Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Ясный взгляд на мир детства

Коррекционная дошкольная педагогика
14.02.2021
34
Поделиться
Библиографическое описание
Швец, С. В. Ясный взгляд на мир детства / С. В. Швец, Н. А. Постоева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6054/.


Ключевые слова: окружающий мир, нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, детский сад, дошкольное учреждение.

У ребенка врачи обнаружили дефект зрения. Конечно, у родителей возникает множество вопросов: «Что делать?», «Как обучать и воспитывать слепого или слабовидящего ребенка?», «Как помочь ребенку адаптироваться в обществе?», «Где получить помощь?»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Вопрос охраны зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым. Офтальмологи констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, с врожденной зрительной патологией, а также нарушение работы зрительного анализатора у детей в раннем возрасте.

В ряду всех познавательных процессов восприятие занимает место первоисточника информации в целостном процессе познания. Благодаря восприятию в дошкольном возрасте создается основа для формирования мировоззрения, целостного представления об окружающем мире, которое в школьный период будет обогащаться новыми представлениями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным. У таких детей отмечаются затруднения ориентировки в пространстве, сенсорные нарушения, нарушения зрительно-моторной координации, отсутствие навыка адекватного взаимодействия глаза и руки. У детей выявляется особая педагогическая потребность: научиться видеть окружающий мир в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особенную картину мира с общепринятой.

Поэтому поступление таких детей в специализированный детский сад — первая ступенька в интегрировании детей с патологией зрения в общество. Только при условии слияния педагогического и лечебно-офтальмологического взаимодействия достигаются эффективные результаты, что является основным принципом работы дошкольного учреждения для детей с ОВЗ по зрению. Это позволяет, с одной стороны, извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, а с другой — проводить лечебные воздействия без ущерба для учебно-воспитательной работы.

Офтальмологическое лечение направлено на повышение остроты зрения и восстановление сенсорно-моторных механизмов, обеспечивающих объединённую деятельность обоих глаз. Это направление работы ДОУ осуществляют врач-офтальмолог и медицинские сестры-ортоптистки.

Офтальмологическое лечение включает в себя:

– плеоптическое лечение. Направлено на повышение остроты зрения. На этом этапе проводится свето- и цветостимуляция сетчатки глаза, фотомагнитотерапия, лазерная стимуляция сетчатки, компьютерные программы.

– ортоптическое лечение. Направлено на получение бифовеального слияния (слияние зрительных образов во время фиксации объекта обоими глазами при косоглазии). Единое зрительное ощущение достигается благодаря компьютерным программам,

– диплоптическое лечение. Направлено на формирование глубинного стереоскопического зрения.

Коррекционно-педагогическая деятельность ДОУ обеспечивает целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения. Эта работа осуществляется учителями-дефектологами. Ими разработана специальная методика занятий по развитию зрительного восприятия. На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением учитель — дефектолог формирует:

– зрительные представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира, учит их зрительно анализировать части предмета, видеть общее и отличное между предметами одного вида;

– представления о сенсорных эталонах и развивает на этой основе такие сенсорные операции, как узнавание, локализация из множества, сравнение, соотношение и т. д.;

– потребность использования зрительных умений и навыков для управления причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности;

– учит ребенка при восприятии окружающего максимально использовать свои зрительные функциональные возможности;

– учит детей использовать накопленный зрительный опыт при восприятии предметного мира большого, свободного пространства.

Применение специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации и развития зрения используется во всех видах детской деятельности.

Организация коррекционных упражнений непосредственно связана с этапом офтальмологического лечения дошкольников. Так в период плеоптического лечения учитель-дефектолог включает в занятия игры и упражнения на выделение с помощью зрения цвета, формы, величины предметов и изображений, использует задания, связанные с обводкой по контуру, упражнения с мозаикой, конструктором.

В период ортоптического лечения детей учат подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, накладывать одно изображение на другое, точно совмещая их.

На этапе стереоскопического лечения учитель-дефектолог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними.

Поскольку большая часть воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ по зрению будет обучаться в общеобразовательной школе, поэтому для развития зрительного восприятия в дошкольном учреждении организована целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование целостного и полного восприятия окружающего мира.

Коррекция недостатков физического развития детей с нарушением зрения реализуется в форме адаптивной физической культуры. На этих занятиях учитываются особенности детей с нарушениями работы зрительного анализатора: затруднения в регуляции движений, их точности, координации, восприятия глубины пространства, расстояния между предметами.

В детском саду созданы все условия для достижения каждым воспитанником адекватного уровня интеллектуального, физического, психического и социального развития, для формирования положительных качеств личности. Развивающая среда ДОУ ориентирована на развитие зрительного восприятия как одного из элементов полисенсорной основы познания ребёнком с нарушением зрения окружающего мира.

Результатом целенаправленной работы становится осознание детьми роли зрения, важности заботы об органе зрения, значения соблюдения гигиенических правил для сохранения функций глаз.

Максимальное сближение медицинских и педагогических средств коррекции позволяет достигать высоких положительных результатов.

Благодаря раннему лечению и компенсации вторичных отклонений в развитии детей в условиях обычного режима жизни ребёнка 95 % дошкольников повышают зрение за годы посещения детского сада, 83 % выпускников имеют стопроцентное зрение, у 86 % выпускников отмечается уменьшение угла косоглазия.

Благодаря систематической целенаправленной коррекционно-педагогической работе наши выпускники показывают устойчивые знания об окружающем мире, владеют анализом основных постоянных признаков исследуемых объектов. Об этом свидетельствуют стабильно положительные результаты обучения в школе, грамоты за отличное окончание учебных годов, а также дипломы и сертификаты городских, всероссийских и международных конкурсов и олимпиад.

Литература:

  1. Аветисов Э. С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. Руководство по детской офтальмологии. — М., 1987. — 192–224 с.
  2. Григорян Л. А., Кащенко Т. П. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. — М., 1994.
  3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. — М.: Экзамен, 2006.
  4. Жохов В. П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tlib.gbs.spb.ru
  5. Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение. — С-Пб., Детство-Пресс, 2002. — 75–83 с.
  6. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. — М.: ГороД, 1998.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
окружающий мир
нарушение зрения
зрительное восприятие
ребенок
детский сад
дошкольное учреждение

Молодой учёный