Культурно-образовательная практика «Отважная профессия — пожарный» в ранней профориентации детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.

Дата публикации: 08.12.2021

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Диваева, И. В. Культурно-образовательная практика «Отважная профессия — пожарный» в ранней профориентации детей дошкольного возраста / И. В. Диваева, Т. А. Сивцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6909/ (дата обращения: 19.04.2024).



Культурно-образовательная практика — активное, действенное познание и освоение социокультурного опыта дошкольниками, инструмент развития самовыражения, инициативности, один из возможных путей формирования способности к профессиональному самоопределению дошкольников.

Ключевые слова : познавательная мотивация, самоактуализация, личностный опыт, профессиональные роли, наработка возможностей, профессиональное самоопределение.

Современные дошкольники — дети своего века. Они растут более свободными, активными, инициативными, уверенными. Каким станет их будущее и будущее нашей страны? Можно ли уже в дошкольном детстве направить помыслы наших ребят в созидательном, гуманистическом направлении?

Уже начиная с дошкольного возраста, образование выстраивает свои отношения с ребёнком таким образом, чтобы помочь ему не только усвоить общечеловеческий опыт как нечто внешнее, но и на основе этого социокультурного опыта осознать себя, преобразовать свои природные способности до возможности самоактуализации, открытия своего «Я» и собственного жизненного пути.

Самоактуализация, активное освоение социокультурного опыта происходит с помощью культурно-образовательных практик, которые открывают возможности для личной инициативы ребёнка, осмысления его собственного повседневного опыта, создания им собственных значимых продуктов деятельности, на основе своих возможностей, потребностей. Условия культурно-образовательной практики позволяют создавать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых, с помощью которого дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих интересов, желаний осваивают различные виды деятельности, способы поведения. Культурно-образовательные практики позволяют перевести общечеловеческие опыт и знания в свой личностный опыт.

Исследование взрослого мира в дошкольном детстве происходит и самостоятельно, и с поддержкой значимых взрослых, и с умным наставничеством. По мысли Л. С. Выготского, «обучение создает зону ближайшего развития, т. е. вызывает у ребенка к жизни целый ряд внутренних процессов развития, которые вначале являются возможными только в сфере сотрудничества со взрослыми и товарищами, а затем становятся внутренним состоянием самого ребенка». В процессе сотрудничества со взрослым (по Выготскому) или наставником (по Фукуяме) ребенок сумеет расширить свои возможности. [2, с.6–13]. Когда картина мира строится в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками, обучение и воспитание входят в жизнь ребенка через ворота той или иной ведущей деятельности, превращают «чужие» равнодушные идеи в «свое» личностное знание. Такого рода знание дети не запоминают по заданию или инструкции, но им руководствуются в различных жизненных ситуациях.

У детей 5–7 лет возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых. В игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. «Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть... капитаном, врачом и т. п». [2, с.6–13]. Эти игры помогают расширению возможностей выбора ребенком способов своего поведения в самых разных ситуациях, превращаются в школу поведения в нетипичных ситуациях. Главная развивающая черта этих типов задач — наработка возможностей выбора в различных ситуациях в сочетании с познавательной мотивацией. Решение таких задач помогает ребенку осознать себя в мире людей, почувствовать сопричастность к общечеловеческому опыту.

В игре происходит развитие рефлексии. А без рефлексии, как подчеркивает С. Фукуяма, вряд ли может сформироваться способность к профессиональному самоопределению. «Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события»,- пишет Д. В. Менджерицкая. [3, с.38]. Общеизвестно, что эмоциональные переживания оставляют мощный след в сознании человека, поэтому, возможно, ребёнок в будущем сделает свой решающий выбор в пользу той профессии, играя в которую, он испытывал чувство радости и удовлетворения.

Мы хотим представить опыт культурно-образовательной практики «Отважная профессия — спасатель» как инструмента мотивации дошкольников к развитию, самореализации и формирования ранней профориентации дошкольников. При организации практики мы учитывали реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии, поддерживали их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию. В культурно-образовательной практике были использованы следующие методы и технологии: квест-технология, технология проблемного обучения, диалогового взаимодействия, кейс-технология, ТРИЗ, информационные технологии, технология противоречий и доказательств.

Побудителем познавательного интереса в нашем случае послужило письмо, пришедшее на почту ДОУ, с сообщением о предстоящей встрече сотрудников МЧС с дошкольниками. Это событие явилось поводом для создания интереса, внимания, некоторого бессознательного недоумения и стала мотивирующим фактором для дальнейшей деятельности. Процесс «запуска» познавательного интереса, развёртывания творческого процесса деятельности был успешен. Ребята начали активно собирать информацию о профессии пожарных: была собрана и развёрнута тематическая выставка книг, посвящённых профессии, видеотека, игротека. Ребята заинтересовались историей возникновения профессии, её развитием. Так в группе появился мини музей «Отважные пожарные». Каждый мог рассказать о своих любимых музейных экспонатах со знанием дела и с удовольствием. Совместно с ребятами составили план-схему с символами, куда вошли следующие формы работы для обогащения знаний детей: чтение, просмотр фильма, экскурсия в пожарную часть. Происходил процесс интенсивного обогащения детских знаний и опыта по теме. Мы побывали в виртуальном музее пожарной охраны. Экспозиции музея познакомили детей с историей пожарной охраны города. Особое восхищение у детей вызвали подлинные экспонаты выставки: медные каски, заливные трубы, автомобили прошлого века. Впечатления от увиденного дети отобразили в рисунках и рассказах. Дети с удовольствием играли в дидактические игры на повышение культуры пожарной безопасности, получали новые знания о пожарной технике, профессии пожарного, его экипировке, о средствах борьбы с пожаром. Особый интерес вызвало у детей решение проблемных задач, связанных с возникновением и преодолением опасных ситуаций. Мы наблюдали постоянное обращение ребят к собранной информации, её обработку, нарастание интереса детей к дальнейшей познавательно-исследовательской деятельности. Со стороны педагогов дети ощущали поддержку, одобрение и поощрение интереса. Родители с удовольствием подключились к нашей деятельности. С помощью родителей были оформлены фотовыставки, коллажи, изготовлены атрибуты для игры «Мы-пожарные ". Совместная творческая деятельность родителей и детей явилась эффективным способом детско-родительского взаимодействия. В таких благоприятных условиях усиливается влияние всех педагогических воздействий на ребенка, ребенок лучше усваивает информацию, исходящую от родителей, прислушивается к ним, так как в такие моменты доверие ребенка к взрослому очень велико. Общий душевный настрой, заинтересованность общим делом, дает новые точки роста, способствует повышению компетентности всех вовлеченных в дело сторон. Кульминацией нашего проекта стало событие большого познавательного и эмоционального накала — квест «Юные пожарные». Дети с интересом включились в совместную деятельность с взрослыми по расследованию ситуаций, предложенных работником пожарной части. Они показали высокую осведомленность и испытали большое удовлетворение от высокой оценки, данной им специалистом. Состоялась общая рефлексия и выход на новую систему проблем: педагоги отметили, что, расследуя данное происшествие и отвечая на поставленные вопросы, дети ответили не только на них, но и получили для себя принципиально новые знания. Дети выразили их собственный эмоциональный, нравственный опыт.

Мы обнаружили, что особенности занимательности есть сильный побудитель познавательного интереса, который обостряет эмоционально-мыслительные процессы, заставляет ребят пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, размышлять, принимать решения. В результате культурно-образовательной практики дети получили новые представления о сферах человеческой деятельности, связанных с ними профессиях; совершенствовали навыки сбора и переработки информации по интересующей теме или проблеме, учились понимать поставленную задачу, способы её достижения, развивали элементарные умения составлять модели и алгоритмы собственной деятельности. Ребята имели возможность рассуждать и давать адекватные причины возникновения опасных ситуаций и возможных действий; почувствовать себя сопричастными к детско-взрослому сообществу, быть нужным, почувствовать эмоциональный отклик и радость от результатов своей деятельности.

Этот опыт может стать начальной ступенькой наших воспитанников в мир профессий. А мы убедились, что ребёнку нужна служба «навигации, поддержки, консультирования, когда ребёнку надо помогать делать выбор и чувствовать, где он сильнее, зажигать его интерес, помогая ребёнку влюбиться. Нужна служба не профориентации, а мотивации». [5]

Литература:

1. Интервью радиостанции «Эхо Москвы» [Электронный ресурс] // http://echo.msk.ru

2. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. «Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора- к диагностике развития) // Доклад, подготовленный к VII Международной конференции по профессиональной ориентации в университете Асия (Япония) 9–11 мая 1991 г. Вопросы психологии. 1992. № 1.- С. 6–13

3. Менждерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982

4. Программа От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.- издание шестое, доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020, с.277–278

5. Интервью А. Г. Асмолова из цикла «С европейской зрения» «Моя мечта — создать в России идеологию выбора и свободы» [Электронный ресурс] // Режим доступа:www. asi.org.ru 2019/02/22

Ключевые слова

профессиональное самоопределение, познавательная мотивация, самоактуализация, личностный опыт, профессиональные роли, наработка возможностей
Задать вопрос