Развитие познавательных способностей и творческого мышления посредством интерактивно-игровых модулей LogoSmart | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Подготовка к школе

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.

Дата публикации: 03.03.2021

Статья просмотрена: 367 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Развитие познавательных способностей и творческого мышления посредством интерактивно-игровых модулей LogoSmart / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6127/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассматриваются интерактивно-игровые модули как средство работы по развитию познавательных способностей и творческого мышления. Приводятся примеры игр авторского интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт»), направленные на познавательно-творческое развитие. Приводятся методические рекомендации по применению анимированных игровых упражнений в педагогической практике.

Ключевые слова: интерактивно-игровые модули, интерактивные игры, познавательные способности, творческое мышление, LogoSmart, ЛогоСмарт.

Гармоничное познавательно-творческое развитие является залогом полноценного функционирования как отдельной личности, так и общества в целом. Эффективный процесс обучения, приобретения знаний, формирования определенных умений и навыков базируется на познавательных и творческих способностях ребенка. Совершенствование творческих способностей — главное условие, предопределяющее развитие интеллекта ребенка. Актуальной задачей педагогической практики является разработка приемов и методов развития познавательной и творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Для раскрытия сущности данной проблемы необходимо уточнить понятие способности, так как одного указания на субъективные и поведенческие проявления недостаточно. В современных исследованиях способности определяются как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций» [1]. По существу, функциональные системы рассматриваются как выражение мозговой организации сложных психических (познавательных) процессов и носители общих способностей. Поэтому способности и познавательные процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так на основе традиционного разделения познавательных психических процессов выделяются следующие способности: сенсорные (ощущения), перцептивные (восприятие), мнемические (память), способности представления, имажитивные (воображение), мыслительные, аттенционные (внимание).

Отметим, что довольно часто в специализированной литературе происходит отождествление познавательных способностей и интеллекта. При этом имеются самые разнообразные определения, которые включают такие характеристики, как: обобщенная способность к познанию и обучению; способность к решению проблем, определяющая успешность любой деятельности; система умственных операций; стиль и стратегия решения проблем; разумение и постижение жизненного смысла; система всех познавательных способностей (от ощущения до мышления) и др. [4]. Таким образом, рассмотрев основные подходы и определения, можно проследить онтологическую связь ключевых понятий.

Анализ наиболее удачных и популярных методов развития познавательных способностей и творческого мышления, разработанных Е. Крачфилдом, Е. Торренсом, Э. Де Боно, Я. А. Пономаревым, С. Медником, Г. Альтшуллером, определил оптимальные для разработки интерактивных игр. С целью создания интерактивно-игровых модулей, направленных на развитие познавательных способностей и творческого мышления, отобраны «Функциональный анализ», «Структурный анализ», «Морфологический анализ», «Оценка всех факторов», «Цели, задачи, намерения, приведшие к данной ситуации», «Точки зрения различных лиц», «Эмпатия», «Последствия и результаты», «Альтернативы, возможности, выводы», «Метод фокальных объектов», «Отдельные ассоциативные области», «Круги Луллия» и др. Таким образом, в авторских интерактивно-игровых модулях «LogoSmart» («ЛогоСмарт») решается проблема обоснования и модельного представления интерактивного подхода к развитию познавательных способностей и творческого мышления. Интерактивно-игровые комплексы «LogoSmart» («ЛогоСмарт») включают более 600 анимированных игровых упражнений, содержащих генератор вариантов, который позволяет увеличить количество комбинаций заданий в несколько раз.

Посредством интерактивных игр «LogoSmart» («ЛогоСмарт») решается ряд важнейших педагогических задач: развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие творческой активности и воображения. Применение интерактивно-игровой деятельности в образовательном процессе с целью познавательно-творческого развития расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка, поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах постоянной обратной связи, диалогизации образовательного процесса, активной стимуляции, погружения в проблему и гармонизации развития. Интерактивно-игровые модули «LogoSmart» («ЛогоСмарт») (авторы: Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В.) предоставляют педагогу альтернативные варианты включения интерактивного компонента в педагогическую деятельность на индивидуальных либо фронтальных занятиях [2; 3].

Яркие привлекательные картинки, крупные, хорошо узнаваемые изображения, сравнение естественных звуков и звукоподражаний помогают создать творческую атмосферу и вовлечь детей в речевую деятельность, организовать словарную работу, отработать грамматические категории и сформировать связную речь. Успешной подготовке к школьному обучению способствуют интерактивные игры «LogoSmart» («ЛогоСмарт») направленные на развитие речи, внимания и воображения, зрительной и слуховой памяти, познавательных способностей, творческого и логического мышления, которые охватывают несколько важнейших тем: «Голоса животных», «Звуки природы», «Звуки города», «Цвет», «Форма», «Размер», «Направления», «Расположение предметов», «Противоположности», «Рифмы и факты», «Семья», «Профессии», «Транспорт», «Мой дом», «Времена года», «Животные», «Растения» и др.

Игры «Нетеряй-ка», «Бюро находок», «Потеряшка», «Плюшкин», «Выставка картин» и «Вернисаж» способствуют развитию речевого внимания, умению найти предмет по описанию. Так в игре «Бюро находок» разные герои описывают утраченные предметы, а дети, услышав описание, подбирают предмет, который полностью соответствует описанию (рис.1). В играх «Нетеряй-ка» и «Потеряшка» детям необходимо послушать описание предмета, найти нужную картинку и назвать слово, выбрав правильный ответ из нескольких вариантов. После проведения данных игр дети сами с охотой придумывают такие «загадки».

Скриншоты игры «Бюро находок» интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт») Бурачевской О. В., Бурачевской Т. В.

Рис. 1. Скриншоты игры «Бюро находок» интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт») Бурачевской О. В., Бурачевской Т. В.

В играх «Вездесущий лучик», «Волшебное стекло», «Солнечный зайчик», «Ночная прогулка», «В поле зрения», «Веселый фонарик» благодаря различным классификационным и исследовательским задачам дети учаться детальному анализу пространства, сужают поле поиска, осваивают линейное пространство, изучают единую смысловую композицию, в которую объединины персонажи, предметы, сюжетные линии (рис. 2, 3). Кроме того, представленные игры содержат множество сюжетных линий и большое количество деталей, поэтому их можно использовать для составления невероятного количества историй, прекрасно помогая в развитии речи детей.

Скриншоты игр «Веселый фонарик», «Волшебное стекло» интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт») Бурачевской О. В., Бурачевской Т. В.

Рис. 2. Скриншоты игр «Веселый фонарик», «Волшебное стекло» интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт») Бурачевской О. В., Бурачевской Т. В.

Еще одно направление развития интеллектуально-творческих способностей представляют интерактивные игры «Веселые парочки», «Крути-верти», «Катись колесико». В данных анимированных упражнениях свободное вращение всех частей барабана приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов, при этом каждый сектор содержит обозначение, которые в свою очередь дети комбинируют между собой. Такие игры как «Зазеркалье», «Морская гладь», «Рисунки на песке» способствуют развитию зрительного воспиятия, фантазии и воображения.

Скриншоты игр «В поле зрения», «Вездесущий лучик» интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт») Бурачевской О. В., Бурачевской Т. В.

Рис. 3. Скриншоты игр «В поле зрения», «Вездесущий лучик» интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт») Бурачевской О. В., Бурачевской Т. В.

Интерактивные игры «Инопланетный друг», «Веселые превращения», «Узнавай-ка» развивают фантазию и творчество, предлагая детям рассматривать загадочных существ, описывать их, догадываться на что они похожи. После данных игр можно предложить детям нарисовать своих персонажей либо поиграть в игры «Фантастическое животное», «Веселый изобретатель», «В гостях у Комбика», «Ночное перевоплощение» (рис.4). Эти интерактивно-игровые задания позволяют составлять из разных частей новые изображения: из частей разных животных рождаются фантастические звери; в руках изобретателя комбинируются разные знакомые предметы, меняя свое первоначальное назначение; веселый Комбик составляет проекты новых домов и целых городов; а ночью роботы строят из «теневых» фигур свои проекты, а днем при свете детям видны эти небывалые комбинации.

Скриншоты игры «Ночное перевоплащение» интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт») Бурачевской О. В., Бурачевской Т. В.

Рис. 4. Скриншоты игры «Ночное перевоплащение» интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт») Бурачевской О. В., Бурачевской Т. В.

Педагогическая техника «storytelling» реализуется в интерактивных играх «Говорилки», «На ходу я расскажу», «Театр теней», «Что увижу расскажу» (рис.5). В данных играх предусмотрено составление историй с конкретной структурой, выбором разных интересных героев и места действия, дополнение деталей на каждом этапе рассказывания.

Скриншоты игр «На ходу я расскажу», «Театр теней» интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт») Бурачевской О. В., Бурачевской Т. В.

Рис. 5. Скриншоты игр «На ходу я расскажу», «Театр теней» интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт») Бурачевской О. В., Бурачевской Т. В.

Представленные игры интерактивно-игрового комплекса «LogoSmart» («ЛогоСмарт») Бурачевской О. В., Бурачевской Т. В. способствуют формированию навыков управляемого воображения, речевой и познавательной деятельности, логического и творческого мышления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература:

1. Алиева, Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е. Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности. — М., 1991. — С. 7–17.

2. Бурачевская, О. В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития [Электронный ресурс] / О. В. Бурачевская // Педагогические инновации: от теории к практике — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/doi.org/10.21661/r-113096 (дата обращения: 10.02.2021).

3. Бурачевская, О. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская // VI Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.). URL: http://birskin.ru/index.php/2012–03–27–12–36–17/46–6-/296–2017–04–24–04–57–58 (дата обращения: 10.02.2021).

4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб., 2007. — 368 с.

Задать вопрос