июня «Я люблю тебя Россия»; физкультурно-оздоровительный праздник «Здоровый я — здоровая и крепкая страна»; воспитательное занятие «Что значит быть милосердным?» и др.

Модель коллаборации патриотического воспитания и воспитания здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Рис. 1. Модель коллаборации патриотического воспитания и воспитания здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Уровень сформированности компетенций в области духовно-нравственного, патриотического и здоровьесбережения оценивались по трёхбалльной шкале, где 1 — низкий уровень, 2 — средний и 3 — высокий.

Получены следующие результаты на конец 2020 и конец 2021 года. Полученные данные отражены в диаграмме. Использовалось четыре теста, включающих проблемные вопросы и задания. Полученные данные показали эффективность Модели. Наилучшие показатели по тесту «Здоровьесбережения», средний балл около трех, что соответствует высокому уровню. Другие тесты на уровне выше средних значений, что тоже хорошо.

Сравнительный анализ эффективности реализации Модели коллаборации патриотического воспитания и воспитания здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Рис. 2. Сравнительный анализ эффективности реализации Модели коллаборации патриотического воспитания и воспитания здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Вывод. Результаты исследования по интегрированному подходу при патриотическом воспитании и здоровому образу жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие показывают, что содержание образования должно ориентироваться на формирование целостного восприятия и представления об окружающем мире, о любви, о здоровье и необходимых умений и навыков их применения в жизни.

Литература:

  1. Будже Т. А., Докукина О. С., Никитина Т. А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. — М.: Московский центр качества образования, 2014. — 160 с.
  2. Рощупкина, Н. А. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС / Н. А. Рощупкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 311–313. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46532/ (дата обращения: 24.02.2022).
  3. Шкляревская С. М. Интеграция образовательных сред дошкольного и начального общего образования как условие эффективности предшкольной подготовки: Москва, 2014.- 170 с.
Задать вопрос