Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Вопросы воспитания
04.04.2020
187
Поделиться
Библиографическое описание
Суетина, Л. Р. Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности / Л. Р. Суетина, Л. Н. Малахова, И. И. Фрезе. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5097/.


}}}

Патриотическое воспитание — сегодня эта проблема актуальна как никогда. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте, ведь дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, в этот период происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Поэтому, именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Всем известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, народу.

Любовь к Родине — одно из самых благородных чувств человека. В. А. Сухомлинский писал: «Родина открывается перед нами и в цветущих садах, и в зеленых лугах, и в склонившейся над прудом вербе, и в стае перелетных птиц в голубом небе, но самое главное, самое яркое и сильное, что на всю жизнь запечатлевается в сердце патриота и что воплощает в себе Родину,— это люди». Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства мы, взрослые, должны познакомить детей не только с настоящим, но и с прошлым нашей Родины. Не зря ведь говорят «У народа,

Дети мало знают об историческом прошлом страны, о Великой Отечественной войне, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников. [7.15]

Для решения данных задач в дошкольных учреждениях всё чаще используется метод проектов. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Метод проектов актуален и очень эффективен, ведь участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять активность и любознательность, интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности. Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считается наиболее приемлемым, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта. [2.36]

Очень важно помнить историю своей Родины — особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно — мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник — без ложного патриотизма. И нам взрослым необходимо детям рассказывать о Дне Победы в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и о детях войны, о событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали Родину свою выжившие в Великой Отечественной Войне.

К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о Великой отечественной войне, о защитниках родины -ветеранах, о том как протекала жизнь в военное время, военном оружии, о форме одежды военных, о победе. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.

В ходе своей работы мы постарались донести до детей, что история большой страны складывается из миллионов маленьких историй отдельных семей. Для этого мы предложили детям и родителям принять участие в проекте «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…», с неподдельным интересом включились в работу и дети и взрослые. Каждый день ребята приносили фотографии, с гордостью рассказывали о своих прабабушках и прадедушках, которые сражались на фронте и строили железную дорогу, выращивали хлеб и круглосуточно работали на заводах. Все рассказы и фотографии мы собрали в «Книгу памяти». Чтобы пробудить в детях интерес к теме войны, им нужно показать существующие вокруг нас свидетельство прошлого, лучшими рассказчиками являются, конечно, ветераны. Для этого мы организовали встречу с ветераном войны и труженицей тыла.

Наш город хранит память о трудном военном времени в памятниках, обелисках, в вечном огне. В День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков и в День Победы мы с детьми и их родителями приходим к мемориалу в Атаманском лесу, что бы почтить минутой молчания и возложить цветы тем, кто защищал наш город и нашу страну, кто не пришёл с той жестокой войны, поблагодарить тех, кому посчастливилось, дожить до великого Дня Победы. А также в детском саду, дети вместе с родителями принимают участие в праздничном концерте, посвященном освобождению города и Дню Победы, участвуют в выставке поделок.

Лучшая форма воспитания патриотизма для каждого человека — это изучение истории родного края. Одним из этапов проекта мы — воспитатели детского сада рассказываем детям, какой ценой завоевана мирная, счастливая жизнь. Говорим о дне освобождения Старого Оскола, который мы празднуем 5 февраля, о том, что тысячи наших земляков стали добровольцами, ушли на фронт. О том, как дети и женщины день и ночь трудились в тылу, приближая День Победы. За город продолжалась героическая борьба солдат 40-й и 24- ой армии, которые отступали с боями на Восток. И 7 месяцев наш город находился в зоне оккупации. Говорим о бессмертном подвиге 17 бойцов 107-ой мотострелковой дивизии 40-й и 21-ой армии у железнодорожного разъезда Набокино. 17 Советских бойцов сдержали натиск вражеской колонны, состоящей из 500 гитлеровцев. 13 солдат погибли смертью храбрых, 4 получили тяжелые ранения, но не пропустили врага. Наши воины оказали сопротивление и вступили в неравный бой с фашистами у Майсюковской будки. Подвиг этих солдат всегда будет в нашей памяти. Наш педагогический долг, передать подрастающему поколению, уважение к мужеству и стойкости солдат в Великой Отечественной войны.

Тем, кто родился после войны очень сложно понять то, что пережило военное поколение. Но у нас еще есть возможность услышать рассказы тех, кто выжил, попытаться почувствовать и постараться сохранить в памяти то, что пришлось пережить им в той страшной войне.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации [текст]: / Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2005. — 205 с.
  2. Васильева Н. А. Проектная деятельность: участвуем вместе [текст]: // Дошкольное воспитание N 10, 2011.
  3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. [текст]: /Е. С. Евдокимова.- Творческий центр «Сфера» 2006 год М.
  4. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ [текст]: / Л. А. Кондрыкинская. А-М: ТЦ Сфера,2006–192 с.
  5. КазаковаА.П., ШорыгинаТ.А. «Детям о Великой Победе» [текст]: / А. П Казакова, Т. А Шорыгина -Москва 2010 г.
  6. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова — М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный