Увеличение объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники при непосредственной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дорожинская, И. Г. Увеличение объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники при непосредственной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации / И. Г. Дорожинская, Т. П. Потолова, Т. Н. Пономарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6362/ (дата обращения: 24.04.2024).



Доказано, что память и получение образования дошкольниками являются сторонами одного процесса адаптивного поведения. Объем памятизависит от процессов являющихся опорными при создании ассоциаций, в связи с чем, приемы мнемотехники являются самыми эффективными техниками. Авторами разработана система работы по увеличению объема памяти дошкольников, в которой структурированы этапы и возможности.

Ключевые слова: приемы, мнемотехника, объем памяти, дошкольники; образовательная деятельность.

Актуальность использования приемов мнемотехники для увеличения объема памяти дошкольников обусловлена возрастными особенностями. В дошкольном детстве преобладает наглядно-образная память и отчасти сенсорная, поэтому запоминание носит в основном непроизвольный характер. Приёмы мнемотехники в воспитательно-образовательном процессе используется для стимулирования запоминания и увеличение объема памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

О. Н. Быкова конкретизировала научное представление о понятии мнемотехника и мненическая деятельность, выявила психологическую структуру этих понятий и обосновала содержание структурных компонентов деятельности с дошкольниками. По мнению автора, предложенная идея дает возможность развивать активность, самостоятельность, осознанность, инициативность, мотивацию на ее процесс и результат, смысл которого запоминать и воспроизводить, накапливать и сохранять полученные знания, умения и навыки [1].

М. А. Семененко, исследуя роль игры в развитии произвольной памяти, отмечает, что процесс произвольного запоминания у дошкольников зарождается и активно развивается под влиянием повторения в условиях сюжетно-ролевой игры [3].

Веракса А. Н. акцентирует внимание на возрастные особенности развития памяти у дошкольников, отмечая, что дети до семи лет чаще опираются на визуальные характеристики материала, предназначенного для запоминания [2].

Проблемой развития памяти в дошкольном возрасте занимались: Л. С. Выготский, П. Жане, Е. И. Изотова, К. Левин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский и многие другие.

Однако, начиная исследовать тему тренировки, развития памяти с целью увеличения ее объема, мы столкнулись с проблемой дефицита научного материала по данной проблематике. Это послужило основанием цели исследования — изучить влияние приемов мнемотехники на увеличение объема памяти у дошкольников.

Объект исследования : процесс увеличения объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники при проведении непосредственной образовательной деятельности.

Предмет исследования : содержание и педагогические условия увеличения объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники.

Задачи:

– теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия увеличения объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники;

– систематизировать и разработать модель развития и увеличения памяти у дошкольников приемами мнемотехники;

– провести сравнительный анализ эффективности модели.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли дошкольники и педагоги МКДОУ «ЦРР- детский сад № 3» р.п. Таловая, Воронежской области. В начале 2020 года была разработана модель развития и увеличения памяти у дошкольников приемами мнемотехники, но ее реализация осуществлялась с перерывами, так как в период пандемии COVID-19, некоторое время детские сады не осуществляли свою деятельность. Таким образом, можно считать, что реализация модели длилась один академический год. В данный момент система профессиональной деятельности воспитателей в этом направлении усовершенствована, произведены корректировки заданий и мероприятий. Мы представляем данные мониторинга, которые, на наш взгляд, заслуживают внимания и служат основанием для продолжения работы в выбранном направлении.

В качестве методов для мониторинга были выбраны следующие игровые задания и упражнения: «Дидактический стол с лабиринтом «Бусинки» (для определения объема внимания); Головоломка «Пицца», 48 деталей, 4 слоя; игра — квест по поиску туфельки «Золушка»; игра в карточки правда — ложь по теме «Флора и фауна».

В качестве оценивания применялась бальная система. Наибольшее количество запомненных объектов, фактов, знаков (для дошкольников не менее 10) — 3 балла; от 6–7 — это 2 балла; 3–5 — это 1 балл; менее трех — 0 баллов.

Результаты и их обсуждение

На схеме центральной фигурой являются дошкольники. Для развития и увеличения у них объема памяти использовались приемы мнемотехники, а именно: метод ассоциаций (картинки); составление смысловых фраз из начальных букв; метод Цицерона (метод ассоциаций работает хорошо для относительно небольшого числа объектов, развивает воображение); методы запоминания цифр в игровой форме (закономерности и в ассоциации со стихами); метод Айвазовского (тренировка зрительной памяти).

Модель развития и увеличения памяти у дошкольников приемами мнемотехники

Рис. 1. Модель развития и увеличения памяти у дошкольников приемами мнемотехники

Все перечисленные приемы мнемотехники включены в непосредственную образовательную деятельность дошкольной образовательной организации. Это способствует развертыванию регуляционных механизмов у дошкольников.

Проведенный мониторинг подтверждает правильность выбора метода увеличения объема памяти у дошкольников, что и показано в таблице.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития и увеличения объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники

Название методики

2020

2021

«Дидактический стол с лабиринтом «Бусинки»

1,56

2,32

Головоломка «Пицца», 48 деталей

1,23

1,98

игра — квест по поиску туфельки «Золушка»

1,78

2,52

игра в карточки правда — ложь по теме «Флора и фауна»

1,13

1,47

Вывод. Таким образом, успешность развития и увеличения объема памяти у дошкольников при проведении непосредственной образовательной деятельности обеспечивается созданием специальных организационно- педагогических и методических условий, систематизированных и представленных в виде модели. Анализ показал, что приемы мнемотехники являются эффективными. Приемы мнемотехники с использованием электронных образовательных ресурсов воспринимаются детьми на основе положительных эмоций и дают положительный результат.

Литература:

  1. Быкова, О. Н. Психолого-педагогические условия развития мнемической деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Дисс…канд. псих. наук. Чебоксары, 2016, — 265 с.
  2. Веракса А. Н. Развитие памяти дошкольников.URL: https://sdo-journal.ru/journalnumbers/razvitie-pamjati-doshkolnikov.html (дата обращения 13.05.2021)
  3. Семененко М. А. Роль игры в развитии произвольной памяти у современных дошкольников 5–6 лет. Дисс… ст. магистра. Москва, 2014 URL: http://psychlib.ru/mgppu/studworks/SemenenkoMA/SRi-ma-015.htm#$p1 (дата обращения 12.05.2021)
Задать вопрос