Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Возможности использования конструктора LEGO для обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Развитие дошкольника
03.05.2021
776
Поделиться
Библиографическое описание
Рыжова, Л. А. Возможности использования конструктора LEGO для обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Рыжова, Н. В. Балакирева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6338/.


В статье авторы рассматривают возможности конструктора ЛЕГО для формирования и обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: LEGO, ребенок, дошкольный возраст, математическое образование.

Развитие математических представлений детей дошкольного возраста является одним из перспективных направлений современного дошкольного образования. Основы успешности в мире, пронизанном математизацией и информатизацией, закладываются в дошкольном детстве. В концепции математического образования от 08.10.2021 г. подчеркивается, что качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе [2, с. 1]. В отношении дошкольного образования в концепции предлагается создавать условия: предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка, для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Развитие математических представлений — один из значимых компонентов в формировании картины мира ребенка дошкольного возраста, влияющий на формирование математического мышления. Математическое мышление характеризуется четкостью, точностью, краткостью и логичностью мысли, умением пользоваться символикой. Эффективным средством развития математического мышления детей старшего дошкольного возраста можно считать конструктивно-познавательную деятельность с использованием конструктора LEGO. Лего-конструирование основано на действии, а формирование математического мышления эффективнее всего происходит за счет познавательно-практической деятельности, направленной на освоение способов действий с предметами или их заместителями. Конструктор LEGO является современным и перспективным средством математического развития дошкольника, будучи образным, кинестетическим материалом, позволяющим решать множество математических задач.

Конструктор LEGO используется педагогами в образовательной деятельности для развития представлений о числе и количестве, величине, форме, развития пространственной ориентировки.

Развитие конструктивной деятельности с математическим содержанием происходит поэтапно. Первоначально детям предлагаются дидактические игры, позволяющие познакомиться с конструктором LEGO, названиями деталей, способами их скрепления, озвучиваются правила использования конструктора.

На следующем этапе происходит непосредственное формирование элементарных математических представлений с помощью конструктора LEGO. Проводятся преимущественно игровые дидактические упражнения и игры с математическим содержанием. Так, при закреплении понимания отношений между числами натурального ряда педагог выкладывает две карточки с цифрами. Для сравнения чисел сначала предлагает ребенку построить башню из кирпичиков, количество которых соответствует цифре на карточке. Чтобы сравнить два числа, достаточно определить, какая башня выше. Ребенок определяет, в какой башне кирпичиков больше, и ставит соответствующий знак.

C:\Users\User\Desktop\IMG-72c551c26e4f268dd7c9bc0ee81b35e1-V.jpg

Для совершенствования навыков количественного счета предлагаем детям карточки, представленные ниже.

C:\Users\User\Downloads\IMG-ab7c1dfac93bfdc79377f8bc58a2b633-V.jpg

Для формирования у детей измерительных умений предлагаем детям кирпичики LEGO в качестве мерки для измерения предметов. Например, длина машины составляет 3 кирпичика LEGO. Можно также предложить ребенку измерить длину и ширину предмета и сравнить их.

C:\Users\User\Desktop\IMG-d3693ad75f52e522a45255ee780bdd56-V.jpg

При развитии представлений о весе предметов детали LEGO используются в качестве гирек. Так дети в практической деятельности могут узнать и сравнить вес предмета, выявить зависимость веса предмета от вида гирьки. Для измерения одного и того предмета используется разное количество кубиков и кирпичиков LEGO.

Для знакомства детей с составом числа используются кирпичики двух цветов. Педагог показывает на платформе, как получить число разными способами. Так как варианты получения числа будут разные, можно выполнить коллективную работу и выставить на платформе все возможные варианты. Очень доступным для понимания ребенка способом определения состава числа становится измерение башни из кубиков LEGO на весах.

C:\Users\User\Downloads\IMG-787400c157897544cf7ee3230d2b907f-V.jpg

Используем конструктор при развитии у детей умения ориентироваться на ограниченной территории, располагая предметы в указанном направлении на платформе LEGО. С помощью LEGO составляем вместе с детьми схемы и маршруты, «читая» по ним направление движения в пространстве.

Использование конструктора в LEGO развитии у детей элементарных математических представлений является образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия и эффективным средством для развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Белошистая А. В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: диссертация доктора педагогических наук. М, 2003. 405 с.
  2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации https://docs.cntd.ru/document/499067348
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
LEGO
ребенок
дошкольный возраст
математическое образование

Молодой учёный